Большая психологическая игра "Ночь в музее"
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме

Анистратенко Екатерина Александровна

Не секрет, что пятиклассник сталкивается с большим количеством новшеств в его школьной жизни, многие из которых являются для него стрессогенными. Одним из таких новшеств, несомненно, является переводной экзамен. Ребятам слабого класса предстоял экзамен по истории. Наблюдая крайнее волнение ребят по поводу предстоящего экзамена, я предложила учителю-предметнику провести последний в году урок в виде психологической игры. Моей коллеге понравилось, что можно оценивать ребят в ходе игры, особенное внимание она уделяла ребятам со спорными оценками.  Основная идея сюжета взята из одноименной популярной приключенческой комедии, что очень понравилось детям. Проживанию игровой ситуации способствовала презентация, которую мы демонстрировали с помощью цифрового проектора. Надеюсь мой опыт будет полезен коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bpi_noch_v_muzee.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анистратенко Екатерина Александровна

[222-577-639]

Педагог-психолог

 I квалификационной категории

МОУ «Днестровская средняя школа №1»

г.Днестровск, Приднестровье, Молдова.

Номинация:

 Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами.

Не секрет, что пятиклассник сталкивается с большим количеством новшеств в его школьной жизни, многие из которых являются для него стрессогенными. Одним из таких новшеств, несомненно, является переводной экзамен. Ребятам слабого класса предстоял экзамен по истории. Наблюдая крайнее волнение ребят по поводу предстоящего экзамена, я предложила учителю-предметнику провести последний в году урок в виде психологической игры. Моей коллеге понравилось, что можно оценивать ребят в ходе игры, особенное внимание она уделяла ребятам со спорными оценками.  Основная идея сюжета взята из одноименной популярной приключенческой комедии, что очень понравилось детям. Проживанию игровой ситуации способствовала презентация, которую мы демонстрировали с помощью цифрового проектора. Надеюсь мой опыт будет полезен коллегам.

 

Большая психологическая игра

«Ночь в музее»

Вид игры: игра-оболочка.

Возраст участников: 10-11 лет, учащиеся 5 класса.

Кол-во участников: 3-4 команды по 5-8 человек.

Цель: снижение уровня экзаменационной тревожности, формирование положительной установки на процедуру экзамена.

Необходимое оборудование: карманные фонарики по числу участников, мяч, ватманы А2 по числу команд, фломастеры, карандаши, резинка, листы чистой бумаги, шариковые ручки, цветные стикеры, цифровой проектор и экран, презентация (Приложение 9), если нет возможности использовать проектор можно презентацию заменить портретами основных исторических героев по сюжету игры.

Введение в игровую ситуацию.

Ребята занимают места за большим столом.  Стол поделен накрест  двумя лентами так, что получается 4 сектора. Попавшие в один сектор ребята оказываются в одной команде.

Учитель истории: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный обобщающий урок по истории Древнего мира. Я буду оценивать ваши знания прямо во время игры, которую проведет с вами психолог.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча посвящена теме экзаменов. Сегодня мы с вами будем играть в психологическую игру.  Вам знаком фильм «Ночь в музее», где по сюжету ночной сторож исторического музея преодолевает различные испытания?

Дети сообщают, что им знаком этот фильм.

Психолог: Сегодня мы с вами тоже побываем в музее, где персонажи оживают. Вам предстоит пройти немало испытаний, которые будут, так или иначе, касаться темы экзамена. Мы будем работать в командах и индивидуально. Ребята, сидящие в одном секторе, иногда будут образовывать команду.

Итак, мы на первом уровне игры (обратить внимание на презентацию).

Разминка.  В кабинете директора музея.

Психолог: Для того, чтобы вас приняли на должность сторожа необходимо пройти собеседование. Передавая мяч по кругу, каждый, у кого мяч в руках, называет ассоциацию со словом «экзамен».

Ведущий отмечает, как много негативных ассоциаций было в ответах. Были ли позитивные.

Психолог: Что ж, вы справились с первым заданием, вас приняли на работу. Вам необходимы фонарики, ведь ночью в музее просто жутко.

 (Раздать фонарики. Затемнить окна шторами. Включить звук часов бьющих полночь.)

Психолог: Настала полночь. Все экспонаты в музее ожили! Включите фонарики, чтобы осмотреться. Посветите ими в разные стороны.

Дети включают фонарики, немного играют с ними.

Психолог: Фонарики вам еще пригодятся, чтобы сигнализировать о том, что задание выполнено.

А пока отложите их в сторону.

(загорается свет)

Психолог: Итак, в наш музей Древнего мира попала на экспозицию та самая золотая пластина Акмен Ра, из-за которой эскпонаты оживают по ночам. Ваша задача пройти все залы и добраться до зала Древнего Египта, где на стене весит пластина. Нужно повернуть центральную часть, чтобы пластина перестала действовать, еще нужно успеть убрать во всех залах  до открытия музея. Иначе директор музея вас уволит.

