Пояснительная записка к методическому семинару
методическая разработка по психологии на тему

Суббач Яна Игоревна

Пояснительная записка к семинару "учет индивидуальныхх психофизиологических особенностей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Объяснительная записка к методическому семинару «Учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе» педагога психолога МАОУ СОШ №70 имени Великой Победы

Суббач Яны Игоревны

Методический семинар для педагогов МАОУ СОШ№70  «Учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе» проводился в августе 2013 года (слайд 1). Данная тема была выбрана потому, что является актуальной при внедрении ФГОС второго поколения. Ведь знание психофизиологических особенностей ребенка является важнейшим условием его  оптимального развития. Оно позволяет определить наиболее приемлемые и действенные для каждого конкретного ребенка средства и методы воспитания и обучения, а также обеспечить его индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением (слайд 2).

Семинар имел практическую направленность и проводился с целью обучения педагогов методам определения и учета в учебно-воспитательном процессе психофизиологических особенностей обучающихся. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи (слайд 3):

  1. Познакомить педагогов с теоретическими аспектами психофизиологического развития ребенка.
  2. Научить педагогов основным методам определения собственных психофизиологических особенностей и особенностей детей.
  3. Определить возможные проблемы обучения и воспитания детей, связанные с различными психотипами обучающихся.
  4. Сформулировать принципы работы с детьми, имеющими тот или иной ведущий канал восприятия и функциональную организацию мозга.

В ходе семинара до педагогов были донесены основные теоретические аспекты психофизиологического развития ребенка, а также те его особенности, которые необходимо учитывать при построении учебно-воспитательного процесса: особенности функциональной асимметрии головного мозга и особенности восприятия детьми информации (ведущей модальности) (слайд 4).

Далее педагогам были предложены конкретные методики определения психофизиологических особенностей ребенка, которые они смогли опробовать на себе. Ведь для того, чтобы правильно учитывать особенности ребенка в образовательном процессе, необходимо знать и понимать себя, так как личность учителя и его собственные особенности тоже влияют на ребенка и на выстраивание «диалога» с ним (слайд 5,6).

Далее в ходе командной работы педагоги определили особенности детей с разной функциональной организацией головного мозга и ведущей модальностью, а также  ознакомились с рекомендациями по работе с ними (слайд 7)

После того, как педагоги узнали теоретические и практические аспекты определения и учета психофизиологических особенностей детей и своих в учебно-воспитательном процессе, было решено внедрить в работу полученные рекомендации. Также совместно с педагогами была составлена «Карта индивидуально-психологических особенностей учащегося». Несмотря на то, что ФГОС второго поколения реализуются пока только в начальной школе, данная карта используется и в среднем, и в старшем звене (слайд 8).

В начальной школе педагоги используют данную карту для того, чтобы способствовать физическому и психофизиологическому развитию ребенка, обеспечивающему возможность систематического обучения в школе.

В среднем звене знание психофизиологических особенностей ребенка помогает выстроить не только учебную, но и адекватную воспитательную линию поведения с ребенком в период подросткового кризиса, поддержать уровень школьной успеваемости.

В старшем звене, педагог и психолог, опираясь на психофизиологические особенности ребенка, может помочь ему в выборе стратегии поведения при подготовке к экзаменам, профессионально сориентировать ребенка в соответствии с его особенностями и способностями.

Доступ к данной карте имеют все педагоги, обучающие данного ребенка, а также его родители, которым также на родительских собраниях были предложены рекомендации по обучению и воспитанию их ребенка в соответствии с его особенностями.

Карта индивидуально-психологических особенностей учащегося используется в МАОУ СОШ №70 с октября 2013 года. По словам педагогов школы, данная карта, действительно, значительно помогает привести в систему всю информацию об особенностях детей.

Вот, что говорит об этом  учитель начальных классов Юрганова Г.Ю.: «Узнав психофизиологические особенности детей в своем классе, я попробовала их пересадить в соответствии с рекомендациями психолога. Совместно с родителями выстроила индивидуальный маршрут обучения леворуких детей, и, понаблюдав некоторое время, заметила, что эти дети стали лучше усваивать материал, быстрее ориентироваться  в новых условиях, снизилась тревожность»(слайд 9)

Мнение учителя физкультуры Мухаметзяровой  З.Ю.: «Мне очень понравился семинар, полезно было вспомнить про индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. На уроке физкультуры я применяю эти знания. Особенно мне помогло это в работе с детьми с недостаточной физической подготовкой» (слайд 10).

Отзыв учителя математики старших классов Фукс Н.Г.: «В старших классах проблема выбора профессии достаточно серьезна. Конечно, нам помогает школьный психолог с профориентационными тестами и мероприятиями. Но теперь при помощи разработанной нами карты индивидуально-психологических особенностей ребенка я могу многое сделать самостоятельно. Вместе с учащимся мы смотрим, какие профессии ему могут подойти с его темпераментом, особенностями мышления, как эти особенности соотносятся с его способностями в той или иной сфере деятельности. Я считаю, что данная карта очень помогает в профессиональном самоопределении» (слайд 11).

Считаю, что знание и учет психофизиологических особенностей детей на всех возрастных ступенях образования, одно из необходимых условий успешного обучения, воспитания, социализации и развития ребенка. Данная карта является одним из средств помощи педагогам в этом. Предполагается, что она вместе с рекомендациями по работе с детьми будет передаваться с портфолио ребенка каждому новому учителю, в том числе и в старших классах(слайд 12).

 Разработка карты психофизиологических особенностей детей также послужила толчком к разработке карт, содержащих информацию о других характеристиках ребенка (положение в классе, тревожность, самооценка и др.), которые меняются в зависимости от социальной ситуации и внешних воздействий. Но эта тема уже другого семинара. Спасибо за внимание (слайд 13).

Суббач Яна Игоревна, педагог-психолог МАОУ СОШ №70 имени Великой Победы г.Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к методическому семинару

Краткая пояснительная записка...

Пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методическому семинару...

пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методичекому семинару...

пояснительная записка в методическому семинару

использование ИКТ на уроках англ языка...

пояснительная записка к методическому семинару

В пояснительной записке представлен материал к презентации для методического семинара....

Пояснительная записка к "Методическому семинару"

Пояснительная записка к "Методическому семинару"...