РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА 9-11 класс Пособие
план-конспект урока по праву (9, 10, 11 класс)

Кашлакова Марина Евгеньевна

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕАЛИЗАЦИИ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:  НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА   9-11 класс Пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_ak_9-11_kl.doc258.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochie_tetradi_ak_9-11_kl.doc1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Учебное пособие

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕАЛИЗАЦИИ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Казань – 2015

 

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Сафронова И.В. Роль образования в реализации антикоррупционной политики: Правовые основы борьбы с коррупцией. Учебное пособие для 9 – 11 классов. – Казань: ГАОУ ДПО «ИРО РТ», 2015. –  46 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление  ……………………………………………………………………  

1-2. Коррупция в России: исторический экскурс

3. Роль правовых институтов в противодействии коррупции

4. СМИ в противодействии коррупции

5. Гражданское общество и противодействие коррупции

Приложения:

№ 1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

№ 2. Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года)

Источники

Литература

Интернет-ресурс

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

С помощью этого учебника Вам предстоит ознакомиться с основами нравственно-правовой культуры и её роли в противодействии страшному злу – коррупции. Текст учебника включает четыре параграфа, приложения, список источников и литературы, Интернет-ресурс.

Каждый параграф сопровождается двумя типами вопросов. Перед параграфом помещены вопросы, которые нацеливают Вас на изучение темы, определяя её ключевые аспекты.  После параграфа помещены вопросы, которые призваны проверить полученные Вами знания.

Каждый параграф содержит специально выделенные понятия, которые следует запомнить.

К учебнику прилагается «Рабочая тетрадь», где даны дополнительные интересные задания, расширяющиеся знания, полученные при изучении параграфов.

§ 1-2. Коррупция в России: исторический экскурс

Почему коррупция исторически рассматривается как опасность, создающая угрозу развитию общества?

Коррупция как явление в истории известна с древнейших времен. Упоминания о коррупционных деяниях историки находят даже в таких древних документах, как Законы Хаммурапи в Древней Вавилонии, трактат по искусству управления «Артхашастра» в Древней Индии в Древнеегипетских и Древнекитайских законах, а также и других.  Коррупция, исторически известная, прежде всего, как форма взятки за принятие выгодного просителю решения настолько вросла в сознание человечества, что стала неотъемлемой составляющей мировоззрения. Это привело даже к восприятию её как свойственной обществу объективной данности.

В последнее время коррупция получила новое поле для своего существования. Из правового поля коррупционная деятельность распространяется на социальную сферу, захватывая межличностные и межгрупповые отношения разных социальных уровней. Это превращает её в социально-юридическое явление, несущее вызов общественному развитию.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. определяет коррупцию именно как социально-юридическое явление, означающее «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица»[1].

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению.  Это и чиновник, и депутат, и судья, и сотрудник правоохранительных органов, и администратор, и преподаватель, и врач и т.д. Главным стимулом к коррупции является возможность получения неконтролируемого дохода, связанного с использованием полномочий и профессиональной деятельности.

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция, создающая угрозу процветанию российского общества, стала одним из главных и общепринятых тезисов. Проблеме её существования и важности борьбы с ней отводится огромное место в государственной политике, общественной практике и образовательной деятельности.

Но, что, же это за столь опасное явление? Почему оно играет столь значимую роль в жизни Российского общества, угрожая его благоденствию и процветанию?

Чтобы лучше разобраться в этих вопросах обратимся к истории. Зарождение коррупции в России историки относят к эпохе становления и развития российского государства в IX-X вв. Они связывают этот процесс с внедрением института «кормления», заимствованного Россией из Византии. Давайте обратимся к уже изученному Вами на уроках истории и вспомним, что такое «кормление», как осуществлялось и почему стало предтечей развития коррупции на Руси?

Итак, «кормление» - это система, при которой народ кормит своих управителей, которые обеспечивают административную и судебную функции на местах. Первоначально кормление носило эпизодический характер, и было связано со сбором штрафов (виры) в казну, осуществлением судебных функций по поручению князя, строительством храмов, публичных зданий, дорог.

