Формирование познавательной самостоятельности студентов на уроках психологии
статья по психологии на тему

Шаронова Елена Владимировна

В данной статье перечислены виды и формы работы, которые позволяют максимально активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов на уроках психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13_formirovanie_poznavatelnoy_samostoyat._statya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Шаронова Е.В.

ГБОУ СО СПО «Саратовский областной педагогический колледж»

г.Саратов

Формирование познавательной самостоятельности студентов

на уроках  психологии

       Формирование познавательной самостоятельности студентов является на сегодняшний день одной из основных задач учебно-воспитательного процесса в колледже. Это требование времени, ведь именно сейчас, в условиях внедрения ФГОС третьего поколения, самостоятельной работе студентов уделяется повышенное внимание.

       Коллектив педагогического колледжа дает молодежи установку на непрерывность образования и необходимость постоянного самообразования, помогает сформировать у студентов потребность в познании.

      Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную педагогом активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

       Самостоятельную работу можно условно разделить на два вида: выполняемую на учебном занятии и вне его (домашняя работа).

      Остановимся на тех видах и формах заданий, которые чаще используются на уроках психологии.

  1.Это, конечно же, всем известные диспуты. Для коллективного обсуждения подходят темы «Изменяется ли характер в течение жизни?», «Норма и отклонение. Где граница?» и т.д.

   2.Эффективны два варианта проведения дебатов:

а) студенты делятся на команды по принципу согласия или несогласия с предложенным утверждением. Ребята учатся излагать свои мысли, выступать убедительно и при этом  контролировать эмоции;

б) студентов делят на команды с помощью жеребьевки. Данный прием   позволяет  оценить одно и то же явление с разных точек зрения. Так можно обсуждать темы «Плюсы и минусы одаренности», «В школу с шести лет: «За» и «Против» и т.д.

   3. Самостоятельное составление студентами тестовых заданий (тестов достижений),  анкет, кроссвордов. Такую работу лучше организовать в подгруппах.

   4. Выполнение тестовых заданий различных типов. Одинаково хороши групповая и индивидуальная формы проведения.

   5. Решение кроссвордов. Одна из разновидностей – «поиск слова». На доске, как в телеигре «Поле чудес» зарисовывается схема слова, потом можно подсказать первую или последнюю букву.

       Затраты времени при проведении приема минимальны, а слово или термин, «найденные» таким путем, обычно запоминаются надолго.

   6. Прекрасные возможности предоставляет взаимопроверка. Плюсы формы очевидны: на уроке работают все; в ходе совместного обсуждения поясняются сложные моменты; если материал недостаточно понят, он будет разобран на уроке.

7. Защита докладов, рефератов и их обсуждение. Обязательным условием при защите работы является умение докладчика задавать вопросы слушателям и отвечать на их вопросы. Такой прием позволяет значительно повысить качество восприятия материала на уроке.

        Перечисление видов и форм работы на уроке, конечно, можно было бы продолжить, ведь возможности самостоятельной работы безграничны, но мы сделали акцент на тех из них, которые считаем наиболее эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УРОКАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Представленный ниже материал содержит рекомендации по организации самостоятельного чтения на иностранном языке; предложены упражнения для работы с грамматическим материалом;рекомендации по самостоятел...

Самостоятельная работа студентов на уроках иностранного языка.

Самостоятельная работа является одним из компонентов обучения иностранному языку. Она учит студентов самостоятельности, развивает творческую активность. При организации самостоятельной работы можно ис...

Статья "Формирование профессиональной самостоятельности студентов"

Статья "Формирование профессиональной самостоятельности студентов"...

Самостоятельная работа студентов на уроках математики как средство формирования личностных УУД

Одна из задач обучения в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний....

Методы и принципы организации самостоятельной работы студентов на уроках истории

Самостоятельная работа представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной составляющей частью.Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и угл...

Тесты для подготовки к промежуточной аттестации студентов по дисциплине "Психология"

Тесты предназначены для подготовки студентов к зачету по разделам: " Социальная психология" и "Медицинская психология"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Central Bohemia University (CBU), Czech RepublicFinancial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul BranchNovosibirsk State Technical University –Faculty of Business, Ru...