психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Дрёмина Татьяна Владимировна
Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одним из самых сложных периодов в обучении, так же, как и адаптация ребенка в пятом классе – одной из проблемных зон.У пятиклассников изменяется социальное окружение (состав учителей, иногда – класса) и система деятельности (новая учебная ситуация).

В этот период происходит:

  • снижение показателей обученности;
  • снижение интереса к учебе;
  • повышенная тревожность;
  • отстранение от взрослых.

Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Кроме того, для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у подростков должны быть сформированы основные операции мышления, высокая познавательная активность, а также высокий уровень внимания и памяти.

Предлагаю материалы работы с учащимися и с учителями в период адаптации пятиклассника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

                                   Директор МАОУ СОШ №18

                                               _____________/Казанцева Н.А./

29.08.2014 г.

                                                                                                                                         

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Программа

психолого-педагогического сопровождения

учащихся 5 класса

«ПЯТИКЛАССНИК»

Составитель:  Дремина Т. В.

Педагог-психолог высшей категории

МАОУ «СОШ №18»

2014-2015 учебный год

г. Златоуст

Пояснительная записка

Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного образования. У пятиклассников изменяется социальное окружение (состав учителей, иногда – класса) и система деятельности (новая учебная ситуация).

В этот период происходит:

  • снижение показателей обученности;
  • снижение интереса к учебе;
  • повышенная тревожность;
  • отстранение от взрослых.

Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Кроме того, для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у подростков должны быть сформированы основные операции мышления, высокая познавательная активность, а также высокий уровень внимания и памяти.

Цели программы:

 Предлагаемый цикл занятий  призван оказать пятиклассникам помощь в период адаптации, снизить у них тревожность,  развить некоторых социальные навыки, способствовать  сплочению детского сообщества, научить видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать.  

Задачи:

  1. Принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе.
  2. Повышение самооценки учащихся; снижение социальной тревожности.
  3. Формирование коммуникативной компетентности, навыков бесконфликтного общения, толерантности; сплочение коллектива класса.
  4. Развитие интереса и уважения к своему собственному “Я” и к “Я” окружающих людей, осознание своих особенностей.
  5. Формирование познавательной активности и учебной мотивации пятиклассников.

Организационная структура программы:

Выделяются следующие блоки в курсе «Пятиклассники».

1. Проведение цикла занятий с уч-ся 5-го класса.

2. Диагностика.  

3.Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности адаптации.

4. Консультирование педагогов и родителей

5. Родительские собрания «Первый раз в пятый класс»

Организационная структура занятий:

1. Ритуал приветствия, знакомства.

Ритуал приветствия способствует сплочению детей, позволяет создать атмосферу группового доверия и принятия.

2. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.

3. Основной этап.

Задания и упражнения, направленные на адаптацию к среднему звену, снятие эмоционального напряжения и тревожности, формированию коммуникативных умений и навыков, сплочению коллектива.

4. Заключительная часть.         

Рефлексия позволяет создать чувство принадлежности к группе, закрепить положительные эмоции.

Продолжительность:

Цикл включает в себя 9 занятий продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся раз в неделю.

Ожидаемый результат:

Снижение уровня школьной тревожности.

Создание комфортных развивающих условий для учащихся, способствующих личностному развитию учащихся.

Положительная мотивация к учению.

Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах. 

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во

Адаптация  к переходу в среднее звено

Тема блока: Пятиклассник

9

Пятый класс: что нового? 

1

Находим друзей.

1

Школьные правила. Легко ли быть учеником?

1

Трудно ли быть настоящим учителем?

Школьные трудности.

1

Школьные страхи.

1

Как побороть школьную тревогу.

1

Понимаем ли мы друг друга.

1

Наш дружный класс

1



Предварительный просмотр:

Программа групповой работы

по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса

По результатам проводимого психического исследования эмоционального состояния в школе (тест Филлипса) и уровня учебной мотивации (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг-Андреева)  выявляется группа детей, испытывающими трудности в школьной адаптации.

 Цель программы:  снижение порога негативных эмоций в процессе адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

Снизить школьную тревожность, обучить способам саморегуляции эмоционального состояния.

Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.

Повысить самооценку участников группы.

Тренировать гибкость поведения.

Адресат: группа учащихся 5 класса  в количестве 12 -15 человек.

Количество занятий: 12.

Продолжительность одного занятия: 45 минут.

Периодичность занятий: 1 занятие в неделю.

Методы: при проведении занятий используются методы игротерапии, арт-терапии, сказкотерапии,  психогимнастики, релаксации, ролевые игры.

Ожидаемые результаты: снижение уровня негативных эмоций, связанных со школой снижение школьной тревожности,  овладение навыками саморегуляции.

Тематическое планирование

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы, сплоченность группы.

Занятие 2. Формирование чувства успешности, осознание личных целей

Занятие 3. Вербализация содержания школьной тревожности. Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью

Занятие 4. Школьные страхи

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности

Занятие 6. Агрессивность

Занятие 7. Закрепление позитивного отношения к школе

Занятие 8. Принятие себя

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы

Занятие 10. Тренировка гибкости поведения

Занятие 11. Развитие коммуникативных навыков участников

Занятие 12. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля.