Содержание игры.

Зал  Древнегреческой культуры.

Психолог: Вы заходите в первый на вашем пути зал и оказываетесь в зале Древнегреческой культуры. Повсюду листы исписанного папируса, жуткий беспорядок. Оказывается, ожила статуя Гомера.

Учитель проверяет остаточные знания ребят, задавая несколько вопросов, например: «Кем был Гомер?» «Какие произведения Гомера вы знаете?» и т.д.

Психолог: Итак, Гомер ожил и тут же принялся сочинять эпос.

Учитель истории:  Эпос – это героическое повествование о прошлом.

Психолог: древнегреческий поэт соглашается вам помочь и убрать все папирусы, если вы составите  для него необычный стих – синквейн. Синквейн – это стих, имеющий следующую  структуру:

Структура:

1 строчка: 1 слово – существительное

2 строчка: 2 слова – прилагательные

3 строчка: 3 слова – глаголы

4 строчка: предложение

5 строчка: 1 слово – существительное (итог)

Пример:

Урок

Интересный, необычный

Обучает, развивает, увлекает

Необходим для учебы

Занятие

Психолог раздает листы для сиквейна. (Приложение 1)

Психолог: Задание командам, придумать синквейн к словам, которые записаны в карточке за 5 -10 минут, победит команда, которая быстрее справится с заданием. Если команда готова, она сигнализирует об этом фонариком, секретарь команды зачитывает синквейн.

Выслушав все синквейны, ведущий подчеркивает, что все слова, к которым составлялся синквейн – это составные части  экзамена. Выделяет, каким эмоциональным фоном отличается та или иная часть экзамена. Как ребята представляют себе экзамен. Подводя к мысли, что он не так страшен, как кажется.

Психолог: Вы хорошо справились с заданием поэта, и он уже приступил к уборке в зале Древнегреческой культуры. А мы двинемся дальше.

Зал Древней Спарты.

Психолог: Вы оказались в зале Древней Спарты.

Учитель задает вопросы, например: «В какой древней стране находилась Спарта?» «Чем отличались спартанцы от других древних греков?» и т.д.

Психолог. Совершенно верно, спартанцы были очень отважны и презирали трусов. Они говорили: «Каждый человек испытывает страх, но лишь храбрый его преодолевает!» Фигуры спартанцев из музея решили проверить насколько вы умеете держать себя в руках и справляться с неожиданными ситуациями.

Думаю, с вами случалось такое, когда от волнения все путается в голове, сейчас каждый из вас получит билет, ваше задание не растеряться и ПРАВИЛЬНО РАСШИФРОВАТЬ то, что написано в билете. В строчке ниже вы запишите то, что получилось. Каждый работает индивидуально со своим билетом, но от того как он справится с заданием, зависит победит ли команда.

Победит та команда, которая правильно и  быстрее всех расшифрует задания во всех билетах.

Когда будете готовы, зажгите фонарик.

Психолог раздает билеты так, чтобы у каждого участника было по одному билету, номер билета внутри одной команды не должен повторятся. (Приложение 2). Задание выполняется за 5-7 мин.

Когда команды готовы ведущий собирает билеты и помощник ведущего сверяет ответы с ключом (Приложение 3). Называют команду победителя – правильно и раньше по времени выполнившей задание.

Психолог: Итак, вы отлично справились! Спартанцы убедились, что вы умеете держать себя в руках, контролировать свою тревогу и страх. Они разрешают вам пройти в следующий зал.

Зал Древнего Китая.

Психолог: Теперь вы попали в зал Древнего Китая. Здесь вы встречаетесь с восковой фигурой Конфуция.

Учитель задает вопросы, например: «Кто такой Конфуций?», «Чему он учил?» и т.д.

Психолог: Конфуций был очень мудрым человеком, вот одно из его выражений:

«Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учится, окажется в затруднении.» О чем эта фраза?

Ребята предлагают варианты. Психолог говорит о том, что учение без размышления – это бессмысленное запоминание, «зубрежка». Размышлять, но хотеть учиться – значит быть способным, но не пользоваться своими способностями, а без образования очень нелегко в жизни.

Командам раздается по ватману А2, фломастеры, карандаши резинка и каждой команде текст (Приложение 4).

Психолог: Вот задание, которое приготовил для вас Конфуций для того, чтобы вы «учились размышляя». Прочитайте текст и составьте схему или рисунок по этому тексту так, чтобы вы смогли пересказать основной смысл текста, опираясь на этот рисунок. Задание групповое, командам необходимо выбрать тех, кто будет рассказывать текст (это может быть 1-3 человека, при этом учитель сможет оценить их ответы). Вносить предложения, что нужно изобразить должны все члены команды. В создании рисунка должны принимать участие все члены команды.

На выполнение дается от 10 мин.

Команды показывают, что  у них получилось, выбранные ими ученики пересказывают основное содержание текста – это еще 5 мин.  Учитель оценивает ответы. Выясняется какая команда наиболее успешно справилась с заданием.

Психолог говорит о том, что выделение главного смысла из текста помогает запомнить информацию и что этот прием можно использовать при подготовке к экзамену.

Психолог: Конфуций попрощался с вами, и вы отправились дальше.

Зал Древнего Рима.

Психолог: За следующей дверью оказался зал Древнего Рима.

Учитель задает несколько вопросов о Древнем Риме.

Психолог: В этом зале под действием волшебной пластины ожили римские легионеры и воины Карфагена и между ними разразилась настоящая битва! Нам не безопасно тут находиться. Давайте соорудим себе щиты, чтобы укрыться и перебежать в другой зал.

Ребятам раздаются шаблоны щитов (Приложение 5)

Психолог: Мы будем создавать своеобразный щит, который будет защищать вас и на экзамене. (до 5 минут)Когда вы будете готовы, включите фонарик в знак того, что щит готов.

Когда большинство фонариков зажглось психолог говорит о том, что можно озвучить озвучить свой щит по желанию.

Ребята зачитывают, что у них получилось.

Психолог: Вы хорошо поработали над своими щитами и вам удалось выбраться из опасного зала, где кипела битва.

 

Зал Древнего Египта.

Психолог: Итак, мы добрались до зала, где находится пластина Акмен Ра. Однако для того, чтобы повернуть центральную часть пластины нужно сказать заклинание. Оно написано на стене.

На доску вывешивается плакат А1 с иероглифами (Приложение 6). Фраза, которая зашифрована: «Человек тогда добивается цели, когда он верит в себя».

Пока  психолог вывешивает плакат, учитель задает несколько вопросов ребятам по истории Древнего Египта.

Психолог: Скажите, как называлась письменность древних Египтян?

Совершенно верно, египтяне писали иероглифами. Вам предстоит расшифровать то, что написано на стене. Каждой команде я раздам дешифратор, в котором каждый иероглиф соответствует букве русского алфавита. Победит команда, которая скорее всех расшифрует заклинание.

Команды получают дешифраторы (Приложение 7). Результат дешифровки секретари записывают на лист А4. Задание выполняется до первого правильного  результата.

Ребята должны догадаться, что если каждому члену команды дать по слову, то получится быстрее.

Психолог: Вы отгадали надпись, и волшебство пластины прекратилось. Вы упорно шли к победе  и достигли результата, желаю вам того же на экзаменах!

Учитель озвучивает оценки за урок.

Рефлексия.

Каждый участник получает цветной стикер, который он наклеит над, тем состоянием, которое ему ближе  (Приложение 8).

Психолог задает вопросы: Что понравилось в игре больше всего?  Где вы столкнулись с трудностями? Изменилось ли ваше мнение о процедуре экзамена?

Информационные источники:

  1. Битянова М.Р. Большая психологическая игра как метод и технология в работе психологов образования: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 64 с.
  2. Битянова М.Р. Большая психологическая игра как метод и технология в работе психологов образования: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 64 с.
  3. История древнего мира. 5 класс: учеб.  для общеобразоват. учреждений / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – 287с.
  4. Индюкова М.А. Развитие творческих способностей на уроках истории Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchashchihsya-na-urokah-istorii-0
  5. Кузьменкова О. Пипская Т Готовимся к ЕГЭ.  / Школьный психолог №9, 2008г. Электронный ресурс: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800911
  6. Источник сходных изображений иероглифов Электронный ресурс: http://great-egypt.ru/iskusstvoinauka/pismennost-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая психологическая игра "Ледянное сердце"

Адаптированный для воспитанников социально-реабилитационного центра вариант игры М.Р.Битяновой   "Ледянное  сердце" .Наполнение "игровой оболочки " учитывает особенности развития детей в гру...

Сценарий большой психологической игры "Город профессий"

Сегодня многие классы в старшей школе  являются профильными.В связи с этим возникает ряд вопросов.Перед администрацией школы встает вопрос о том, какие профили актуальны. А перед ребятами ка...

Большая психологическая игра

Контингент адресатов: подростки с проблемами в общении, с личностными проблемами.Методика может быть применена в самом начале  коммуникативного тренинга, тренинга личностного роста.Данную м...

НАСТРОЕНИЕ НАШЕГО ГОРОДА (опыт проведения большой психологической игры старшеклассников)

Наш мир и современное общество постоянно находится в движении, совершенствуются системы, создаются новые методы и формы работы во всех областях науки. В соответствии с требованиями жизни соверше...

Сценарий большой психологической игры «Особенная страна».

Данная игра представляет собой  тренинговую работу с детьми 9-10 лет по развитию навыков общения и сотрудничества....

Сценарий большой психологической игры

Эту игру мы проводим в школе в день самоуправления (день дублера). Такие игры помогают детям раскрыться, проявить свои коммуникативные, организаторские способности....

Сценарий большой психологической игры «Форум»

Сценарий большой  психологической игры.Название: «Форум»Задачи игры: создание условий для сплочения коллектива; предоставить возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуац...