Умение управлять конфликтом
методическая разработка (психология, 9 класс) на тему

Разработка ряда занятий со старшеклассниками по правильному поведению в конфликтных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon управление конфликтом118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

Хотите благоприятно решать все свои конфликты? — Это возможно, если помнить, что:

Часто после ссор трещина в отношениях остается надолго, болит как незаживающая рана. На такие конфликты нельзя махнуть рукой. Что же необходимо сделать?

Старайтесь следовать следующим правилам:

Попробуйте установить причину конфликта. Но старайтесь услышать друг друга, правильно понять.

Конфликт — это не повод оскорблять или стараться задеть другого. Победа здесь не важна, важно наладить отношения.

В конфликте держись существа разногласий, не пытайтесь сразу выявить все проблемы.

Ищите компромисс. Избегайте детского упрямства, откровенного эгоизма — это ведет к большим разногласиям.

Проявите мужество признать ошибку, если Вы ее допустили.

Стратегии поведения в конфликте

Избегание

«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

Конкуренция                          Компромисс

«Чтобы я победил, ты          «Чтобы каждый из  нас

должен проиграть»                 что-то выиграл, каждый

                        из нас должен что-то                 проиграть»

         

Приспособление

«Чтобы ты выиграл, я   должен проиграть»

Сотрудничество

 «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

Для конструктивного разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности поступать и мыслить по-новому. Использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Умение управлять конфликтом

В любом споре важно правильно выбрать стратегию. Хотя ни одна стратегия не является универсальной, для каждого случая можно выбрать оптимальный способ действий.

—        Приспособление, односторонняя уступка будут эффективными в ситуациях, когда либо борьба обойдется дороже, чем уступка, либо восстановление спокойствия в данный момент важнее разрешения конфликта. Скажем, не стоит выяснять отношения с усталым, больным ребенком

в час ночи.

Компромисс используется, когда у сторон приблизительно одинаковые силы и аргументы. Как говорится, пятьдесят на пятьдесят.

Сотрудничество является одной из самых эффективных линий поведения при решении спорных ситуаций, однако оно применительно, только когда противоборствующие стороны могут и хотят сотрудничать.

К уходу от конфликта прибегают обычно тогда, когда либо надо быстро снизить эмоциональный накал столкновения, либо у одной из сторон есть настоятельная необходимость поиска дополнительных ресурсов: информации, аргументов, времени, сил.

Соперничество используется, как правило, в экстремальных, не терпящих отлагательства ситуациях, когда нет иного выбора или, по крайней мере, одной из сторон нечего терять.

От стратегии перейдем к тактике. Может быть, некоторые из девяти предлагаемых тактических приемов будут для вас полезны.

1. Вступая в дискуссию, постарайтесь начать с комплиментов.

Если тема для разговора с другим человеком достаточно серьезна и Вы хотите избежать обострения и ненужных споров, начните беседу с «поглаживаний» — термин американского психолога Эрика Берна, автора известной книги «Игры, в которые играют люди». «Поглаживанием» он считал комплименты, знаки внимания, уважения, проявление сочувствия. Постарайтесь, чтобы в самом начале беседы их было не менее трех. Дейл Карнеги, чья книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» давно популярна во всем мире, проводил аналогию между комплиментами и пеной для бритья, помогающей непростому и болезненному процессу.

Понаблюдайте за собой хотя бы в течение сегодняшнего дня — сколько комплиментов Вы сделаете окружающим и сколько получите сами.

2. Соблюдайте чужое персональное пространство.

Если Вы сидите за столом, следите за тем, чтобы ваши руки или бумаги не заходили в территориальные воды Вашего партнера. Не вторгайтесь в чужое психологическое пространство — это создает у другого чувство дискомфорта, ущемленности. Личное пространство ограничивается радиусом 70 — 150 сантиметров в зависимости от возраста, социального статуса, состояния здоровья, национальной культуры, уровня интеллектуального развития, воспитания. Короче говоря, «соблюдайте безопасную дистанцию».

Контролируйте свою мимику и жестикуляцию. Во-первых, людьми разного возраста и разных этносов они могут трактоваться совершенно по-разному. Во-вторых, будучи мало осознаваемы, наши жесты могут выдать то, что нам иногда хотелось бы скрыть.

3. Для конструктивного спора главное спокойствие.

Обратите внимание на состояние, в котором находится Ваш собеседник и Вы сами. Эффективно решать какие-либо сложные вопросы с тем, кто находится в спокойном, «продуктивном» состоянии. Не стоит пытаться вести принципиальных разговоров с нетрезвым, усталым, испуганным, чрезмерно возбужденным человеком. Не выясняйте отношения ночью.