Первые упоминания об этой своеобразной форме осуществления княжеской власти мы находи в «Русской правде». Вместе с судебными пошлинами княжеская власть узурпирует древние судебные права свободных общинников и вводит княжеский суд. Вирник и сопровождавший его отрок (или отроки) творит в общине суд и расправу и взимает в пользу князя виры и продажи (по делам, не связанным с убийством), получая часть денег и в свою пользу. Кроме того, община обязана по закону содержать вирника и отрока, кормить их и их лошадей. Такие приезды становятся регулярными и свидетельствуют об усилении княжеской власти и  суда.

В XII – XIV вв. кормление начинает играть значимую роль в складывании системы осуществления княжеской власти на уровне местного управления. Для осуществления административных функций в города и волости назначаются наместники и волостители, а также тиуны, которые осуществляют управление, получая содержание от местного населения. Содержание в основном носило натуральный характер, хотя иногда выражалось и в денежной форме. Кормился не только управитель, но и вся его родня и вся его челядь.

Наибольшего развития система кормления достигла в XIV – XV вв. В это же время особенно ярко проступили все негативные стороны этого вида осуществления верховной власти в уездах, городах и селах. Кормления вели к произволу и злоупотреблениям местных властей, заинтересованных в своем обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поборы начали достигать такой непомерной для населения величины, что уже наносило ущерб казне и государству. Поэтому поначалу была предпринята попытка навести порядок в самой системе кормления, ограничив поборы. Однако это не имело успеха, и тогда, в ходе земской реформы в течение 1555-1556 гг. система кормления была отменена и упразднена.

Однако традиция жить и обогащаться за счёт подданных не канула в Лету. Она вошла в сознание управителей и сохранилась в последующие времена, постепенно видоизменяясь от допустимой до преступной.

Кормление постепенно трансформировалось в лихоимство – подкуп должностного лица за действия, нарушающие действующее законодательство, и мздоимство – подкуп должностного лица за действия не связанные с нарушением закона. Первым законодательным сводом, в котором была предпринята попытка выкорчевать лихоимство и мздоимство связана с принятием Судебника 1497 г., регламентировавшего осуществление судебных дел.

Однако Судебник 1497 г. только отмечал противоправность лихоимства и мздоимства, но не регламентировал ответственность за нарушение закона. Этот недостаток был исправлен Судебником 1550 г. В нём были расписаны виды взяток и меры наказания за оные в судебной практике.

Это всё ж не остановило желающих поживиться за чужой счёт, используя своё служебное положение. Сферы коррупционных деяний расширялись, а служилые люди теряли страх, злоупотребляя своим служебным положением. Дело дошло до того, что вызвало мощный социальный протест.

В 1648 г. в Москве во времена правления царя Алексея Михайловича вспыхнул бунт. В истории этот бунт, как Вы должны помнить, получил название Соляной бунт, однако, учитывая требования, с которыми выступили бунтовщики, его смело можно назвать и антикоррупционным. В ходе бунта участники сначала требовали отставки тех, кто, по их мнению, очень сильно злоупотреблял своей властью и притеснял народ, а затем перешли к активным действиям – погромам и убийствам. Алексей Михайлович был вынужден пойти навстречу бунтовщикам и выдать им главу Земского приказа Л.С. Плещеева, главу Пушкарского приказа П.Т. Траханиотова, главу Посольского приказа Н.И. Чистого, которые были растерзаны восставшими. Главу правительства боярина Б.И. Морозова царю удалось отстоять, но он вынужден был отправить его в ссылку. Одновременно с Москвой бунт охватил города юга России (Курск, Елец и др.), Поморья (Соль Вычегодск, Устюг Великий), Сибири (Томск, Енисейский острог, Кузнецк и др.).

Верхушка российского общества в лице дворян и богатого посада воспользовалась бунтом и выдвинула свои требования к царю. Среди них важнейшими были требования упорядочить судопроизводство, навести порядок в ведении всех дел в приказах. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, которое ещё более регламентировало осуществление судебных и административных дел. Ужесточались и наказания за взяточничество. Стремясь к наведению порядка в управлении государством, Алексей Михайлович даже учредил специальный приказ по надзору – приказ Тайных дел.

