ПСИХОЛОГО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ТРОПА ДОВЕРИЯ"
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Павлова Алена Юрьевна

Цель игры – гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Участники игры – подростки 10–17 лет в количестве от 25 до 75 чел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropa_doveriya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ТРОПА ДОВЕРИЯ"

Цель игры – гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Участники игры – подростки 10–17 лет в количестве от 25 до 75 чел.

Ход игры

Упражнение на знкоство  « Рыбацкая сеть».

  • Цель: показать каждому ребенку, что он является важной, незаменимой частью целой группы в решении,  как предъявленной проблемы, так и массы проблем, существующих в обществе. Осуществление развития коммуникативных навыков.
  • Материалы: клубок шерстяных ниток.
  • Инструкция: Все участники сидят в круге. Ведущий берет клубок ниток и катит его к участнику, сидящему напротив его, называя его имя. Ведущий и участник натягивают веревку и держат ее крепко в руках. Получивший клубок катит его другому участнику, называя его имя, и так далее. Клубок должен возвратиться к ведущему, в руках которого оказывается начало и конец. Обсуждение важности  поддержки.
  • Обсуждение: О необходимости  научения каждого для себя цивилизованно  выстраивать отношения с людьми; видеть, чувствовать, дорожить важностью поддержки, единомыслия с другими в серьезных, сложных жизненных ситуациях.

Методические рекомендации:

В работе используются только натуральные шерстяные нитки. Это материал, легко рвущийся,  предполагает аккуратное, внимательное взаимодействие с ним. При разрыве нити следует акцентировать внимание участников на более бережное отношение к происходящему, друг  - другу.

Групповые правила.

1. Искренность в общении. В группе вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсудить такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-то причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним - лучше промолчать.

2. Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все, что говориться здесь, должно остаться между нами. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге.

3. Право сказать «Нет» — прекратить обсуждение проблемы.

4. Каждый участник говорит за себя, т.е. от своего имени. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю...», «Мне кажется...».

5. Не критиковать! Каждый имеет право высказать свое мнение. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

6. Общение по принципу «здесь и сейчас»

Рекомендации ведущему: Необходимо подробно объяснить участникам эти правила, дать исчерпывающие ответы на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.

Продолжительность упражнения 10 - 15 мин.

Психологический комментарий: Обсуждение и принятие правил очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками принимаемых ими правил будет строиться работа группы на тренинговом занятии.

Упражнение  «Глаза в глаза».

         Ведущий  говорит  о  том,  что   в   обычной   жизни   зачастую   люди довольствуются поверхностными, неглубокими  контактами  друг  с  другом,  не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает  другой,  после  чего  предлагает участникам занятия в течение 3—5 минут смотреть  в  глаза  другим,  стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании  ведущий  спрашивает о чувствах, испытанных во  время  упражнения,  кому  и  почему  было  трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить  на  этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Упражнение "Ритмометр"

Цель – отработка навыков скоординированности действий команды.

Задание. Участники деляться на две команды, они должны выстроиться в кружочек и, держась друг за друга лицом друг к другу, всем вместе присесть на корточки, движения можно повторить несколько раз для чистого исполния. Второй этап стаят кружком, повернувшись спиной друг к другу– все вместе присесть на корточки, потом всем вместе встать одновременно. Разрывать цепочку нельзя.

Игра  «Построить машину». (выявление лидера)

        Эта игра помогают ведущему в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками ведущего. Он только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

  • построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д);
  • построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;

  Упражнение   «Спина к спине».

           Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт  общения, недоступный в. повседневной жизни. Все  участников  группы  садятся спиной к спине друг к другу и стараются в  таком  положении  в  течение  3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.

      Ведущий может спросить:

      - было  ли  это  похоже  на  знакомые  житейские  ситуации,  например,

        телефонный разговор), в чем отличия:

      - легко ли было вести разговор;

      - какой получается беседа - более откровенной или нет.

Все участники группы также могут поделиться своими чувствами.