Кстати, профессиональные манипуляторы стараются «раскручивать» людей именно в такие периоды, когда снижается критичность восприятия и психика человека особо чувствительна к внешнему давлению.

4. Выбирая роль, Вы определяете направление и исход разговора.

Старайтесь следить за той позицией, которую Вы сами занимаете по отношению к партнеру по общению, и за позицией, которую предлагаете ему. Например, общаясь с кем-то, я выбираю для себя роль старшего, поучающего, всезнайки, непогрешимого эксперта, а собеседнику предоставляю право быть младшим, неопытным, глупеньким, слабым. При этом меняется не только то, что я говорю, но и как я говорю, жесты, осанка.

Соблазнительно общаться «сверху вниз», но в результате диалог равных превращается в монолог «старшего», общение превращается в вещание. А тот, кому я милостиво предложил роль недоумка, начинает сопротивляться, защищать свою самооценку, переходит в контрнаступление — и налицо конфликтная ситуация.

Да, общаться на равных нелегко. Только умные и уверенные в себе взрослые могут разговаривать так с детьми, только сильные и внимательные преподаватели могут искренне называть своих студентов коллегами, только талантливые и тактичные руководители могут уважительно обращаться к своим подчиненным. Попробуйте, если хотите, последить за собой — какую позицию Вы выберете, разговаривая с первым встречным после прочтения этого текста человеком.

5.        Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения.

Начиная спор, будьте готовы не только доказать другому свою правоту, но и сами поменять изначальную точку зрения. Уступить здравому смыслу вовсе не значит проявить слабость. Польский юморист Станислав Ежи Лец так высказывался об упрямцах: «Иногда несгибаемая позиция является следствием паралича».

6.        Не руби с плеча, или никогда не говори «никогда».

Часто, споря с кем-либо по любому вопросу, принципиальному или нет, мы в пылу спора употребляем такие слова, как «всегда», «никогда», «абсолютно точно», «я уверен в этом на все сто процентов» и т.п. Произнося, например фразу «я за это ручаюсь», помним ли мы, что она буквально означает «даю руку на отсечение»? Всегда ли мы настолько уверены в своей правоте, что готовы рискнуть рукой?

Реальная жизнь и порядком подзабытые уроки философии учат нас, что в этом мире нет ничего абсолютного, нет правил без исключений. Помните древний символ «Инь — Ян»? Внутри черного поля есть белая точка, а внутри белого поля — черная. Не путайте проверенные факты с мнениями и предположениями. Если хотите, чтобы Вас было трудно опровергнуть, вместо категоричного «всегда» скажите «часто». А если хотите, чтобы Вас вообще невозможно было опровергнуть, скажите «иногда». После какого-нибудь своего сильного тезиса не ставьте большой восклицательный знак, а добавьте «по моему мнению».

Научитесь сомневаться прежде всего в своих доводах, в своих аргументах и фактах, а уже потом подвергайте сомнению доводы Вашего партнера Вы увидите, что, как ни странно, от этого Ваша позиция только выиграет. Как говорил Аристотель: «Сомнение есть начало мудрости».

7. «Что делать?» или «кто виноват?» — это принципиально.

Спор между двумя людьми или между группами людей может быть деловым. И тогда ключевым становится вопрос «как сделать лучше?». А может быть личностным, по поводу взаимоотношений, статуса, власти. Здесь центральный вопрос - «кто виноват?», «кто из нас самый лучший?». Однако в реальной жизни почти каждый спор имеет обе эти составляющие, причем по ходу дела их удельный вес может изменяться.

Во время делового спора старайтесь спорить не с партнером, а с проблемой. Кстати, Вы заметили, что мы не используем слова «противник»? Пусть Ваши доводы и факты борются с его аргументами, а Вы лично оставайтесь в стороне и не позволяйте втянуть себя в позиционную борьбу. Если же Ваш партнер придерживается деструктивной тактики, то не спорьте, а возьмите паузу в Ваших переговорах. В данном случае стратегия ухода от конфликта будет самой оптимальной. Все равно, человека, находящегося в агрессивном настроении, не важно, взрослый он или ребенок, ни в чем убедить невозможно.

— В ходе личностного спора постарайтесь прейти от вопроса «кто больше виноват?» и «что мне с тобой делать?» к вопросу «что мы вместе можем с этим поделать?». Таким образом Вы становитесь союзниками в борьбе против общей проблемы. Генри Форд говорил: «Не ищите виноватого, ищите лекарство».