Однако все предпринимавшиеся верховной властью действия, не увенчались успехом. Взяточничество, а также и казнокрадство продолжали сопутствовать управленческим и судебным делам в российском государстве.

К XVIII в. коррупция в России приобретает неслыханные масштабы, охватывая все слои российского общества. Бороться с неё предпринимают попытки и Пётр I  и Екатерина II. Однако результативность оказалась не высока. К XX в. казалось в Российской империи коррупция срослась с обществом, стала составной частью его жизни, как среди властьпридержащих лиц, так и среди рядовых граждан.

Среди юристов и политиков Российской империи даже обсуждался вопрос о том, что надо бы различать подарки, благодарность и взятку. В первом случае лицо, получившее подарок не должны нести ответственность, так как их действия не несут вреда государству, а являются обоюдными. Во втором случае, если вымогается подношение, то это взятка и за неё должна нестись ответственность, так как нарушаются интересы граждан[2].

Революция 1917 г. привела к смене государственного строя. Российское государство, пройдя через горнило гражданской войны и военной интервенции, вышла на этап нового государственного строительства. Однако Советский Союз, правопреемник Российской империи, унаследовал и её проблемы в сфере администрирования и судопроизводства, в том числе коррупцию и казнокрадство. Принятый 8 мая 1918 г. декрет СНК РСФСР «О взяточничестве» предусматривал уголовную ответственность за взяточничество, что отнюдь не обеспечивало ликвидацию данного явления. Особенно значительным было увеличение коррупции (взяточничества и казнокрадства) в годы новой экономической политики. Дело дошло до того, что за взятки суды начали приговаривать к высшей мере наказания.

Шло время, развивалась страна, превращаясь в мощную индустриальную мировую державу, а вопрос о коррупции сохранял свою силу.  Это получило отражение в содержании Уголовных кодексов 1922, 1926, 1960 гг. В этот период истории причинами коррупция принято было считать недоработки органов партии и правительства, в области воспитания трудящихся.

Борьба с коррупцией на рубеже 70-80-х годов XX в. выявила примеры организованной коррумпированности советской номенклатуры и бюрократии, включая партийные и правоохранительные круги на уровне союзных министерств и руководителей республик, краев и областей. Наиболее яркими, отразившими вершину айсберга коррупционными процессами, стали «хлопковое», «рыбное», «фруктовое» дела, известные как «узбекские», «казахские», «одесские», «молдавские», «московские» и др. процессы[3].  

Распад Советского Союза и образование его правопреемницы Российской Федерации, опять-таки не привели к автоматическому устранению проблемы с коррупцией.

Впервые в современной России проблема коррупции и важности борьбы с ней возникла в 1992 г., что было отражено в Указе «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля  1992 года.   В дальнейшем Российские власти не раз предпринимали попытки борьбы с коррупцией. В 1993, 1995, 1997 годах предпринимались попытки   в рамках законодательства дать определению понятию коррупция и выработать меры по предотвращению её развития.

Однако всё это было мало результативно. И только в 2008 г. был принят специальный федеральный закон «О противодействии коррупции», который устанавливает основные направления государственной политики в борьбе с коррупцией, раскрывает её сущность и определяет механизмы борьбы с ней. Для обеспечения эффективности борьбы с коррупцией в рамках реализации закона ежегодно принимаются «Национальные планы противодействия коррупции» на федеральном и региональном уровнях.

Вопросы и задания:

  1. Что такое коррупция? Когда исторически она возникает?
  2. Что такое кормление? Как эта система повлияла на развитие российского государства и общества?
  3. Почему, по Вашему мнению, в Российской империи не удалось справиться с коррупцией?
  4. Что, по Вашему мнению, помешало ликвидировать коррупцию после Великой Российской революции 1917 г.?  
  5. Как организовывается борьба с коррупцией в Российской Федерации?

§ 3. Роль правовых институтов в противодействии коррупции

Каким образом антикоррупционное законодательство может обеспечить противодействие коррупции в обществе?

