Тренинговое занятие для участников олимпиад "На пути к вершине"
план-конспект урока по психологии по теме

Гусарова Татьяна Сергеевна

Разработка тренингового занятия, направленного на оказание психологической помощи участникам олимпиад. Содержит три основных блока: блок теоретической информации,блок диагностических методик, блок техник и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_podgotovka_k_olimpiade.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6»

города Губкина Белгородской области

«На пути к вершине»

Тренинговое занятие для участников олимпиад

Педагог-психолог Гусарова Т.С.

Цель: оказание психологической помощи участникам олимпиад.

Задачи:

- формирование информационного пространства (блок теоретической информации);

- обеспечение средствами самопознания (блок диагностических методик);

- развитие навыков психорегуляции (блок техник и упражнений).

Вводная беседа

1. Чем нам здесь предстоит сегодня заниматься?

- играми и упражнениями.

- беседами на различные темы, посвященными психологическому настрою к предстоящим олимпиадам.

- изучением некоторые наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов.

2. Какую пользу нам это принесет?

- мы сможем лучше понять самих себя.

- сможем психологически подготовиться к предстоящим испытаниям.

- наконец, мы просто хорошо и весело проведем время.

1. Представление участников по кругу.

2. Разминка (упражнения на выбор ведущего).

- Упражнение-разминка «Карандаши»

Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад (карандаши удерживаются подушечками указательных пальцев).

- Упражнение «Рисунок по кругу»

- Игра «Ассоциации»                    

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Во время разминки вам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий  игрок. Например, если я начинаю и говорю слово «тумбочка»,  то ... (имя ученика) говорит свою ассоциацию на это слово, например, «телевизор», а ... дает свою ассоциацию на слово ... и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: олимпиада...»    

- Игра «Счет до 30»

Участники должны досчитать до 30, каждый называет только одно число. Тот, кому выпадает число, которое делится на 3 или в котором есть тройка, вместо этого числа говорит «Не собьюсь».                               

            3. Основной этап.

Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания.

Упражнение «Самое трудное»

Ведущий показывает детям мяч и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается этот мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на олимпиаде — это...» и бросить мяч любому другому человеку. Нельзя бросать мяч одному и тому же человеку больше одного раза».

Ситуация выполнения олимпиадного задания, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, выполняющий работу, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность.  Существуют простые психологические способы справиться с тревогой и сегодня мы с ними познакомимся.

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности.

  1. Упражнение «Формулы»

Ведущий. Внушение, самовнушение играют огромную роль в нашей жизни и в конкретных жизненных ситуациях. Вот любопытный пример из истории. Приглашенные когда-то Иваном Грозным колдуны предсказали точную дату его гибели. В назначенный день царь с утра передал все царские дела своему преемнику, а вечером без видимых причин умер. Бытует мнение историков, что его отравили недруги, но Иван Грозный, будучи мнительным, вероятнее всего, внушил себе, что его час пробил.  Если проецировать на олимпиаду — «У меня не получится», «Я не успею сделать задания» и т.д. Это примеры негативных установок, которыми мы ежедневно «бросаемся», не думая о последствиях, и которые накрепко оседают в нашем подсознании. И начинают там свою «черную работу».
К счастью, наше воображение в нашей власти. Как же при помощи положительного самовнушения добиться результатов? Необходимо составить словесные формулы, соблюдая при этом ряд правил:

• Формулы должны быть утвердительными, то есть не должны содержать отрицания «не». («Я уверен в своих возможностях», а не «Я не боюсь, что мне не хватит времени».)
• Если слишком жесткое категоричное звучание формулы вызывает у вас внутренний протест, сделайте ее более мягкой.

• Формулы должны быть краткими, лаконичными.

Попробуйте составить формулы, которые вам помогут в достижении успеха на олимпиаде.

Участники составляют формулы индивидуально. Затем зачитывают.
Ведущий корректирует текст.

Следующий прием  - дыхательные техники:

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха.

Еще одна дыхательная техника, позволяющая не только расслабиться, справиться с тревогой, но и улучшить самочувствие, заключается в следующем: положить одну руку на диафрагму, а вторую на грудь. Сделайте глубокий вдох диафрагмой, следите за тем, чтобы грудная клетка не двигалась. Сделайте выдох. Повторите несколько раз.

Разминка «Снежки»

Участники делятся на 2 команды. На полу проводится линия, делящая помещение пополам, каждая команда занимает свою половину. Каждый участник делает себе из газеты по 2 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача которой — перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Продолжительность тура 1 минута, держать в руках больше 4 снежков одновременно нельзя.

А теперь поговорим немного об уверенности. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы осваивали. А как еще можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Упражнение «Мои ресурсы». Ученики  делят лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которыми они могут гордиться, которые считают своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на олимпиаде». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь во время олимпиады.

Предложите желающим озвучить результаты выполнения упражнения.

Психогеометрический тест

Упражнение «Образ уверенности». Попросите учеников закрыть глаза и представить, какой образ мог бы для них символизировать состояние уверенности. Когда они представят этот образ или символ, попросите их нарисовать его.

Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние.

Релаксационное упражнение «Океан»

Ведущий. Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно. Посторонние мысли пролетают мимо.  Дыхание спокойное и размеренное. Представьте, что все наши мысли — это океан, все, о чем вы думаете — огромный, бурлящий, шумный океан. Вы слышите шум ветра, раскаты грома, видите огромные волны. Представьте, что вы — маленькое суденышко посреди этого океана. Волны подбрасывают вас вверх, накрывают вас. А теперь опуститесь под воду неглубоко, вы ощущаете, что здесь немного тише. А теперь представьте, что вы — рыба. Вы плывете свободно и легко, шум океана почти не слышен, вы спускаетесь практически на самое дно. Здесь тихо и спокойно, нет шума, ветра, грома. Теперь представьте, что вы — крейсер — огромный корабль, вы плывете уверенно по волнам, и они не причиняют вам никаких неудобств.  

Откройте глаза, потянитесь. Каждый из вас сейчас преодолел шумный океан и все трудности, все эти бури можно пережить и преодолеть. Я уверенна, что все у вас получится.

4. Заключительный этап

И сейчас я прошу вас на листах написать свое имя и слово «олимпиада». А теперь передавайте свои листы по кругу, друг другу. Каждый участник пишет какое-либо пожелание, слова одобрения и поддержки, заворачивает листок в виде веера и передает по кругу.

Рефлексия

Что понравилось/не понравилось на занятии? Какие упражнения давались легко, а какие с трудом? Чем может помочь это занятие при подготовке и выступлении на олимпиаде?

Психогеометрический тест

Квадрат

Организованный

Внимательный к деталям

Трудолюбивый

Рациональный, благоразумный

Эрудированный

Упорный, настойчивый

Твердый в решениях

Терпеливый

Бережливый

Педант,  дотошный,  мелочный

Из-за деревьев не видит леса

Трудоголик

Холодный, отчужденный

Излишне осторожный

Не очень богатая фантазия

Упрямый, консервативный,

сопротивляющийся

Выжидающий, затягивающий

решения

Скупой

Треугольник

Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя

Решительный

Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный ни победу

Уверенный в себе

Честолюбивый

 Энергичный

Эгоцентричный, эгоистичный

Категоричный, не терпящий

возражений

Нетерпеливый, прерывает

других

Коварный, хитрый

Самонадеянный

Ориентированный на статус,

карьеру

Неудержимый

Прямоугольник

Возбужденный, активный Ищущий

Любознательный

Легко усваивающий новое

Чувствительный

Без лишних амбиций

Смелый

Напряженный, в состоянии замешательства Непоследовательный, непостоянный

Легковерный, внушаемый

Наивный

Эмоционально неустойчивый

С низкой самооценкой

Безрассудный

Круг

Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый, поддерживающий, преданный

Сочувствующий

Великодушный

Щедрый

Способен убеждать других

Доверчивый

Спокойный

Рефлексивный (способный к самоосознанию)

Бесконфликтный

Нетребовательный, уступающий Беспечный

Навязчивый

Болтливый, любит посплетничать

Склонность к самообвинениям Расточительный

Играет на чувствах других Легковерный

Ленивый

Не очень стремится к достижениям Нерешительный

Слабый «политик»

Зигзаг

Творческий подход к жизни Теоретическая установка Мечтательность, направленность в будущее

Интуитивность

Остроумие, экспрессивность

Прямота, стремление к новизне Восторженность, воодушевленность

Неорганизованность

Непрактичность

Нереалистичность

Нелогичность, непоследовательность Эксцентричность

Несдержанность, непосредственность

Непостоянство настроения, поведения и отношений

Наивность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "На пути к счастью"

Цель: формирование активной жизненной позиции воспитанника, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха. Задачи: 1. Осознание воспитанниками ценностей и целей, дающие человеку смысл жизни. ...

Разработка урока истории в 6 классе "Католическая церковь:путь к вершине могущества"

Урок посвящён положению католической церкви в XI -XIII- веках. В методической разработке предствлены используемые технологии, их обоснование....

Тренинговое занятие "Собираемся в путь"

Занятие с элементами тренинга, напрвленное на снижение риска дезадаптации учащихся при переходе в среднее звено....

Практико-ориентированный семинар для обучающихся 8-10 классов «Путь к вершине».

Цель:  осознание  необходимости  целеполагания  с  учетом  потребностей  и  мотивов.Задача: обучение  пошаговому  способу  достижения  цели....

«Творческие способности и пути их развития» Тренинговое занятие для подростков

Профильная суточная смена школьных активов. Смена прошла в форме семинара-тренинга «Модель ученического самоуправления». Смена проходила в помещении школы с организацией ночёвки в походных услови...

Католическая церковь:путь к вершине могущества

Презентация к уроку по истории Средних веков...

Мастер класс по теме "Успешный учитель. Успешная школа. Пути к вершинам"

Мастер класс по теме "Успешный учитель. Успешная школа. Пути к вершинам"...