8. Не сбрасывайте со счетов эмоциональную привлекательность своих аргументов.

Доказывая что-то, имейте в виду, что Ваше доказательство должно быть не просто логичным и непротиворечивым, но еще и обязательно красивым, эмоционально привлекательным.

Чтобы убедить другого человека, я должен обладать:

а)        авторитетом в его глазах;

б)        логичными аргументами;

в)        аргументами, эмоционально привлекательными для него.

9. В споре не должно оставаться проигравших.

В нашей культуре, пронизанной упрощенно понимаемой спортивной идеологией, господствует маниакальное желание добиться победы любой ценой. Победа часто ценится выше самого победителя. В семейной ссоре, в ходе научной дискуссии, во время производственного совещания мы зачастую стремимся быть всегда и во всем первыми и 30

правыми. Однако в современном сложном, взаимозависимом мире стратегия соперничества безнадежно устарела. На смену ей приходит стратегия сотрудничества.

От модели взаимодействия типа «кто кого перебодает» мы можем перейти к более прогрессивной модели «танца», когда нет проигравших и побежденных, когда в выигрыше все участники взаимодействия.

«Только тогда победа окончательна, когда победили, все», — гласит восточная мудрость.

Умеете ли Вы контролировать себя?

Подчеркните один из двух вариантов ответа на каждый вопрос.

Мне кажется трудным подражать другим людям. Да. Нет.

Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, что бы привлечь внимание окружающих. Да. Нет.

Из меня мог бы выйти неплохой артист. Да. Нет,

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. Да. Нет.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Да. Нет.

В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Да. Нет.

Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. Да. Нет.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким человеком, каким меня ожидают видеть. Да. Нет.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Да. Нет.

10.        Я всегда такой, какой им кажусь. Да. Нет.

Результаты тестирования:

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на 1,5,7 вопросы; за ответ «да» — на все остальные.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 б. У Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы не способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые люди считают Вас «неудобными» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 б. У Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренний, но больше считаться в своем поведении с окружающими.

7-10 б. У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое окажете на окружающих.

Самооценка конструктивного поведения в конфликте

Инструкция: проанализируйте свои действия по пяти позициям конструктивного поведения в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.

Позиция

Оценка

Позиция

1

«Открытость» ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента.

54321

Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента.

2

Позитивное отношение к оппоненту.

54321

Негативное отношение к оппоненту.

3

Рациональное мышление.

Вы контролируете свои эмоции

54321

Вы отдаетесь стихиям и эмоциям.

4

Сотрудничество.

Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, ориентируетесь на равенство и сотрудничество.

54321

Вы стремитесь к одностороннему выигрышу.

5

Терпимость.

Вы признаете право людей быть такими, какие они есть.

54321

Вы нетерпимы к оппоненту. Вас раздражают его позиция или точка зрения.

Оценка результатов

Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем показателям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными признаками конструктивного поведения в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными признаками деструктивного поведения в конфликте.

III. Вывод.

Но, конечно, поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами. Любите окружающих людей, распахните своё сердце навстречу им и вы почувствуете любовь вокруг вас во всём её проявлении.

Занятие 3 Тема: ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Цель: выработать этическое представление о счастье.

Ход занятия

I.        Введение в тему, проблему.

Напишите мини-сочинение «Моё представление о счастье». (Что больше всего люблю и ненавижу?)

II.        Углубление темы, проблемы.

Проблема: Человек создан для счастья?

Как вы считаете, что такое счастье.

Человек рождается для того, чтобы быть счастливым или несчастным?

Счастье - это понятие общее? Оно одинаково для всех?

Как вы понимаете слова: «Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно». (А. Макаренко.)

Что нужно для счастья?

Чтение сочинений по выбору и желанию учащихся. «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей». (Людвиг ван Бетховен.)

-        Сам Бетховен смог своей музыкой, примером своей жизни
осчастливить людей, которые разуверились в жизни?

Звучит фрагмент симфонии № 5 Людвига ван Бетховена. Счастье - это...

«Жизнь человека не что иное, как поиск смысла жизни. Счастье - это нахождение смысла жизни, нахождение любви».

-        Вы согласны?

«Мораль есть учение не о том, как мы должны себя сделать счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». (И Кант.)

«Счастье есть совпадение линии жизни с линией идеала». (Л. Н. Толстой.)

«В конце концов счастье - это не самое главное...» (А. Тарковский.)