Ранее мы рассмотрели историю становления коррупции и борьбы с ней в российском обществе. В современной России государством ведется активная борьба с коррупцией.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Все они функционируют в контексте специально сформированных антикоррупционных правовых институтов.

Основу антикоррупционного правового института составляют Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.,  «Национальная стратегия противодействия коррупции» от 13 апреля 2010 г. и ежегодно принимаемые на федеральном и региональном уровнях «Национальные планы противодействия коррупции». Данный пакет документов определяет, что такое коррупция, её опасность для общества и механизмы противодействия ей.

В антикоррупционный правовой институт входят и правовые нормы Гражданского кодекса, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса.

Его дополняют нормы федеральных законов Российской Федерации: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О развитии малого и среднего бизнеса», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие.

Таким образом, можно говорить о сформированной системе антикоррупционного законодательства, обладающего потенциалом противодействия коррупции в разных сферах деятельности на отраслевом и межотраслевом уровнях.

Однако проблема коррупции в российском обществе, несмотря на наличие правового поля борьбы с ней сохраняется. Это обусловлено тем, что, к сожалению, наличие законов, направленных на предотвращение преступного деяния не всегда обеспечивается законопослушностью граждан и наличием правопорядка в стране.

Чтобы антикоррупционное законодательство реализовалось в жизни российского общества, необходимы определенные условия. Прежде всего, это обеспечение эффективного функционирования правоохранительных институтов.

Почему для функционирования правовых институтов по реализации антикоррупционной политики необходимы правоохранительные институты? Что лежит в основе их деятельности?

Это связано с тем, что коррупция обусловлена не только правовыми факторами, но имеет социальные и психологические корни. В итоге вырабатывается своеобразный двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная (т.е. сконцентрированная в кругах госслужащих), считается социально неприемлемой. С другой стороны, когда речь идет о решение насущных бытовых задач коррупция рассматривается как допустимая («неизбежное зло»). Второй аспект наиболее опасен, так как он то и является подлинным индикатором отношения к коррупции в обществе. Это тот самый психологический аспект, который допускает ситуацию, когда нельзя, но очень нужно, то можно.

Увы, как отмечали ещё наши предки, люди не совершенны. Одни готовы к исполнению закона, а другие считают это для себя необязательным. Одни думают о процветании своего Отечества и развитии общества как об условии развития всех, а другие ограничиваются заботой о личных интересах и личной выгоде.

Следовательно, возникает потребность в структурах, которые заставят исполнять закон тех, кто считает его необязательным для себя. Этими структурами и выступают правоохранительные органы, обладающие соответствующими функциями:

  • принуждение к исполнению закона;
  • наказание за неисполнение закона;
  • наказание за нарушение закона.

Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. 

Регламентация деятельности правоохранительных органов осуществляется в соответствии с рядом принципов:

  • правоохранительные органы уполномочиваются для осуществления правоохранительной деятельности;
  • правоохранительные органы осуществляют свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность;
  • правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения;
  • законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений становится самостоятельным правонарушением, влекущим дополнительную ответственность.

Вопросы и задания:

  1. Что такое правовой институт? Для чего создаются правовые институты?
  2. Какие законы составляют основу антикоррупционного правового института? Представьте краткую характеристику основных положений ФЗ «О противодействии коррупции».
  3. Каким образом обеспечивается реализация правовых институтов в государстве?

§  4. СМИ в противодействии коррупции

Какую роль в формировании антикоррупционного мировоззрения играет общественное мнение и как оно формируется?

Ранее мы познакомились с ролью правовых институтов в реализации антикоррупционной политики. Однако, как становится очевидным, только усилиями правовых институтов и правоохранительных органов с коррупцией, которая обрела социально-психологические причины, справиться нам не удастся.

Чтобы борьба с коррупцией стала эффективной важно сформировать негативное отношение к самому явлению коррупции во всех её проявлениях, повысить социальный иммунитет к правонарушению как явлению и сформировать в обществе ментальное сопротивление коррупции. Это возможно только при ярко выраженном общественном неприятии коррупции как явления на всех уровнях и во всех сферах.

