Детские способности и одаренность
статья по психологии на тему

Годовых Инна Геннадьевна

Способности детей, наблюдение, развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_odarennost_i_sposobnosti.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Детские способности и одаренность

    Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

   В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к тем или иным видам искусства, к языкам, математические, технические и т.д.

   Важными предпосылками развития детской одаренности являются возрастные особенности ребенка, которые можно считать компонентами детских способностей. Некоторые психические особенности, которые качественно отличают ребенка от взрослого, непосредственно отражаются на детских способностях: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность».

   Этапы возрастного развития имеют свои особые черты. Возрастное развитие происходит путем последовательных переходов от одной его ступени к качественно другой. При этом черты, свойственные определенному периоду, могут на следующей стадии развития исчезнуть или стать второстепенными.

    Происходящий таким образом процесс возрастного развития заставляет задуматься о тех сензитивных периодах развития, когда обнаруживаются особо благоприятные возможности для того или иного направления развития. Такими возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников очень заметны работа анализирующей мысли, готовность к рассуждениям и особая впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» и «художественного» типов, а также расположенность к самовоспитанию, самосовершенствованию открывают особые возможности для многостороннего развития.

   Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема детских способностей. Нельзя упускать их из виду и педагогам, столкнувшимся с проявлением детской одаренности. Вместе с тем нужно помнить о происходящем характере возрастных предпосылок и избегать долговременного прогноза о будущих способностях ребенка. Нужно помнить, что в полной мере характеризующими способности можно считать только такие свойства, которые не исчезают при переходе к новому возрасту. «Чем дольше проявляются те или иные особенности и чем старше ученик, тем больше оснований отнести наблюдаемые черты за счет его формирующихся способностей.

   Для педагога должно быть особенно важно, что яркие проявления детской одаренности могут быть следствием своеобразных сочетаний, совмещений свойств и возможностей разных возрастных периодов. На это первым обратил внимание Н. С. Лейтес. Так, некоторые дети дошкольного и младшего школьного возраста опережают своих сверстников не просто по объему знаний и умений, но и по своей активности, деятельной энергии и самостоятельности, т.е. по тем качествам, которые обычно присущи уже подростковому периоду. Одаренных подростков отличают на фоне ярко выраженных черт их возраста такие качества, как самостоятельность и склонность к самообразованию, избирательность в занятиях, т.е. черты следующего возрастного периода. Возрастные особенности ранней юности могут усиливаться за счет сохранившихся в какой-то степени качеств более младших возрастов.

   Итак, возрастные особенности играют важную роль в развитии детских способностей. Но переоценивать их нельзя: по мере взросления они меняются и поэтому затрудняют прогноз будущих достижений ребенка.

   Каким же может быть прогноз развития одаренного ребенка? Как показывают наблюдения, дальнейшее развитие одаренных детей может протекать по-разному, но чаще всего происходит постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Это кажется естественным, если не забывать о том, что часто в основе детской одаренности лежат возрастные особенности и неравномерность хода развития ребенка.

   Поэтому в отношении к одаренным детям нередко проявляют скептицизм и осторожность. Однако известно, что многие талантливые в разных областях люди развивались в детстве с опережением своих сверстников. Значит, по отношению к одаренным детям не исключается и долговременный оптимистический прогноз. Как отмечает Н. С. Лейтес, выражение «одаренные ученики» весьма условно, поскольку ранее проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться не реализованными. Вместе с тем у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем. Тем не менее трудность и неоднозначность прогноза не умаляют значения проблемы ранних достижений ребенка для науки и школьной практики. Быстрый темп развития, опережение возраста являются благоприятным показателем того, что у ребенка могут сформироваться выдающиеся способности. От педагога требуется понимание одаренных учеников и нахождение такого подхода к ним, который бы соответствовал их своеобразию, поэтому необходимо организовать работу с ребенком и окружающими его взрослыми, которая обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей. Незаурядные возможности ребенка могут оказаться признаками таланта, а талант – это духовное богатство общества, которое нельзя потерять.

   

   Литература

  1. Коряков  Г.А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома //Научно-практические проблемышкольной психологической службы. – М., 1982.
  2. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Ребенок: способный или одаренный?

Данное  исследование позволит  родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое. Для того чтобы информация о талантливости ребенка была достаточно полной, родит...

Развитие способностей и одаренности учащихся в модульно-развивающейся системе обучения

Как работать с одаренными детьми: методы, приемы, принципы обучения, формы работы...

Развитие способностей у одаренных детей.

В данной статье представлена необходимость развития способностей креативного мышления у одаренных учащихся....

Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СПОСОБНЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

          Наша надежда – на интеллектуальные ресурсы наших граждан. Именно такая политика позволяет успешно формировать интеллектуальный фундамент существования нашего ...

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте.

Методические разработки преподавателя....