Галактики. Многообразие Галактик
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Володина Ольга Николаевна

Закрепление материала по пройденной теме "Небесные тела". Рссмотрение темы " ГАЛАКТИКИ. МНОГООБРАЗИЕ ГАЛАКТИК".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_galaktika.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по природоведению « Галактики» Володиной Ольги Николаевны ГБОУ СОШ «Школы здоровья» №901


Тема урока: ГАЛАКТИКИ. МНОГООБРАЗИЕ ГАЛАКТИК

Цель урока:

  1. Закрепление материала по теме: небесные тела, Созвездия
  2. Рассмотреть новые небесные объекты, расширить представления о Нашей Галактике, о многообразии Галактик - галактических систем

Задачи урока:

Образовательная: формирование у учащихся представлений о Галактике, расстояниях между звездами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года, расширение представлений о множестве галактик во Вселенной.

Развивающая: формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, развивать инициативу учащихся.

Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.

Оборудование: презентация, программа Googlе Планета Земля.

  1. Ход урока

1. Организационный момент

Космическое путешествие класса. Класс знакомится с космическими кораблями, которые были созданы в советском союзе и бороздили просторы. Создаем группы.

2.Мотивация учебной деятельности

Скажите, как можно исследовать космические просторы?

Ответы учащихся

Вы абсолютно правы. Космические просторы можно исследовать на космических кораблях. Тогда вы сегодня будете настоящими космонавтами, у вас есть уже свои экипажи и космические корабли. (Слайд №2). Сегодня выбудете бороздить космические просторы на этих кораблях. Начнем…

Но вначале немного о кораблях.

«Прогресс» — транспортный автоматический грузовой космический корабль, разработанный в СССР для снабжения орбитальных станций. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года.

Восток — советский космический корабль, предназначенный для пилотируемых полётов по околоземной орбите. Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год. Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года.

«Восход» — космический корабль для полётов на околоземной орбите. Это — первый в мире многоместный экипаж (полёт 3-х космонавтов на борту), первый в мире полёт космонавтов без использования скафандров, первый в мире выход в открытый космос.

«Союз» — советский и российский многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. Ракетно-космический комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 году. как корабль советской программы для облёта Луны. Вот вы и познакомились со своими кораблями. Тогда в полет.

3.Проверка знаний учащихся

Разминка закрепление домашнего задания (Слайд №3)

Задание №1

Ваши корабли уже пустились в космическое пространство. Каждый корабль встретит какое-то небесное тело. Вы должны определить, что это за объект?

1.Корабль «Прогресс» вы на высоте 130 км от Земли, вы видите вспышки по левому борту вашего корабля. Что это за вспышки в атмосфере Земли?

(сгорание метеоров в атмосфере Земли)

2. Корабль «Союз» приближается к поясу астероидов. Где расположен этот пояс?

(в межпланетном пространстве Марса и Юпитера)

3. Внимание, внимание, корабль «Восход 2» вас догоняет “хвостатое чудовище”. Что это за чудовище? Объясните это явление?

(Это чудовище называется комета)

4. Красная планета, напоминающая своим цветом огонь проплывает вдоль борта корабля «Восток 1». Какую планету вы пролетаете?

(планета земной группы - Марс) 

Задание №2

Дать характеристику небесным телам.(Слайд №4)

Задание №3

Дайте ответы на вопросы

Под каким номером располагается созвездие  Пегас?

Сколько звезд имеет созвездие Большая Медведица?

Как называется созвездие под № 3

Задание №4

Ребусы

Вы сегодня просто молодцы. Но нельзя вам оставаться на одном месте, мы должны с вами продолжить наш полет, а для этого определить тему сегодняшнего урока. Слайд №8

Тема урока «Галактика и их многообразие»

Чтобы вы хотели узнать от сегодняшнего урока.

Ответы учащихся.

4.Изучение нового материала 

Из ответов учащихся с помощью учителя ставится цель урока: расширение представлений о Нашей Галактике и рассмотреть другие галактические системы.

Но вначале мы даем определение Галактики

Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система(Солнце и видимые на небе звезды).

Определение Галактика произошло (от греческого слова «галактикос») - млечный, молочный. С чем связан такой перевод слова, мы разберем в дальнейшей работе. (Слайд № 9)

Слайд № 10 показывает нахождение Нашей Галактики, которая Возникла примерно 12 млрд лет назад из гигантского облака в образованного в основном водородом и гелием. Спиральные ветви состоят из звезд, газовых и пылевых туманностей, которые закручиваются вокруг ядра. Солнце находится в одном из рукавов диска галактики Млечный Путь.

Учащиеся схематически зарисовывают нахождение Нашей Галактики. Записывают основные показатели:

Световой год – это путь, который проходит свет за один год.

Скорость света – 300тыс. км в сек.

За год свет преодолевает 10 триллионов километров.

Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет) (Слайд №15)

Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Ученые думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд. В телескоп видно и скопление слабых, далеких звезд, и скопление ярких, близких звезд.

Существует миф древних греков, что Млечный Путь напомнил им молоко, брызнувшее из груди богини Геры.

Учащиеся записывают основные показатели:

Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.

Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.

Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет”.

Посмотрите какие большие цифры. Как быстро вращается Наша галактика, как огромна она, необъятна. Но она – лишь небольшая часть Вселенной.

Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик с интересными названиями.

Сообщения учащихся (Слайды №17-20)

Галактики различны по форме, размерам, составу, удаленности от нашей Галактики, они образуют скопления.

С помощью программы Google Планета Земля находим ближайшие к нам Галактики

Нашу Галактику                         Солнечная система                Планета Земля                        Материк Евразия                        Страна Россия                        город Москва                Улицу Подольских курсантов                        школу (Слайд №21)

5. Закрепление (Слайды№22-24)

Какие утверждения верны?

  1. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты
  2. Млечный Путь состоит из множества звёзд
  3. Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система
  4. Солнце находится в центре Галактики.
  5. Наша Галактика неподвижна.
  6. Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов
  7. Пространство между звёздами ничем не заполнено.
  8. Световой год – расстояние, которое проходит свет за один год.
  9. Магеллановы Облака – ближайшие к нам другие галактики.
  10. Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.

Взаимопроверка учащихся и выставление ими оценок. Критерии написаны на доске.

Задание на дом Изучить текст в учебнике на стр. 40-41; Прочитать вывод по статье на стр. 45; Ответить на вопросы стр.48 (на листочках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Галактика жизни

мастерская о ценностных ориентациях...

Классный час "Мы дети галактики"

Презентация к классному часу "Мы дети галактики" учителя Завьяловой Е.В....

Программа детской организации "Галактика"

Работая старшей вожатой в детской организации, накопила свой опыт.Хочу поделиться составлением программы детсой организации. "Нада видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо прин...

Анализ работы ДО "Галактика"

Анализ работы ДО "Галактика" за 2010-2011 учебный год...

Социальный проект_Галактика знаний_

Цель  проекта:- Повышение  учебной мотивации в классе.- Закрепление уверенности в своих силах у отдельных учащихся.- Воспитание ответственности, дисциплинированности, озабоченности неудачами...

Урок природоведения в 5-м классе «Галактики. Многообразие галактик» по теме «Вселенная» по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.

Урок «Галактики. Многообразие галактик» по теме «Вселенная» (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока – обеспечение условий для становления ребе...