Как можно сформировать антикоррупционное общественное мнение? Как объяснить каждому человеку, что коррупция это зло, которое создает угрозу его благополучию, его ЛИЧНОМУ благополучию?

Важную роль в этом могут сыграть средства массовой информации во всей их совокупности от прессы до Интернета. Они обладают высоким уровнем влияния на умы и души. Поэтому относиться к возможностям, которые могут предложить средства массовой информации в формировании антикоррупционной поведенческой модели следует серьезно.

Во-первых, средства массовой информации играют важную роль в просвещении народонаселения. Это выражается в публикации законов, указов и других документов на страницах официальных газет. Это отражается в комментариях, которые дают политологи, социологи и экономисты по факту принятия законов и указов и их влиянии на жизнь людей в государственной и коммерческой прессе. Более подробно рассматриваются аспекты всех сфер жизнедеятельности российского общества в публицистических и научно-публицистических статьях на страницах научных и публицистических журналов. И, конечно же, Интернет, являющийся сегодня наиболее доступным средством массовой информации. Здесь можно ознакомиться и с электронными версиями газет и журналов, содержащих всю актуальную информацию о жизни в нашей стране и за рубежом.

Во-вторых, средства массовой информации играют важную пропагандистскую роль. Через средства массовой информации представляются агитационные материалы, направленные на формирование определенного отношения к каким-либо процессам, явлениям общественной жизни. Примером тому могут служить такие  средства массовой информации как плакаты, карикатуры, специальные телепередачи – «Агитпроп», «Акценты недели», «Точка зрения»…

В-третьих, средства массовой информации активно формируют общественное мнение. Здесь интересны разного рода телевизионные публицистические и просветительские передачи. Такие как: «Право знать!», «Постскриптум», «Момент истины», «Час суда», «ПравДа» и другие.

Весь спектр возможностей средств массовой информации достаточно широк. Пользуясь ими важно помнить, что их содержание может быть как продуктивным, так и контр продуктивным. Критерием истины здесь служит коэффициент полезного действия для страны и общества. Чтобы средства массовой информации были полезны, следует уделить внимание формированию информационной культуры, которая поможет разобраться в потоке информации и сделать правильные выводы.

Критериями сформированной информационной культуры являются следующие показатели:

  • умение формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
  • перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
  • вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
  • адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Кроме того, важно чтобы средства массовой информации были независимыми, действующими в интересах гражданского общества и благополучия народонаселения. Эту задачу сегодня решает Общероссийский народный фронт. В апреле 2014 года им был проведен в Санкт-Петербурге первый медиафорум независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», куда были приглашены независимые журналисты со всех регионов России. На форуме было принято решение о создании Фонда поддержки независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость» и Центра правовой поддержки журналистов. Это позволит обеспечить условия для эффективного использования средств массовой информации в реализации антикоррупционной политики.

Вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте возможности СМИ в реализации антикоррупционной политики. Проведите сравнительно-сопоставительный анализ возможностей печатной прессы, телевидения, Интернета.
  2. Дайте определение понятию «информационная культура». Наличие каких показателей говорит о сформированности информационной культуры у человека?

§ 5. Гражданское общество и противодействие коррупции

Возможно, ли справиться с коррупцией только законодательными и просветительскими мерами?

Правовые институты и средства массовой информации, как мы уже узнали, являются важными условиями реализации антикоррупционной политики государства. Однако их деятельности для противостояния коррупции явно недостаточно. Об этом свидетельствует и история антикоррупционного законодательства, и не всегда эффективная деятельность правоохранительных органов, и даже просветительская работа средств массовой информации не дает должного результата.

Следовательно, требуются ещё одно условие, которое позволит повести эффективную борьбу с коррупцией. Что это за условие, которое может обеспечить реализацию антикоррупционного законодательства?

Если мы вспомним историю, то сможем найти это условие. Борьба с коррупцией становится эффективной тогда, когда в антикоррупционную борьбу активно включаются народные массы. Для примера вспомните, к каким результатам привел Соляной бунт 1648 г.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность борьбы с коррупцией определяется активной социальной позицией общества, выраженной им в гражданской позиции.

