"Развитие адаптационных механизмов личности трудного подростка"
методическая разработка по психологии на тему

Абрамова Анна Афанасьевна

Тематический план коррекционно-развивающих занятий в 5 - 8 классе ОСШИ.

Цель: помочь учащимся лучше познать себя и раскрыть свои возможности.

Задачи: 1. Раскрытие личностных особенностей учащихся...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план коррекционно-развивающих занятий в 5 - 8 классе ОСШИ

  1. Тема:  " Развития адаптационных механизмов личности трудного подростка"
  1. Цель:  Помочь учащемуся лучше познать себя и раскрыть свои возможности
  2. Задачи :  Раскрытие личностных особенностей учащегося.
  3.  Улучшение социального поведения учащегося.
  4. Моделирование ближайшего будущего учащегося.
  1. Категория участников Учащиеся 5, 6, 8 класс (группы из  8 - 10 человек)
  2. Количество часов - 65
  3. Режим работы -  Тренинг. Занятия проводятся в течение второго полугодия учебного года один -два раза в неделю по 40-60 мин.
  4. Используемая литература: -  "Психологический тренинг с подростками" Л.Анн, Питер, 2007г.;

- "Тренинг развития жизненных целей" под ред. Е. Г. Трошихиной, Речь, 2007г.,

- "Групповая психотерапия" Кьел Рудестам, 2-е издание, Питер, 2000г.  

Оборудование: столы, стулья, школьная доска, альбомные тетради, цветная бумага, письменные принадлежности: фломастеры, карандаши ручки; поощрительные призы в виде недорогих подарков: шахматы, шашки, пазлы, игровые мячи, скакалки, книги и др.

Наименование тем

Цель занятия

Содержание занятия

К-во

з-ий

1

Коррекционно-ориентировочные занятия

10

 1

 Куда же нам плыть?

 Создание благоприятных условий для работы в группе, первичное освоение приемов и способов самораскрытия, активного общения ит.д.

1. Знакомство "здравствуй, я рад познакомиться!"

2.Упражнения на создание работоспособности.

3. Как достичь взаимопонимания?

4. Упражнения содержательного плана

5. Правила нашей группы.

6. Ассоциации.

7. Ритуал прощания

2

2

Каков я на самом? деле?

Установить контакт, создать положительную мотивацию к занятиям, закрепит навыки самоанализа.

1. Ритуал приветствия.

2. Психогимнастические упражнения

3. Продолжение знакомства с самим собой.

4. Тест на самоопределение.

5. Принятие себя.

6. Какой я человек?

7. Все - некоторые - только я

2

3

Кто Я?

Развивать самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять свои психологические характеристики.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения на уменьшение напряжения в группе.

3. Кто Я?

4. Упражнения содержательного плана

5. Притча "Ворона и павлин"

6. Ласковое слово.

7. Я.

8.Приятно сказать...

9. Ритуал прощания.

10. Упражнения.

2

4

Моя индивидуальность

Учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности

1. Ритуал приветствия.

2. Напоминание правила нашей группы.

3. Ассоциация.

4. Легкие пути ведут в тупик.

5. Упражнение на изменение состояния в группе.

6. Мой портрет в лучах солнца.

7. Все мы.

8. Ритуал прощания.

2

5.

Моё мнение

Создание в группе атмосферы доверия и открытости, обучение без оценочного высказывания своей точки зрения

1. Ритуал приветствия.

2. Никто не знает.

3. Упражнение на изменение состояния в группе.

4. Футболка с надписью.

5. Комплименты самому себе.

6.Чего вы хотите достичь.

2

11

Коррекционно-развивающие занятия

47

6

Точка опоры

Помощь учащимся в раскрытии своих сильных сторон. Актуализация личностных ресурсов.

1. Ритуал приветствия

2. Скажу откровенно...

3. Психогимнастическое упражнение.

4. Точка опоры.

5. Сильные стороны.

6. Психогимнастическое упражнение.

7. Эмиграция.

8. Маяк.

9. Проективный рисунок.

10. Ритуал прощания.

2

7

Чувство собственного достоинства

Познание себя при помощи группы, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

1. Ритуал приветствия

2. Пожелания.

3.Мои достоинства. Обратная связь.

4. Психогимнастическое упражнение.

5.Самый-самый.

6. Моё качество.

7. Скульптура.

8. Уступки.

9. Ритуал прощания.

2

8

Уверенное и неуверенное поведение

Обучение тому, как отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, содействие чувству уверенности в себе.

1. Ритуал приветствия

2. Воспроизведение.

3.  Психогимнастическое упражнение.

4. Сила слова.

5. Зеркало.

6. Город уверенности.

7. Круг уверенности.

8.Я - хозяин.

9. Психогимнастическое упражнение.

10. Ритуал прощания.

2

9

Мои права и права других людей

Закрепление навыков уверенного поведения благодаря использованию понятия прав. Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, учитывая их мнение.

1. Ритуал приветствия.

2. Атомы.

3. Мои права.

4. Психогимнастическое упражнение.

5. Индивидуальное восприятие.

6. Мой герб.

7. КтоЯ?.

8. Моё отражение.

9. Ритуал прощания.

2

10

Просьба

Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее. Развитие умения определять психологические характеристики, свои и окружающих.

1. Ритуал приветствия.

2. Новый способ.

3. Список прав (вспомнить занятие №9).

4. Пирог с начинкой.

5. Психогимнастическое упражнение.

6. Чемпионат.

7. Свободный микрофон.

8. Записки.

9. Ритуал прощания.

2

11

Я в своих глазах и в глазах других людей

Активация процесса рефлексии. Раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

1. Ритуал приветствия.

2. Подарок.

3. Футболка с надписью (см. занятие №5).

4. Психогимнастическое упражнение.

5. Послание самому себе.

6. Части моего Я.

7. Ассоциация.

8. Приятный разговор.

9. Листок за спиной.

10 Ритуал прощания.

2

12

Эмоции и чувства

Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. тренировка умения позитивно выражать своё эмоциональное состояние.

1. Ритуал приветствия.

2. Напоминание правил нашей группы.

3. Пальцы.

4. Эмоции.

5. Психогимнастическое упражнение.

6. "Имена" чувств.

7. Зеркало.

8. О пользе и вреде эмоций.

9. скульптор - глина.

10. Пиктограмма.

11. Домашнее задание.

12. Ритуал прощания.

2

13

Обида

Обучение тому, как справляться с обидой;. формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи.

1. Ритуал приветствия.

2. Антоним.

3. Футболка с надписью.

4. Психогимнастическое упражнение.

5. Детские обиды.

6. Обиженный человек.

7. Копилка обид.

8. Куда уходит злость.

9. "Горячий стул".

10. Ритуал прощания.

2

14

Как справиться с плохим настроением

Развитие умения самоанализа и преодоления барьеров, мешающих полноценному самовыражению; обучение тому, как находить чувства, которые могут преодолеть чувства тревоги и избавиться от него.

1. Ритуал приветствия.

2. Напоминание правил нашей группы.

3. Какого Я цвета?

4. Твоё настроение.

5. Психогимнастическое упражнение.

6. "Чувствую себя хорошо".

7. Аукцион.

8. Расслабляемся.

9. Мусорное ведро.

10. Домашнее задание.

11. Ритуал прощания.

2

15

Мои слабости

Обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны; повышение самопонимания на основе осознания своих ограничений: положительных и отрицательных качеств, своих индивидуальных особенностей.

1. Ритуал приветствия.

2. Комплимент.

3. Под микроскопом.

4. Принимаю ответственность на себя.

5. . Психогимнастическое упражнение.

6. обратная сторона медали.

7. Каким меня видят окружающие?

8. Я - центр воли.

9. Мнение (см. занятие №5).

10. ритуал прощания.

2

16

Мои проблемы

Обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

1. Ритуал приветствия.

2. Правила нашей группы.

3. Вопрос.

4. Проблемы.

5. Психогимнастическое упражнение.

6. преодоление.

7. Крокодил.

8. Своё пространство.

9. Победи своего дракона.

10. Записки (см. занятие №4).

11. ритуал прощания.

2

17

Мотивы наших поступков

Помощь в осознании мотивов своих поступков, осознание собственного влияния на других людей; устранение  эмоциональных барьеров между членами группы.

1. Ритуал приветствия.

2. Светский прием.

3.Осознание мотива.

4. Особые дары.

5. Психогимнастическое упражнение.

6. Мотив своего собственного поведения.

7. Благодарность без слов.

8. Мотив.

9. Волшебный магазин.

10 Домашнее задание.

11. Ритуал прощания.

2

18

Люди, значимые для меня

Научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности.

1. Ритуал приветствия.

2. Правила группы.

3. Приятные слова.

4. Значимые люди.

5. Слепец и поводырь.

6. Психогимнастическое упражнение.

7. Объявление.

8. Идеал.

9. Домашнее задание: "Откровенно говоря".

10. Ритуал прощания.

2

19

Эффективные приемы общения

Знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

1. Ритуал приветствия.

2. Испорченный телефон.

3. Какой я в общении?

4. Психогимнастическое упражнение.

5. Умение вести разговор - это талант.

6. Общение - это...

7. Как укреплять свою коммуникабельность.

8. Успех в общении.

9. "Как слово наше отзовется..."

10 Гость.

11. Найди свою пару.

12. Ритуал прощания.

2

20

Я тебя понимаю

Продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков.

1. Ритуал приветствия.

2. Твое будущее.

3. Понимание.

4. "Мы с тобой одной крови".

5. Психогимнастическое упражнение.

6. Другой акцент.

7. Круг моего общения.

8. Я тебя понимаю.

9. Домашнее задание: "Новые знакомые".

10. Ритуал прощания.

2

21

Взаимопомощь

Осознание собственного влияния на других людей и значимости их в своей жизни; поиск способов расположения людей к себе; упрочнение благоприятного климата для отношений.

1. Ритуал приветствия.

2. Правила нашей группы.

3. Пишущая машинка.

4. Тимуровцы.

5. Друг для друга.

6. Психогимнастическое упражнение.

7. Доброта.

8. Улыбка.

9. Вежливость.

10. Поведение и культура.

11. Доброе слово.

12. Ритуал прощания.

2

22

Творческая личность

Поиск того, что отличает конкретного человека от других людей; обучение тому, как позитивно находить выход из ситуаций; помощь в определении личностных ценностей.

1. Ритуал приветствия.

2. Представление имени.

3. Медитация.

4. Творческие силы.

5. Коллективная сказка.

6. Психогимнастическое упражнение.

7. Образ.

8. Футболка и надписью (см. занятие №5).

9. Ритуал прощания.

2

23

Как достичь цели

Обучение тому , как ставить цели; обработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

1. Ритуал приветствия.

2. Бегущие огни.

3. По секрету.

4. Принцип.

5. Психогимнастическое упражнение.

6. Круг субличностей.

7. Именинный пирог.

8. Записи (см. занятие №4).

9. ритуал прощания.

2

24

Полюби себя

Прояснение Я-концепции; развитие уверенности в себе через любовь; закрепление благоприятного отношения к себе.

1. Ритуал приветствия.

2. "Бип".

3. Не могу полюбить себя.

4. Встаньте перед зеркалом.

5. Я в лучах солнца.

6. Гимн себе.

7. Формула любви к себе.

8. Ритуал прощания

2

25

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение.

Научение говорить о себе только позитивно; активизация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств.

1. Ритуал приветствия.

2. Приветственная фраза.

3. Автопилот.

4. Самоодобрение.

5. Психогимнастическое упражнение.

6. Формула успеха.

7. Я ценю себя.

8. Мнение (см. занятие №%).

9. Ритуал прощания.

2

26

Будьте собой, но в лучшем виде

Обучение тому, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.

1. ритуал приветствия.

2. Правила группы.

3. Восковая палочка.

4. Художественный фильм.

5. Я - подарок для человечества.

6. Твое будущее.

7. Письмо себе. любимому.

8. Секрет.

9. Ритуал прощания.

2

27

Жизнь по собственному выбору

Развитие умения анализировать свои личностные качества; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению цели; обучение тому, как эффективно использовать свое время.

1. Ритуал приветствия.

2. Мне приятно сказать.

3. А что дальше.

4. Должен или выбираю?

5. Психогимнастическое упражнение.

6. Прошлое, настоящее и будущее.

7. Я реальный; я идеальный4 я глазами других людей.

8. Круг нашей жизни.

9. Машина времени.

10. Ритуал прощания.

2

111

Закрепляющие занятия

8

28

Звёздная карта моей жизни

Укрепление своего устойчивого Я; дальнейшее самораскрытие, самопознание; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

1. Ритуал приветствия.

2. Ты меня уважаешь?.

3. Моя вселенная.

4. Какой я человек?

5. Каков я на самом деле?

6. Именно сегодня.

7. Стратегия жизни.

8. Дом моей души.

9. Ритуал прощания.

3

29

Перед дальней дорогой

Помощь в определении личностных ценностей, раскрытие сильных сторон личности; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; актуализация личностных ресурсов.

1. Ритуал приветствия.

2. Заколдованные.

3. Что у нас получилось.

4. Чемодан.

5. Психогимнастическое упражнение.

6. Необитаемый остров.

7. Автобиография.

8. Записки.

9. Ритуал прощания.

3

30

Прощай

Закрепление представления участников о своей уникальности, обогащение осознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности; закрепление дружеских отношений между членами группы.

1. Ритуал приветствия.

2. Карусели.

3. "Я к вам пишу..."

4. Весь мир - сцена.

5. Прощай.

6. Я - это Я.

7. Подарки.

8. Ритуал прощания.

2

 

Составитель: педагог-психолог ОСШИ Абрамова А.А.    

сентябрь 2013 г.                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков....

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков....

Доклад «Творчество – путь к успеху в развитии личности «трудного» подростка».

Творчество воспитывает. Оно не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает его художественным и нравственным содержанием....

Коррекция личности трудных подростков с помощью занятий физической культурой и спортом

Формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни должно начинаться сегодня именно со здоровья, и в первую очередь детей и молодёжи. Назрела необходимость усиления роли дополнительн...

"Наставничество как механизм социализации трудного подростка"

Презентация, итоговая работа на курсах ИРОСО "Наставничество как механизм социализации трудного подростка"...

Рекомендации педагогам для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

Рекомендации педагогам для целенаправленного воздействия на личность трудных детейи подростковСуществуют следующие группы педагогических приемов.Созидательные – содействуют улучшению взаимоотнош...