Предварительный просмотр:

Занятие 3. Школьные правила. Легко ли быть учеником?

Задачи:

- помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях;

- помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

- способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность;

- развивать навыки сотрудничества.

Ход занятия

1. Вспоминаем правила поведения на занятиях.

2. Обсуждаем домашнее заданияе Законы дружбы

3. Разминка Я имею право

Продолжите фразу «Я имею право...»

У всех ли людей есть права?

Что такое обязанности?

У кого больше прав — у взрослых или у детей? Почему?

Какие чувства испытывает человек, чьи права нарушаются? (обида, растерянность, возмущение).

Часто ли мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей? Приведите примеры.

— бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи;

— своевременно не возвращаем взятое взаймы;

— мешаем учителю вести урок;

— грубим родителям;

— обижаем младших.

Как же сделать так, чтобы ничьи права не нарушались.

Для этого в школе существуют правила поведения.

4. Упражнение «Узнай свою школу»

Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет нам лучше понять, какие правила поведения приняты в нашей школе. Я буду задавать вам вопросы, а вы, хорошо подумав, отвечайте на них.

Что я делаю, когда опаздываю в школу или на урок?

Сколько раз нужно опоздать в школу, чтобы попасть к директору?

Как я могу быть наказан за опоздание?

Если надо уйти с занятий на прием к врачу, с кем мне договориться об этом?

Что мне делать, если я плохо себя почувствую?

Я потерял учебник. Что мне делать?

У меня пропала куртка из раздевалки. Что мне делать?

Что мне делать, если мне угрожает другой ученик?

Назовите три основных правила поведения во время перемены.

Какие вещи нельзя приносить в школу?

Что такое «плохое поведение в школе»? Подумайте, за какое поведение ученика могут выгнать из школы.

Если мне нужна помощь, где и у кого я могу ее получить?

5. Работа по теме занятия

Упражнение «Правила поведения на уроке»

Какие школьные правила вы знаете? Попросите детей рассказать о школьных правилах, правилах работы на уроках.

Для чего они нужны? (правила помогают эффективно усваивать школьные знания)

Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Их всего три: "Будь подготовленным", "Работай на уроке", "Уважай окружающих".

1. Будь подготовленным:

я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;

я приношу все необходимое к уроку;

я успеваю выполнить задание в классе;

у меня нет проблем с выполнением домашней работы.

2. Работай на уроке:

я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;

я работаю вместе с классом;

я хорошо выполняю работу в классе.

3. Уважай окружающих:

я не разговариваю на посторонние темы на уроке;

я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;

я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;

я не мешаю учиться другим: не тычу карандашом в соседа и т.д.

Дискуссия на тему занятия

Какие правила поведения обязательны для соблюдения в школе?

Какие правила трудно выполнять лично вам? (Следует оказать поддержку детям, которым трудно выполнять многие правила).

Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?

Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?

6. Игра «Что делает ученик?»

 Беседа о том, какими действиями наполнен обычный школьный день ученика. Он читает учебники, пишет в тетради, отвечает у доски, подсказывает товарищу и т.д. Каждый участник пластически, без употребления слов изображает одно из таких действий, а остальные отгадывают, что именно изображается. Старайтесь, чтобы действия не повторялись!

Прочитайте детям отрывок из повести М. Вильямс «Вельветовый кролик».

—Что значит быть настоящим? — спросил однажды Кролик. – Это когда внутри тебя звенят всякие штуки, а сбоку торчит ручка?

— То, из чего ты сделан, не имеет значения, — ответила Кожаная Лошадь. — С тобой что-то происходит... Ребенок любит тебя долго-долго, не просто играет с тобой, а по-настоящему любит тебя, вот тогда-то ты и становишься настоящим. Но помни, это не происходит сразу. На то, чтобы стать настоящим, уходит порой очень много времени... Но когда ты настоящий, ты не сможешь быть неприятным или неинтересным, разве только для людей, которые вообще ничего не понимают.

7. Упражнение «Идеальный ученик»

Как назвать ученика, который всегда соблюдает школьные правила?

Составьте портрет идеального ученика. Напишите качества, какими он должен обладать.

Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д.

Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относится к требованиям школы и учителей?

Для чего учусь я?

8. Домашнее задание «Разрешающие таблички»

В школе много разных запретов: нельзя бегать, нельзя кричать и т.д. А что в школе можно?

Можно поднимать руку и отвечать, спокойно играть на перемене и т.д.

9. Обсуждение итогов занятия

Все участники говорят о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали 

Синквейн.

1 строчка - название темы одним словом - существительным!

Школьные правила

2 строчка - определение темы в двух прилагательных или причастиях;

Нужные, полезные.

3 строчка - три глагола, показывающие действия в рамках темы;

Советуют, учат, дисциплинируют.

4 строчка - фраза из 4 слов, показывающая ваше отношение к теме;

Отвечаем на свои поступки.

5 строчка - завершение темы, синоним первого слова. 

Закон для всех.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Программа психолого- педагогического сопровождения пятиклассников в условиях ФГОС

В подростковом возрасте может воз­никнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель — душев...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"

Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5-х классов «Я-пятиклассник»

Начало учебы в 5 классе – особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т....