А это значит, что важнейшая роль в противодействии коррупции принадлежит гражданскому обществу.

                          

Гражданское общество в России заявило о себе в 90-е годы XX века. В этот период отечественной истории российское общество находилось в эйфорическом состоянии от обретенной «свободы». Это способствовало формированию идею, что чем меньше влияние государства, тем значимее роль гражданского общества. Это имело негативные последствия, так как привело к нарушению социально-политической иерархии, распространив влияние гражданского общества на государственные институты.

Такое уже было в истории нашей страны. Достаточно вспомнить сверхнародность Советской власти в 20-х годах XX века.  К чему это привело и чем закончилось можно проанализировать, изучая историю этого периода.

Итогом роста влияния институтов гражданского общества стало серьезное ослабление государства, что привело к существенным потерям во всех областях жизни российского общества: экономике, культуре, науке и образовании, внутренней и внешней политике. В какой-то мере можно говорить, что это открыло путь и росту криминогенности в обществе, в том числе и в виде коррупции.

Ведь если государство это часть потребительского общества, то и вопросы отношения между властью и гражданами осуществляется по законам спроса и предложения. А тогда коррупцию можно рассматривать как «рынок государственных услуг частным лицам». Однако это ведет к снижению государственно-политической эффективности управления, к нарушению социальной справедливости, к правовому нигилизму, а, следовательно, к снижению роста благополучия общества.

Институты гражданского общества не должны подменять государство. Государство и гражданское общество должны дополнять друг друга. Иначе мы рискуем войти в состояние серьезного социально-политического, экономического  культурного кризиса, который будет способен разрушить жизнь всего российского общества и каждого из нас.

Важно понимать, что слабому государству сопутствует неразвитое гражданское общество, равно как слабому гражданскому обществу сопутствует неразвитое государство. Следовательно, историческая задача, которая стоит перед современной Россией это строительство эффективного государства, которому соответствует эффективное активное гражданское общество.

Гражданское общество не существует вне поля свободы граждан, а свобода требует определенного уровня образованности, ответственности, воли от каждого из нас. Это хорошо было подмечено автором «Интернационала» Эженом Потье:

Никто не даст нам избавленья — 
Ни бог, ни царь и ни герой.

Добьемся мы освобожденья 
Своею собственной рукой.

Поэтому основной целью, к которой мы должны стремиться это формирование собственной гражданской идентичности, развитие и саморазвитие себя как активной ответственной патриотически-настроенной личности. А это значит, что мы должны быть  «не посетителями музея, не болельщиками за «наших», не «сыновьями промотавшихся отцов», и даже не теми, для кого «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - превыше всего, ибо все эти качества вполне доступны не гражданам, а всего лишь подданным, населению.

Ибо граждане, в отличие от не граждан, поданных, населения, - это свободные люди, вольно и сознательно взявшие на себя тяжкое бремя управления собой и своим имуществом, заботу о своих семьях и соседях, труд и умение принимать хозяйственные и политические решения. И в полном объеме за эти решения расплачиваться – как в случае успеха, так и в случае неудачи.

Гражданин страны это, во-первых, тот, кто  отвечает за прошлое государства, потому, что выполнять заветы предков и отвечать по их обязательствам – святое дело. Во-вторых, тот, кто создает, защищает и преумножает настоящее страны, ее авторитет, ее богатство, ее население. В-третьих, тот, кто своей жизнью формирует будущее страны, отводя от нее возможные угрозы, делая ее чище, здоровее, крепче»[4].

Реализоваться как гражданин России сегодня можно, активно включаясь в работу общественных организаций, проявляя неравнодушие к происходящему вокруг.

Примером такой деятельности служит работа Общероссийского народного фронта. Она отражается на проводимых им «Форумах действий».

В декабре 2013 г. на «Форуме действий» было принято решение о создании пяти рабочих групп ОНФ: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика» и «Социальная справедливость».