Упражнение 2. Коллективный счет (разогревающая психотехника)

        Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не  глядя  друг  на  друга.  Задача  группы  -  называть  по  порядку  числа натурального ряда,  стараясь  добраться  до  самого  большого,  не  совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее  число  (запрещается  договариваться друг с другом вербально или невербально).  Во-вторых, нельзя  одному  и  тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное  число  будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий  требует  снова  начинать  с единицы. Общей целью группы становится  ежедневное  увеличение  достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет  участникам,  что они должны  уметь  прислушиваться  к  себе,  ловить  настрой  других,  чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать  или  пришла  пора  озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно  сообразительны,  что, не договариваясь, начинают  последовательно  произносить  числа  натурального ряда  по  кругу.  Обнаружив  это,  ведущий  может  похвалить  участников  за  сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема.  Опыт подтверждает, что  более  сплоченные  группы  успешнее  справляются  с  этим упражнением.

        Упражнение  "Комплимент".

Участникам предлагается проделать следующее упражнение. Перебрасывая игрушку (например, шарик) из рук в руки, каждый участник должен сказать согруппнику, которому была она послана, комплимент. В ответ тот, в свою очередь, должен выразить благодарность.

Рекомендации ведущему: Постараться объяснить участникам, что комплимент должен быть искренним, от всей души, и желательно с эмоциональным содержанием. Ведущему желательно начать упражнение самому, подать пример.

Продолжительность упражнения - 5-15 мин.

Психологический комментарий: Это упражнение позволит расслабиться, встряхнуться участникам, поднять эмоциональный тонус группы.

Упражнение "Паутинка"

Цель – развитие навыков невербального общения, эмпатии, межгруппового взаимодействия.

Задание. Натягивается из веревок паутинка. Учасиники команды встают в линеечку – держась за руки. Цель участников команды пройти данную паутину, способом вверх – вниз, не разрывая рук.

Упражнение "Поводырь"

Цель – сформировать доверие к членам группы, отработать навыки согласованности действий.

Задание. Участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться, преодолевая препятствия (огибая деревья, преодолевая барьеры и т. п.)

Упражнение "Газета"

Цель – сформировать навыки взаимодействия, сотрудничества.

Задание. Участники команды деляться на две группы. Все получают по одной газете, задача – чтобв се участники группы поместидись на одной газете.

        Упражнение "Восковая палочка".

Цель: Игра на доверие и поддержку друг друга.

Все встают в круг плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди. Затем проводится обсуждение в общем кругу по вопросам: Кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не боялся упасть; кто доверился участникам игры? Предлагается оценить свое доверие по 5-бальной системе.

        Рекомендации ведущему: Следить, чтобы продолжительность одного сеанса не превышала 2 мин. 

ф

– Что было самое сложное при падении?

– Смог ли ты довериться окружающим?

– Какие чувства ты испытывал до падения и после него?

Результат. Психологическое сближение через физический контакт. Сплочение группы. Более внимательное, доверительное отношение друг к другу.

Упражнение  "Скала"

Цели: развитие навыков поддержки в группе, сплочение команды.

Задание. Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец скамьи (остальные участники могут только поддерживать его). Падение со скамьи приносит команде штрафные баллы. Таким образом на другой конец скамьи постепенно должны переправиться все участники команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "На тропе доверия"

ПРограмма профилактики агрессивного поведения. В данном материале представлена рабочая программа и разработка первых 5 занятий....

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

17 мая – Международный день детского телефона доверия

17 мая в Российской Федерации будет отмечаться Международный день «Детского телефона доверия». Он пройдет под девизом «Дети говорят телефону доверия: «ДА!».  Служба телефона доверия помогает детя...

Психолого-профилактическая игра «Азбука общения»

Цель игры - гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней, развитие у школьников позитивных личностных качест...

Мероприятие к Международному дню детского телефона доверия «Тропа доверия»

Важным каналом оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является телефон доверия. Создание на территории Российской Федерации единого общероссийского номера детского телефона д...

Прямой эфир, посвященный юбилею Всероссийского Детского Телефона Доверия «Мифы о работе Телефона Доверия»

Прямой эфир, посвященный юбилею Всероссийского Детского Телефона Доверия «Мифы о работе Телефона Доверия»...