- Какое определение счастья вам ближе и почему?

В этике счастье - это состояние удовлетворенности жизнью, зависящее от разных причин и понимаемое либо поверхностно, либо глубоко. Существуют пять уровней счастья.

Первый, с точки зрения этики, - самый низший, радость от самого пребывания на земле. («За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?» О. Мандельштам.)

Взрослыми это ценится, увы, уже редко. Только постарев и потеряв здоровье, мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия ..Недаром о некоторых говорят: он радуется жизни, как ребёнок.

Радуетесь ли вы красоте осенних листьев и свежести ветра, цените ли каждое мгновение жизни? Остановитесь. Посмотрите вокруг. Постарайтесь увидеть чудо в земных приметах.

Вторым уровнем счастья этика считает материальное благополучие. К сожалению, пока труднодоступное в нашем обществе. Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без необходимого не проживёшь. Произошла невольная подмена ценностей. Желание утвердиться на второй ступени доминирует сейчас у многих над всеми прочими стремлениями... Нельзя осуждать за это людей, но всё-таки страшно становится, когда видишь духовную опустошённость, бедность мысли и чувства...

Третий уровень - общение, дружба, любовь во всём многообразии их проявления. Если человек владеет этими великими дарами, казалось бы, что ещё нужно для счастья!

Но мудрая этика напоминает, что любовь не вечна и посещает не всех. С дружбой тоже не всё так просто. Сколько написано об этом! Немецкий поэт Л. Тик считал, что все люди любят или, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». Поэтому это не окончательное счастье.

Следующая, четвертая ступень, - творчество. Это не только занятия искусством и понимание его, хотя и то и другое требует немалых усилий, способно удовлетворять нас длительно и бесконечно. В процессе творчества обычно мобилизуются наши внутренние возможности, о которых мы часто не знаем. Это и радостно, и мучительно.

Счастлив дом, где пенье скрипки

Наставляет нас на путь,

И вселяет в нас надежду,

Остальное - как-нибудь...

И, наконец, пятый, высший уровень счастья - делать счастливыми других, улучшать и совершенствовать окружающую жизнь. Счастливы люди в хороших многодетных семьях, получающие радость от забот о родных, видящих их любовь. Счастлив учитель, любимый теми, кому отдал своё время, талант и душу. Счастлива мать, чей ребёнок, пусть неумело, но старательно готовит ужин к её приходу и неслышно ходит по квартире, пока она спит...

III. Вывод.

Будьте счастливы!!! На всех ступенях, на всех уровнях. Чтобы вы получали удовольствие от самого пребывания на земле, имели материальную стабильность, любили, дружили, творили и делали вокруг себя счастливыми людей!!!

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно». (А. С. Макаренко.)

Что такое счастье?

Что же такое счастье?

Одни говорят: - Это страсти:

 Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущенья

. Другие верят, что счастье

-В окладе большом и власти,

В глазах секретарш пленённых

 И трепете подчинённых.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

 И общность переживания.

По мненью четвёртых, это

 С милой сидеть до рассвета,

 Однажды в любви признаться

 И больше не расставаться

. Ещё есть такое мнение,

 Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

 А счастье, по-моему, просто

 Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

 В зависимости от человека!

Э. Асадов

Занятие 4 .

Тема: СТИЛЬ И ТОН ПОВЕДЕНИЯ

Цели: дать понятие, что такое стиль и тон поведения и для чего это нужно; составить свой «Кодекс поведения».

Ход занятия

I.        Организационный момент. Введение в тему, проблему.

Мы живём среди людей, среди вещей. Скажите, пожалуйста, нужно ли иметь определённый стиль, тон общения?

Что такое стиль, тон поведения?

Стиль - совокупность черт, близость. Тон - оттенок речи, её звучания.

Поведение - образ действий и жизни.

«Статую красит вид, а человека - деяния его». (Пифагор.) «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». (В. Гёте.)

-        Как вы понимаете высказывание В. Гёте?

II.        Углубление темы, проблемы.
Игра «Открытый микрофон».

«Внимание, проблема» - с этих слов должно начинаться выступление желающих учащихся, которые освещают или высвечивают проблему в поведении современной молодёжи или взрослых людей, проблему в стиле и тоне общения взрослых и детей.

Время выступления ограничено: 3 минуты на освещение проблемы, 2 минуты на пути решения данной проблемы: «Я тоже хочу сказать... »

Примерные  проблемы:

Почему дети грубят взрослым?

Почему сквернословят подростки и даже совсем маленькие дети?

