Тренинг на 1 час "Развиваем мышление"
план-конспект урока по психологии (8, 9 класс) на тему

Цвенгер Наталия Валерьевна

Практикум по психологии "Развиваем мышление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_psihologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на 1 час

«Развиваем мышление»

Автор Цвенгер Н.В.

Цель: Развитие мышления.

I. Задачи на сравнение и анализ. (Оценка 3 балла).

1.  Определите и назовите то общее, что объединяет следующие поступки людей:

A. Человеку хочется отдыхать, но он продолжает работать.

Б. Юноша трижды поступал в университет и всё же добился того, чего хотел.

B. Данный человек постоянно терпит неудачи. Знакомые и друзья уговаривают его бросить то дело, в котором его преследуют неудачи, но человек продолжает заниматься им.

Г. С детства данный человек не обладал особыми задатками, но добился многого в жизни, приобретя нужные способности.

2. Назовите все известные вам предметы, на которые могут быть распространены следующие высказывания:

A.  Большой и лёгкий.    Б. Круглый и мягкий.    B.  Им пишут.    Г. По нему ходят.            Д. Он интересный.    Е. Имеет приятный запах, но несъедобный.

3. В каких случаях жизни вам могут понадобиться знания следующих школьных предметов:

A.  Родной язык.  Б. Иностранный язык.  B.  Математика.   Г. Физика.  Д. Химия. Е. Литература. Ж. История. 3.   География. И. Психология. К. Логика.

II. Задачи на практическое мышление и оценку жизненных ситуаций. (Оценка 5 баллов)

А. Двое людей среднего возраста (от 40 до 50 летя случайно оказались сидящими друг против друга в одном купе поезда дальнего следования. Один из них был по профессии физик. Он задумчиво смотрел в окно, но вот его взгляд скользнул по купе и остановился на попутчике. У того в руках была книга, связанная с теми проблемами, которыми занимался наш физик. Задумчивость исчезла с его лица, и он исподволь, с любопытством стал рассматривать своего соседа.

Оцените эту ситуацию с точки зрения нового чувства, которое стал испытывать физик, обнаружив, что напротив него сидит человек, который также интересуется физикой.

Б. Двое незнакомых людей, юноша и девушка, случайно встретились друг с другом в ситуации, где им пришлось некоторое время быть рядом. Юноша время от времени взглядывал на девушку. То же самое делала и она, и когда их взгляды встречались, то они не сразу отводили глаза. Выражение лиц обоих в это время едва заметно изменялось, на них появлялись улыбки, которые или сохранялись, или исчезали тогда, когда они смотрели на других людей и вокруг себя. При этом и тот и другой поправляли свою одежду, старались выпрямиться, повернуться лицом друг к другу, стать или расположиться поближе друг к другу.

Скажите, какие чувства испытывали в данной ситуации эти молодые люди по отношению друг к другу.

В. Один человек старается обратить на себя внимание другого, а тот не реагирует на действия первого. Первый смотрит на второго, довольно долго задерживая свой взгляд на его лице; второй же, чувствуя, что на него смотрят со стороны, также время от времени поглядывает на первого, но в его глазах и действиях не просматривается особого интереса; выражение лица, позы тела, движения рук при этом не меняются, а взгляд долго не задерживается на первом человеке.

Какие чувства испытывает второй человек по отношению к первому?

Г. Эта ситуация похожа на предыдущую. Первый человек ведет себя так же, но поведение второго меняется. Когда он смотрит на первого, выражение его лица меняется: улыбка исчезает, он отводит глаза в сторону, как только его взгляд встречается со взглядом собеседника; он старается отойти от него как можно дальше, а если вынужден находиться близко, то стоит по отношению к нему спиной или вполоборота.

Оцените по поведению второго человека его отношение к первому.

III. Практические задачи на умение изменять образ действий с учетом обстоятельств (Оценка 5 баллов)

Запишите 1-2 варианта ваших действий в этих ситуациях

 Что вы сделаете, если:

1. Оказались в незнакомом месте города, ищете нужный адрес, но не можете его отыскать.

2. К вам на улице пристает нетрезвый человек.

3. Кто-то над вами шутит, смеётся.

IV. Задачи на творческое мышление (Оценка 7 баллов)

Сформулируйте кратко и по возможности точно мысли, которые содержатся в следующих суждениях.

1.  Если человек к чему-то очень сильно стремится, то совершенно не имеет значения, как он это сумеет сделать. Главное состоит в том, чтобы он в конечном счёте все же достиг желаемой цели любыми доступными средствами, а что это за средства — существенного значения не имеет.

2.  Когда я ищу доказательства того, что я, как человек, действительно существую, то одним из аргументов в пользу подобного утверждения является осознание мною того, что в данный момент времени я на самом деле думаю над этой проблемой и, следовательно, существую.

3. Люди, которые в жизни часто критикуют других людей и высказывают о них нелицеприятные суждения, сами обычно вызывают по отношению к себе такую же точно реакцию. Из этого следует, что, вместо того чтобы плохо отзываться о других людях, лучше вообще их никак не касаться. Тогда и они не будут вас критиковать или говорить о вас плохо.

4. Один человек очень старался как-то помочь другому человеку, но сделал это настолько неумело, что принёс ему не пользу, а вред.

5. Человек очень долго думал над решением задачи, предпринимал сложные действия и вдруг неожиданно Для себя самого обнаружил, что эта задача решается довольно просто.

V. Задачи на логику (Оценка 10 баллов)

Решите задачи

1. В последний момент был задержан взлёт авиалайнера. Оказалось, что среди пассажиров находите террорист, намеревающийся угнать самолёт. Все пасса жиры, следующие этим рейсом, должны быть подвергнуты досмотру. Для этого в здании аэропорта специально было установлено контрольное устройство, позволяющее безошибочно определить, имеются ли у людей, проходящих через это устройство, металлические предметы. Однако времени для индивидуального осмотра не оставалось, и было решено провести пассажиров через контрольное устройство группами. Если данной группе пассажиров оказывался вооружённый террорист, то контрольное устройство срабатывало.  Однако при этом нельзя было точно установить, у кого из пассажиров в данной группе имеется оружие.

Сколько раз придётся включать контрольное устройство (при наиболее удобном способе разделения пассажиров на группы), чтобы точно определить, кто вооружён (оружие имеется только у одного из 128 пассажиров)?

2. По городу от стадиона ехал автобус, в который по пути сел пассажир, интересующийся спортом. Примерно половина людей, находившихся в автобусе, обсуждала последние спортивные новости. Новому пассажиру не оставалось ничего другого, как слушать отрывочные сведения, поступающие от говорящих пассажиров. Главной новостью дня был состоявшийся финал эстафеты. После упорной борьбы в финал вышли команды шести стран: европейские команды А и В, африканские команды С и Д и две команды Е и К, представляющие Американский континент. Новый пассажир очень хотел узнать, как распределились места среди участников финала после завершения финального забега, но сделать это в автобусе было непросто. Выйдя на своей остановке, пассажир смог удержать в своей памяти из услышанного только следующие отрывочные сведения:

1. Команда А одержала победу над командой В.

2. Африканская команда получила золотые медали.

3. Команда В одержала победу над командой Д.

4. Ожидалось, что первое и второе места достанутся американским командам, но в последний момент между ними неожиданно вклинилась европейская команда.

5. Африканская команда отстала от всех остальных участников финала.

6. Команда К одержала победу над командой В.

7. Команда Е одержала победу над командой К.

Располагая отрывочными сведениями, определите, как распределились места.

Максимально возможно набрать 99 баллов.

Критерии оценки:

50 баллов – 5

30 баллов – 4

20 баллов – 3

Ответы на практические задания

I.         1. Упорство, настойчивость.

        2. Шарик, дельтаплан; мяч, хлеб; карандаш, фломастер; пол, ковер; фильм, спектакль, человек; мыло, цветок.

        3. писать, общаться; переводить этикетки, общаться; считать сдачу, рассчитывать бюджет семьи; вождение, консервирование, погода; общаться, писать; и т.д.

II.         1. интерес к собеседнику.

        2. симпатия

        3. равнодушие

        4. неприязнь

III.        1. спросить, позвонить, купить карту.

        2. спокойно поговорить, отойти, попросить помощи, вызвать милицию

        3. посмеяться вместе.

IV.         1. цель оправдывает средства.

        2. я мыслю, следовательно, я существую.

        3. не судите, да не судимы будете.

        4. медвежья услуга

        5. а ларчик просто открывался.

V.         1. 7 раз. 64, 32, 16, 8, 4, 2

        2. Команда С заняла 1 место, команда Е – второе, А – третье, К – четвертое, В – пятое, Д – шестое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический тренинг «Развитие творческого мышления»

Краткая аннотацияПсихолого-педагогический тренинг  представляет собой систему занятий по развитию творческого мышления. Все занятия объединены общими психолого-педагогическими принципами....

Тренинг оптимистического мышления у подростков

Одно из возможных решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, ...

Занятия с элементами тренинга "Развитие у первоклассника произвольного внимания, мышления, памяти"

Занятия с элементами тренинга "Развитие у первоклассника произвольного внимания, мышления, памяти"...

Тренинги по дебатам на развитие критического мышления

ТРЕНИНГ «ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ»Участникам тренинга предлагается две роли:«ответчик» - человек, дающий пресс-конференцию;отвечающий на вопросы и задающий вопросы – «жур...

Презентация для тренинга "Критическое мышление"

Презентация, на основе которой можно проводить тренинг "Критическое мышление" для старшеклассников. Показывается непосредственно во время тренинга....