 В ноябре 2014 г. на втором «Форуме действий» были подведены итоги работы за год. Работа сконцентрировалась на пяти дискуссионных площадках: «Качество повседневной жизни», «Социальная справедливость», «Общество и власть: прямой диалог», «Импортозамещение и технологическая модернизация», «Аграрный сектор: аккуратные санкции и возможности роста».

Общероссийский народный фронт ведет активную работу по развитию и укреплению гражданского общества в нашей стране. Он открыт для активных и неравнодушных граждан, которые стремятся к тому, чтобы сделать жизнь в России краше.

Вопросы и задания:

  1. Дайте определение понятия гражданское общество. Представьте краткую характеристику институтов гражданского общества, их функций.
  2. Определите, как соотносятся государство и гражданское общество и как это влияет на жизнь страны.
  3. Проанализируйте, как влияет на жизнь современной России деятельность Общероссийского народного фронта.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение № 1:

Федеральный закон Российской Федерации

от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ

"О противодействии коррупции"

(Извлечения)

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора

1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

                    Президент Российской Федерации Д. Медведев

Приложение № 2:

Национальная стратегия противодействия коррупции

(утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года)

I. Общие положения

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия

коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии

 противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии

противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии

противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путём решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путём оперативного приведения:

- правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

- правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

- муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

ИСТОЧНИКИ:

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994г., часть вторая от 26.01.1996 г., часть третья от 26.11.2001 г.

Закон РТ  от 28 июля 2004 г. № 45 – ЗРТ «О местном самоуправлении в РТ».

Закон РТ от 17 января 2008 г. № 55 – ЗРТ  «О муниципальной службе в РТ».

Избирательный кодекс РТ от 7 мая 2007 г. № 21 – ЗРТ.

Конституция Республики Татарстан.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460).

Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы (утверждён Президентом РФ 31 июля 2008г. № Пр-1568) (в редакции Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460).

Республиканская программа по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 - 2011 годы

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ.

Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции».

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 17.11.1995 г. №168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 31.07.1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции»

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

ЛИТЕРАТУРА:

Антикоррупционная политика: учебное пособие. /Под ред. Г.А. Сатарова. – М.: РА «Спас», Фонд ИНДЕМ, 2004.

Астафьев Л. В. К вопросу о понятии коррупции//Коррупция в России: Состояние и проблемы: Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 г.). - М.: Московский ин-т МВД РФ, 1996.

Борьба с коррупцией через образование. Институт Конституции и правовой политики COZPI fig_corr_th_edu_ru. Pdf

Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Социология и социальная антропология. – 2000. Т.III. – Вып. I. (http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/2000/1/07bistrova.html)

Вагабов Т.В. Коррупция: понятие и структура//Право и образование. – 2005. - № 4.

Галицкий Е.Б., Левин М.И. Взяткообучение и его социальные последствия // Вопросы образования. – 2008. - № 3.

Ганс Е. Н., Лебедянцев С. З., Малахова О. В. Антикоррупционное воспитание школьников в системе гражданскогообразования: активные методы. – Самара: Экос, 2003.

Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005.

Государственная служба. Энциклопедический словарь. /Под ред. В.К. Егорова. – М.: РАГС, 2008.

Гражданское общество против коррупции в России. /Под ред. М.Б.Горного. – СПб.: Норма, 2002.

Кушниренко С.П., Пристансков В.Д. Коррупция и ее преступные проявления. Особенности уголовного преследования. – СПб.: Специальная литература, 2004.

Любимов А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм, парламентаризм. – М., 1999.

Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов /Сост. В.С. Овчинский. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Общественная этика на местном уровне: стратегия противодействия коррупции и другим формам финансовой преступности в органах местного самоуправления. Сборник модельных инициатив. Совет Европы – Российская Федерация. Обнинск, 2003.

Россия и коррупция: кто кого? Аналитический доклад Регионального общественного фонда «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). – М., 1998.

Рутковская Е.Л. Гражданско-правовая компетентность российских подростков (по материалам международного исследования CIVIC) // Основы государства и права. – 2003. - №  3.

Стратегия антикоррупционной политики Республики Татарстан// Лоббист. - № 3. – 2008.

Хейнеман С., Андерсон К., Нуралиева Н. Цена коррупции в секторе высшего образования // Вопросы образования. – 2008. - № 3.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС:

http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=045983 – Указ Президента РФ № 815 от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции».

http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204857.shtml - Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г.

http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html - Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Опубликован 30 декабря 2008 г.

http://www.kremlin.ru/news/7450 - Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции в новой редакции

http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml - Тематические подборки по антикоррупционной политике на сайте Президента РФ .

http://www.duma.gov.ru/anticorcom/index.html - Сайт Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции.

http://www.stopcorruption.ru/1384.htm - Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией»

http://www.korrup.ru/ - Национальный Антикоррупционный Совет РФ

http://www.korupcii.net/index.php?s=4&id=5 - Официальный сайт специализированной организации Национальный Антикоррупционный  Совет Российской Федерации

http://www.korupcii.net/index.php?s=10 - Программа Национального Антикоррупционного Совета РФ: Программа содействия Президенту Российской Федерации по противодействию коррупции

http://www.stopcorruption.ru/ukaz.htm - Сайт Общественного антикоррупционного комитета. Размещены: Национальный план противодействия коррупции, решения законодательных органов, постановления правительства, законопроекты, федеральные законы, указы Президента.

http://www.anti-corr.ru/indem/2004Tat_brief.pdf - Краткое изложение результатов проекта социологического исследования Фонда ИНДЕМ по проблеме коррупции в Республике Татарстан;

http://www.anti-corr.ru/indem/2004Tat_strat_brief.pdf - Краткая версия и http://www.anti-corr.ru/indem/2004Tat_strat.pdf - Полная версия  «Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан»;

http://www.anti-corr.ru/indem/2004Tat_ukaz.doc - Указ Президента Республики Татарстан "О стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан";

http://kt.tatar.ru/rus/rpubliklaw.htm - Республиканские законы, Указы Президента РТ, Постановления Кабинета Министров РТ

www.indem.ru – сайт регионального общественного Фонда «Информатика для демократии» (Индем).

www.anti-corr.ru – сайт антикоррупционных проектов и материалов фонда Индем «Коррупция в России и в мире».

www.indem.ru/corrupt/2005diag_press.htm - результаты проекта «Диагностика российской коррупции. 2005».

http://www.korupcii.net/index.php?s=11 - Адреса для обращений граждан по средствам сети интернет по фактам коррупции и превышения должностных полномочий чиновниками.

http://www.polit.nnov.ru/2009/06/29/revolution21/ - Новейшая история Российской Федерации: борьба с коррупцией.

http://slon.ru/articles/433059/ - Рейтинг мздоимцев.


[1] Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

[2] Подробнее смотри Амиров К.Ф. Антикоррупционное и правовое воспитание: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань, 2010. - § 1 История борьбы с коррупцией в российском законодательстве. – С. 11-14

[3] Подробнее смотри Амиров К.Ф. Антикоррупционное и правовое воспитание: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань, 2010. - § 1 История борьбы с коррупцией в российском законодательстве. – С. 14-16

[4] См.: Сборник Учебно-методических материалы для педагогов системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. – М.,2011. – С. 40. - http://tnu.podelise.ru/docs/index-361285.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Основа математики - теория, 5-6 класс"

- чтобы изучение математики было успешным, чтобы учиться было интересно, нужно быть внимательным и сообразительным, уметь хорошо и быстро запоминать, обладать сильной волей. Эти качества можно р...

Учебно-методическое пособие по обучению основам акробатики в 5-7 классах

Самые важные правила при обучении основам акробатики...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Технологическая карта урока по физической культуре «Ступени к совершенству» Спортивные игры.Баскетбол. (6 класс)

Краткая аннотация: Урок спланирован для учащихся 6-го  класса, урок  применения изученного ранее в практической деятельности. На уроке используется музыкальное оформление, иллюстративный мат...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА 5-8 класс Пособие

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕАЛИЗАЦИИ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:  НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА   5-8 класс Пособие...