Почему молодёжь ведёт себя развязно?

Почему взрослые не понимают стиль общения молодёжи?

Почему считают изгоями тех, кто не в том тоне общается и ведёт себя?

Вывод после выступлений: помните, ваши дети также будут вас шокировать своим стилем и тоном поведения.

Когда дела у нас нехороши,

И день стоит ненастный и холодный,

Да будет нам звездою путеводной

Высокая настроенность души.

Раскиснуть не давай себе. Глуши

Все слабости. Топи их. С камнем. В воду!

Высокая настроенность души -

Вот то, что в мире делает погоду.

А. Семенов

Советы Д. Карнеги: Хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и будьте при этом «искренни в своём признании и щедры в похвалах».

Будьте внимательны к своим близким и проявляйте искреннюю благодарность.

Ваше счастье зависит от счастья ваших близких.

Избегайте враждебности и конфликтов.

Не навязывайте своего мнения. Это не даёт положительных результатов.

Не критикуйте, но конструктивно воспринимайте критику в свой адрес.

Солнце может быстрее заставить снять плащ, чем ветер, а ваше доброжелательное отношение во всех ситуациях поможет вам больше, чем гнев и нетерпимость.

Похвала - это то, что делает счастливым каждого.

П. Вывод.

Контролируйте свой тон и стиль поведения. Следуйте законам и правилам.

Задание. Составьте свой «Кодекс поведения».

Занятие 5

Тема: НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ

ЧЕЛОВЕКА К ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Цель: определить нравственные качества отношений между людьми.

Ход занятия

I. Организационный момент. Введение в проблему, тему.

Чтение фрагмента из произведения Ю. Бондарева. «Страницы творчества. Инстинкт».

 «Как я ненавижу лица злые, жадные, завистливые, для которых совершенно безразлична жизнь близких своих и которые совершенно равнодушны ко всему, кроме хватательного и жевательного инстинкта. Иногда они кажутся мне двуногими аппаратами, перерабатывающими пищу, и невольно вспоминаются дождевые черви, пропускающие через себя землю.

Часами смотрю на красавцев лебедей в пруду городского парка, медлительных, ленивых, откормленных, вижу, как они поминутно едят, по-змеиному пригибая шеи к воде, размачивают в клювах брошенный им хлеб, выпрашивающе помахивают хвостами, готовые есть день и ночь. Смотрю и думаю странное:

«Так неужели их жизнь, жизнь самой красоты и грации, состоит в том, чтобы насытить изящную по форме плоть?»

И тут красота их меркнет, грация кажется уже бесполезной, ложной, и всё царство птиц, зверей, начинает представляться только грызущим, догоняющим, преследующим, поджидающим в засаде жертву для того, чтобы убить её.

И с мучительной надеждой я успокаиваю, успокаиваю себя мыслью о несовершенственстве мира, в котором высочайшая красота

живёт нераздельно с низменностью инстинктов.

В этом зерно безумных вопросов, на которые есть множество мудрых ответов и нет одного - главного».

Вопросы для обсуждения прочитанного:

Может, действительно в мире инстинктов нет красоты отношений, отношений человека к человеку, человека к животным, природе?

Тогда какое должно быть отношение, как они должны строиться? От чего должны зависеть?

II. Углубление проблемы, темы.

Проблема: Какие нравственные качества должны определять отношения человека к человеку?

Милосердие, доброта, гордость, скромность, достоинство, великодушие. (Качества называют учащиеся, выбирая из перечисленных.)

Задание. Распределите эти качества по степени важности для вас.

-        Почему у вас получилось именно так?

-        Может быть, по отношению к вам этих качеств не хватает?
Игра «Разброс мнений».

Каждый участник игры высказывает свою точку зрения по нравственным качествам, необходимым в общении людей. Вопросы или высказывания могут начинаться так:

Я полагаю, что главное качество - милосердие, потому что...

Мне кажется, что важней всего скромность, потому что...

Вывод по итогам игры: Какое бы качество вы не называли как главное, все они формируют правильный стиль, тон поведения человека.

III. Вывод.

Мы хотим, что нас любили, к нам были милосердны, добры, в таком случае мы сами тоже должны быть милосердны, добры, уважительны, скромны, честны и великодушны.

«Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». К. Боуви.

«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский.

Домашнее задание: сформулируйте для каждого одноклассника по одному вопросу.

«Быть человеком означает задавать вопросы». (Н. Энкельманн, психолог.)

Занятия 6, 7

Тема: ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ.

С КЕМ И В КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВСТУПАЕТ ЧЕЛОВЕК?

Цель: дать понятие «общение», о функциях и назначении общения, о межличностных отношениях, различие по характеру и уровню связи отношений людей.

Ход занятия

I. Введение в проблему, тему занятия.

«Ошибаться - человечно, прощать - божественно!». Аксиома психологии.

«Мой секрет успеха заключается в умении принять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения.» Генри Форд.

Задание. «Вживание» в ситуацию.

Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове в совершенном одиночестве.

Первая ваша реакция на то, что вы один и вам не придёт помощь со стороны?

Как долго вы смогли бы обходиться без общения?

Для чего вам нужно общение?

Что такое общение?

П. Углубление темы,

проблемы.

Проблема: Зачем человеку другие люди, общение? Ожегов: Общение - взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

С кем, с чем ваше Я общается?

Может ли ваше Я, вы находиться вне людей, вещей, а значит, вне общения?

• Общение - это и обмен научными и житейскими знаниями, совместное решение практических задач, общение с собой, с другим человеком, общение с книгой, техникой, искусством и т. д.

«Без многого может человек обходиться, но только не без человека». Людвиг Берне.

«Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери.

«Говорить можно с каждым, а поговорить, почитай, и не с кем». Феликс Хвалибуг.

Вопросы для обсуждения:

Для чего человеку нужно общаться?

Почему Сент-Экзюпери назвал роскошью человеческое общение?

Вспомните поведение людей на острове в передаче «Последний герой».

Трудно им строить свои межличностные отношения? Почему?

Ты смог бы там прожить, сколько?

Кого из одноклассников ты взял бы с собой? Почему?

Что значит легко общаться, с каким человеком легко общаться?

А почему тогда каждый из вас назвал своих друзей?

Если представить себе ситуацию с совершенно незнакомыми людьми?

От характера человека зависит и количество общения, то, что для одного много, для другого недостаточно. Кто-то может и общается сам с собой, а для кого-то нужно много людей и много общения.

Существуют разные виды общения, средства общения: устная и письменная речь, произведения искусства, знаки внимания, сигналы и т. д.

-        Как вы понимаете слова Хвалибуга: «Говорить можно с каждым, а поговорить, почитай, и не с кем»?

С кем и в какие отношения вступает человек? Вспомните один день из вашей жизни, только очень подробно.

С кем ты встречался? Общался?

Так с кем общается человек, какие бывают виды общения?

• Деловые, дружеские. Различен и уровень связи отношений людей: встречный, знакомый, приятель, товарищ, друг, любимый, начальник, подчинённый, покупатель, продавец и т. д.

Игра: Поздоровайтесь так, если бы рядом с вами был:

Друг, одноклассник, учитель, продавец, директор, профессор, президент, понравившаяся девушка (юноша), родители, соседи.

-        Всегда ли небрежно мы должны общаться с друзьями, приятелями?

Отношения должны быть ровными, внимательными, добродушными.

Ситуация: Встреча.

1.        «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече». Установите контакт за 2 минуты.

Участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти к другому человеку.

«Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится».

«Перед вами совсем маленький ребёнок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».

«Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека... »

III. Вывод.

Общение человеку необходимо. Оно различно, так как различны люди и вещи, с которыми мы общаемся. И необходимо, чтобы

Общение стало радостью, роскошь





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У меня все получится! (развитие умения управлять ситуацией)/ Глагол (5 класс) / Статья и урок веб-квест в школе / Презентации к урокам

Данный проект направлен на развитие у обучающихся позитивного стиля мышления, позволяющего  самостоятельно  анализировать и успешно решать жизненные ситуации.  ...

Формирование учебной мотивации и умение управлять мотивационными процессами - факторы эффективности урока

Становится очевидным, что мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Мы часто слышим: «В наше время дети относятся к учёбе  совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к ...

Кулаки и улыбка. Как управлять конфликтами

Понятно, что прожить без конфликтов человек, к сожалению, не может. Так уж он строек. И как это ни парадоксально, умение конфликтовать является одним из существенных условий и профессиональной успешно...

Серия тренингов "Я и умение преодолевать конфликты".

Данная серия тренингов поможет сплотить коллектив и научит избегать конфликты и справляться с негативными эмоциями....

Диалоговая площадка «Формирование и развитие Soft компетенции у обучающихся: развиваем коммуникабельность и умение управлять временем»

В материале рассмотрены коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими, а также н...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определить, на практике способы формирования умения разрешать конфликты у детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности...