МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03. ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ
учебно-методическое пособие по психологии на тему

Колигаева Светлана Алексеевна

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования, предназначены для организации  внеаудиторной самостоятельной работы  по учебной дисциплине     ОП.03. Основы деловой культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ  ОП.03. ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

для подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии  29.01.04.Художник по костюму

на базе основного общего образования

с  получением среднего (полного) общего образования

Подпись

Дата

Разработал

преподаватель

Колигаева С.А.

Рассмотрено на заседании  МК

председатель

Павлович Е.Б.

Утверждено на заседании методического совета

Протокол №______от «__»___________201___год

Заместитель директора по УМР

Санкт-Петербург

2016

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..…..…….3

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.03. Основы деловой культуры…………………………………………………………………………………..…..…….4

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине  ОП.03. Основы деловой культуры…………………………………………………………………..….……………7

Требования к организации самостоятельной работы студентов и правила пользования методическими рекомендациями………………………………………………………….……….9

Общие рекомендации обучающемуся по выполнению ВСР…………………..………………..14

Памятка обучающемуся  «Алгоритмы выполнения различных видов ВСР»……….…………15

Самостоятельная работа №1………………………………………………………………………..17

Самостоятельная работа №2……………………………………………………………………..…19

Самостоятельная работа №3…………………………………………………….………………….25

Самостоятельная работа №4…………………………………………………..……………………27

Самостоятельная работа №5………………………………………………………………………..29

Самостоятельная работа №6………………………………………………..………………………31

Самостоятельная работа №7………………………………………………………………………..33

Самостоятельная работа №8………………………………………………………..………………33

Самостоятельная работа №9………………………………………………….…………………….29

Самостоятельная работа №10…………………………………………...………………………….31

Самостоятельная работа №11………………………………………………..……………………..31

Самостоятельная работа №12……………………………………………...……………………….33

Приложение «Таблица контроля выполнения внеаудиторной самостоятельной работы»……………………………………………………………………………………………...39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования, предназначены для организации  внеаудиторной самостоятельной работы  по учебной дисциплине     ОП.03. Основы деловой культуры

Данные методические рекомендации могут быть использованы при подготовке к итоговой аттестации.

 В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент  должен знать:

- правила делового общения;

- этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

- основные техники и приемы общения;

- правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;

- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическу, макияж, аксессуары и др.;

- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент  должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

- пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

- принимать решения и отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

- поддерживать деловую репутацию;

- создавать и соблюдать имидж делового человека;

- организовывать рабочее место.

Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся в процессе изучения курса является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное  качество будущего рабочего.

Критерии оценки разных видов самостоятельных работ в баллах приведены в методических рекомендациях в таблицах.

Баллы за каждую самостоятельную работу проставляются преподавателем в таблице контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы по  учебной дисциплине ОП.03 «Основы деловой культуры».    

Итоговая сумма набранных баллов в сумме с результатами оценки аудиторной работы составит рейтинговый показатель обучающегося, результат может учитываться при проведении промежуточного контроля знаний по дисциплине ОП.03. «Основы деловой культуры».

Указанная норма времени на выполнение самостоятельной работы является условной.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

ОП.03. Основы деловой культуры

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Виды самостоятельных работ

Умения:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

Составление делового письма для email. Составление алгоритма телефонного разговора.

Составление ситуационных задач (с эталоном ответа).

Составление глоссария по разделам и темам  изучаемой дисциплины.

Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  

Составление ситуационных задач «Разрешения жалоб клиентов».

- пользоваться простыми приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Составление ситуационных задач (с эталоном ответа).

Составление кроссвордов по темам изучаемой дисциплины.

Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  

Составление ситуационных задач «Разрешения жалоб клиентов».

- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

Составление алгоритма телефонного разговора.

Подбор пословиц, поговорок, мифов, притч, сказок, в которых отражается житейская психология (работа с художественными произведениями). 

Подготовка и оформление реферата или презентации.  

Составление делового письма для email.

Составление глоссария по разделам и темам  изучаемой дисциплины.

Составление кроссвордов по темам изучаемой дисциплины. 

Работа с Интернет ресурсами.

- принимать решения и отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

Подготовка и оформление реферата или презентации  по теме «Значение искусства в моей жизни».

Составление ситуационных задач (с эталоном ответа).

Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  

Составление ситуационных задач «Разрешения жалоб клиентов».

- поддерживать деловую репутацию;

Подготовка и оформление реферата или презентации  по теме «Значение искусства в моей жизни».

Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  

Составление ситуационных задач «Разрешения жалоб клиентов».

- создавать и соблюдать имидж делового человека;

Составление ситуационных задач (с эталоном ответа).

Составление кроссвордов по темам изучаемой дисциплины.

- организовывать рабочее место.

Составление ситуационных задач (с эталоном ответа).

Знания:

- правила делового общения;

Составление алгоритма телефонного разговора.

Составление делового письма для email.

Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  

Составление ситуационных задач «Разрешения жалоб клиентов».

- этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

Самостоятельная работа 1-12.

Составление ситуационных задач. Составление алгоритма телефонного разговора.

Составление делового письма для email.

- основные техники и приемы общения;

Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  Самостоятельная работа 1-12. Составление ситуационных задач. Составление алгоритма телефонного разговора. Составление делового письма для email.

- правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;

Подготовка и оформление реферата или презентации  по теме «Значение искусства в моей жизни». Самостоятельная работа 1-12.

Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  

Составление ситуационных задач «Разрешения жалоб клиентов».

- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

Подготовка и оформление реферата или презентации.  Самостоятельная работа 1-12.

Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  

Составление ситуационных задач.   Составление алгоритма телефонного разговора. Составление делового письма для email.

- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическу, макияж, аксессуары и др.;

Подготовка и оформление реферата или презентации. Самостоятельная работа 1-12.

- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

Составление ситуационных задач.   Составление алгоритма телефонного разговора. Составление делового письма для email. Подготовка и оформление реферата или презентации. Самостоятельная работа 1-12.


ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

по учебной дисциплине  ОП.03. Основы деловой культуры

№ п\п

Наименование раздела, темы

Вид и содержание внеаудиторных самостоятельных работ

Кол-во часов

Срок выполнения ВСР (номер недели в семестре)

Форма контроля

1.

Раздел 1. Введение. Психологические основы и культура формирования личности в процессе общения.

  1. Подбор пословиц, поговорок, мифов, притч, сказок, в которых отражается житейская психология (работа с художественными произведениями). 

1

2 нед.

Выступление на уроке

2.

Раздел 1. Психологические основы и культура формирования личности в процессе общения.

Тема 1.1. Общие сведения об этической культуре и культуре общения.

  1. Составление алгоритма телефонного разговора.

1

3 нед.

Проверка составленных алгоритмов

  1. Составление делового письма для email.

1

3 нед.

Проверка писем

  1. Подготовка и оформление реферата или презентации  по теме «Значение искусства в моей жизни».

3

5 нед.

Защита творческих работ в форме рефератов или презентаций

  1. Составление ситуационных задач (с эталоном ответа).

1

6 нед.

Проверка карточек с ситуационными задачами

3.

Раздел 1. Психологические основы и культура формирования личности в процессе общения.

Тема 1.2. Личность и её индивидуальные особенности.

  1. Составление глоссария по разделам и темам  изучаемой дисциплины.

2

9 нед.

Выступление на уроке

  1. Составление кроссвордов по темам изучаемой дисциплины.

3

 10 нед.

Проверка оформленных кроссвордов  

4.

Раздел 2. Конфликты в деловом общении и культура разрешения их.

Тема 2.1. Конфликты и природа их возникновения.

  1. Создание видеосюжета, иллюстрирующего конфликтную ситуацию в процессе общения и приёмы её разрешения.  

3

12 нед.

Демонстрация видеосюжета на уроке

  1. Работа с Интернет- ресурсами.

2

13 нед.

Выступление на уроке

5.

Раздел 2. Конфликты в деловом общении и культура разрешения их.

Тема 2.2.

Стрессы и природа их возникновения.

  1. Изучение профессиональной терминологии (работа со словарями).

2

13 нед.

Выступление на уроке

  1. Составление ситуационных задач «Разрешения жалоб клиентов».

2

14 нед.

Работа с карточками на уроке  

6.

Раздел 2. Конфликты в деловом общении и культура разрешения их.

Тема 2.3.

Подведение итогов по основам культуры профессионального общения.

  1. Подготовка и оформление рефератов или презентаций по темам (на выбор):
  1. Имидж делового человека.
  2. Характер и основные свойства личности.
  3. Невербальные средства в деловом общении.
  4. Роль конфликтогенов в возникновении конфликтов.

3

16 нед.

Выступление на уроке.

Итого

24 часа


ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

Самостоятельная деятельность учащихся – внеаудиторная работа, предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработка (анализ и синтез), решение лингвистических задач.

Следовательно, требования к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях предметных знаний, умений, навыков:

  1. Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.
  1. Умение создавать электронный ресурс – в основном презентации с помощью программы Microsoft Power Point.
  1. Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.
  1. Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать, конспектировать.
  1. Обучающиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.
  1. Обучающиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных методических рекомендаций.
  1. Обучающиеся выполняют задания либо на отдельных листах формата А4 (сообщения, рефераты, доклады и т.п.), либо в специальных тетрадях для самостоятельных работ (задания, как правило, содержат указание, где следует выполнить решение упражнений: на отдельных листах или в тетради для самостоятельных работ).
  1. Обучающиеся оформляют и ведут тетради для самостоятельных работ согласно следующим требованиям:
  • тетрадь для самостоятельных работ должна состоять из 18 листов в линию
  • титульный лист оформляется следующим образом:

ТЕТРАДЬ

для самостоятельных работ по дисциплине «Основы деловой культуры»

студента группы 30  СПб ГБ ПОУ  «КПМ»____________

Иванова Александра Петровича________________________

2016-2017 учебный год

  • последующие задания, которые необходимо выполнить в данной тетради, оформляются с указанием числа и месяца, а также темы занятия;
  • тетрадь должна содержать «красные» поля, ширина которых должна составлять не менее 2 см.
  • обязательным требованием ведения тетради для самостоятельных работ является соблюдение норм оформления учебных задач:
  • запрещено выходить за поля,
  • запрещается писать красной пастой, пользоваться разрешается всеми оттенками синего,
  • оформлять сообщения необходимо аккуратно, используя, если необходимо провести чертёжные действия, линейку и грифельный карандаш,
  • в тетради для самостоятельных работ не должны быть записи, не касающиеся дисциплины «Основы деловой культуры», также не должны быть записи, не относящиеся к самостоятельной работе обучающихся.

Структура методических рекомендаций создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу обучающимся и преподавателю. Пользоваться данными указаниями несложно: необходимо внимательно прочесть требования к выполнению заданий, просмотреть списки рекомендуемой литературы.

Критерии оценки выполнения внеаудиторных самостоятельных работ

Критерии оценки доклада, реферата

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Соответствие представленной информации заданной теме

Наблюдение преподавателя

Содержание полностью соответствует заданной теме, тема раскрыта полностью.

  • Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью.
  • Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.
  1. Обучающийся работу не выполнил вовсе.
  2. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  3. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
  4. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 

2

Характер и стиль изложения материала сообщения

Наблюдение преподавателя

  • Материал  излагается логично, по плану;
  • В содержании используются термины по изучаемой теме;
  • Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений .
  • Материал  в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  • В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  • Произношение и объяснение терминов вызывает у обучающегося затруднения.

3

Правильность оформления

Проверка работы

  • Текст оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления.
  • Объем текста сообщения соответствует регламенту.
  • Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно.
  •  Присутствуют неточности в оформлении.
  • Объем текста сообщения не соответствует регламенту.

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

Критерии оценки презентации

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Содержание

Наблюдение преподавателя

 Работа полностью завершена,  демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов.  Даны интересные дискуссионные материалы. -  Грамотно используется научная лексика.

Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

- Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы.

- Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются.

- Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

- Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию.

Работа сделана фрагментарно и с помощью преподавателя.

 Работа демонстрирует минимальное понимание.

Минимум дискуссионных материалов.  

Минимум научных терминов.

Интерпретация ограничена или беспочвенна.

Дизайн не ясен.

Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым.

Графика не соответствует содержанию.

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым.

2

Дизайн

Наблюдение преподавателя

Дизайн логичен и очевиден.

 Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Дизайн случайный.

-  Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

-  Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию.

3.

Графика

Наблюдение преподавателя

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание .

 Графика мало соответствует содержанию

4.

Грамотность

Проверка и защита работы

Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических.

 Есть ошибки, мешающие восприятию

Оценка

5-6 баллов «удовлетворительно»

7-8 баллов «хорошо»

9-12 баллов «отлично»

Критерии оценки видеосюжета

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Содержание

Наблюдение преподавателя

Соответствие

сюжета

видеофильма

выбранной теме.

Оригинальность.  

Наличие

содержания, его

соответствие теме

проекта.

Соответствие

целей, содержания

и результатов.

Возможность

практического

применения.

Сюжет

видеофильма не совсем соответствует

выбранной теме.

Оригинальность в работе выражена не ярко.  

Содержание не совсем соответствует теме проекта.

Поставленные цели не совсем реализованы.

Сюжет и содержание видеосюжета не соответствует выбранной теме.

Поставленные цели не дали положительных

результатов.

Работа не представляет возможности для

практического

применения.

В работе отсутствует информационная насыщенность, эстетичность.

Работа насыщена анимацией, графикой, что не даёт возможности разобраться в сути работы.

Звуковое сопровождение отсутствует, работа напоминает «немое кино».

В работе присутствует плагиат.

2

Характер и стиль подачи материала

Наблюдение преподавателя

Информационная

насыщенность.

Эстетичность

оформления,

соответствие

цветового решения

теме работы.

Использование

графики, анимации,

ее уместность и

соответствие

содержанию

работы.

Использование

звукового

сопровождения.

Соблюдение

регламента при

защите.

Работа характеризуется слабой информационной насыщенностью.

Эстетичность

оформления,

соответствие

цветового решения

теме работы в нормах допустимого.

Использование

графики, анимации

не

соответствуют

содержанию

работы.

Использование

звукового

сопровождения присутствует.

Нет соблюдения

регламента при

защите.

3

Правильность оформления

Проверка работы

Научность

работы, отсутствие

ошибок.

Соблюдение

авторского права.

В работе допущены речевые ошибки. Отсутствует новизна и научность.

Соблюдение

авторского права.

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

Критерии оценки глоссария, ситуационных задач

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Содержательный аспект

  • содержательность;
  • смысловая логичность и точность изложения;
  • значения терминов соответствуют принятому в данной дисциплине употреблению;

понятийный аппарат (установленная система терминов) четкий и ясный.

Наблюдение преподавателя

Критерий раскрыт в полной мере

Критерий раскрыт, но встречаются определенные ошибки и неточности

Критерий раскрыт не в полной мере

2

Языковой аспект

  • выразительные языковые средства;
  • использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок;
  • отсутствие лексических, грамматических и орфографических ошибок;
  • правильность оформления цитат;

наличие сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Наблюдение преподавателя

Критерий раскрыт в полной мере

Критерий раскрыт, но встречаются определенные ошибки и неточности

3

Техническое и художественное исполнение

  • адекватные содержанию средства технического и художественного исполнения;
  • аккуратность выполнения работы;
  • в списке термины группируются в порядке русского алфавита;
  • каждый термин, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером;

правильность оформления ссылок.

Проверка работы

Критерий раскрыт в полной мере

Критерий раскрыт, но встречаются определенные ошибки и неточности

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

Список литературы:

Основные источники:

  1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: Academa, 2010
  2. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. М: Издательский центр. 2005

      Дополнительные источники:

        1. Усов В.В. Деловой этикет. М. Academa, 2010

        2. Слободчиков В.И., Исаев Д.Н. Психология развития человека, М: Издательство. Школьная пресса, 2008

  1.  Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии. М: Academa. 2009

4.     В.П. Шейнов, «Искусство убеждать», М.: «Приор», 2006

5.    Профессиональный журнал «Справочник художника по костюму»

  1. А.Я. Кибанова, Этика деловых отношений: Учебник / Под.ред.А.Я.Кибанова/.  М., 2005.
  2. Интернет-ресурсы: http://www.glossary.com.ua; http://www.triz.ru
  3. Электронный журнал «Деловой протокол и этикет» www.protokolonline.ru

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

обучающемуся по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

  1. Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.
  2. Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.
  3. Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.
  4. Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по предмету, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
  5. Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
  6. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
  7. Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
  8. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.
  9. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
  10. Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  11. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
  12. Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы.
  13. Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.
  14. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  15. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые  вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  16. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
  17. Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегрупповом или в микрогруппах).
  18.  Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.

ПАМЯТКА ОБУЧАЮЩЕМУСЯ

«Алгоритм выполнения различных видов самостоятельной работы»

 № п/п

Вид самостоятельной работы

Методические указания

1.

Проработка конспектов занятий

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
  • Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, связи укажите стрелками.
  • Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
  • Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов.
  • Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
  • Проводите самоконтроль.

2.

Подготовка докладов, рефератов

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
  • Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.
  • Составьте план сообщения, запишите его.
  • Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
  • Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
  • Составьте окончательный текст сообщения.
  • Оформите материал сообщения.
  • Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  • Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.

  • Перескажите сообщение еще раз.

  • Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

3.

Подготовка к практическим работам

  • Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.
  • Изучите рекомендации к практической работе.
  • Прочитайте лекционный материал по теме занятия в  конспекте.
  •  Прочитайте материал по теме практической работы в рекомендованных источниках.
  • Выполните задания для подготовки к выполнению практической работы (участия в деловых играх).

.

4.

Составление глоссария

  • Прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова.
  • Подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий.
  • Критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений).
  • Оформить работу и представить в указанный срок.

5.

Составление ситуационных задач

  • Определить тему, на которую необходимо составит ситуационную задачу.
  • Подобрать необходимый материал для задачи: терминологию, жизненные ситуации, иллюстрации, картинки.
  • Тщательно изучить материал, касающийся темы ситуационной задачи.
  • Составьте список ключевых слов, которые будут отражать суть задачи.
  • Составьте окончательный текст задачи с эталоном ответа и представьте в указанный срок.

6.

Создание видеосюжета

  • Выбрать тему.
  • Определиться в сюжете.
  • Подобрать актёров из числа студентов группы.
  • Снять материал на камеру, отредактировать.
  • Получившийся видеосюжет представить к установленному сроку.

7.

Подготовка презентаций

- Сбор и анализ информации для презентации. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное.

- Установить логическую связь между элементами темы.

- Создать проект презентации на бумажном носителе.

- Создать электронную презентацию в программе MS Power Point.

- Настроить анимации, подготовить слайд-фильма к показу.

- Оформить работу и предоставить к установленному сроку.

- Репетиционная демонстрация презентации. Настройка времени показа и управления презентации. Устранение возможных технических неполадок.

- Демонстрация презентации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Подбор пословиц, поговорок, мифов, притч, сказок, отражающих житейскую психологию

Задание: подобрать пословицы, поговорки, мифы, притчи, сказки, в которых отражается житейская психология. 

Время выполнения: 1час.

Цель работы:

  1. Развитие умений пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.
  1. Развитие умений пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.
  1. Развитие умений  самостоятельно работать с полученной информацией: обрабатывать её,  конспектировать.
  1. Вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.
  2. Получить опыт публичного выступления.

Роль преподавателя:

•        помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

•        консультировать при затруднениях.

Требования к подбору поговорок, мифов, притч, сказок, отражающих житейскую психологию:

  • пословицы и поговорки нужно записывать в тетрадь для самостоятельных работ
  • пословицы и поговорки записываются в столбик друг под другом пословицы и поговорки должны соответствовать теме «Житейская психология» количество пословиц и поговорок – не менее 10

Рекомендуемая литература:

  1. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. –М: Олма Медиа Групп. 2007 г.
  2. Даль В.И.  Пословицы и поговорки.
  3. Попова А.А. Житейская психология в пословицах о работе (труде).
  4. Пословицы. Поговорки. Загадки. Современник, 1997 г.
  5. Ростовцева Л.И. Поведение потребителей в пословицах и поговорках. 2004 г.

             Рекомендуемые Интернет-ссылки:

  1. gramota.ruКлассПословицы, поговорки
  2. ru.wikiquote.orgwiki/ Мифы
  3. lib.rus.ecКниги426801/read

При оценке будет учитываться:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соответствие представленной информации заданной теме

1 балл

2 балла

3 балла

Характер и стиль изложения материала сообщения

1 балл

2 балла

3 балла

Правильность оформления

1 балл

2 балла

3 балла

Итого максимально

                3

6

9

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

Материал, оформленный не по правилам, не принимается и не оценивается. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Подготовка и оформление реферата или презентации.

Данное задание является разноуровневым. Необходимо выбрать лишь один вариант задания и решить его.

Задание:

  1. Подготовить  реферат по теме «Значение искусства в моей жизни».
  2. Подготовить презентацию по теме «Значение искусства в моей жизни».

Время выполнения: всего 3 часа.

Роль преподавателя:

•        помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

•        консультировать при затруднениях.

Роль студента:

● изучить материал темы, выделяя главное и второстепенное;

● установить логическую связь между элементами темы;

● представить характеристику элементов в краткой форме;

● выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

● оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Требования к написанию реферата:

А) графические требования:

  • реферат оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 2,5 см, правое, верхнее – 1 см., нижнее – 1,5 см.
  • страницы должны быть пронумерованы снизу в правом углу, титульный лист и лист с содержанием не нумеруются; количество страниц – не менее 15
  • не разрешается двустороннее оформление текста на листе, объём реферата не менее 10 печатных листов;
  • оформление титульного листа реферата должно иметь указанный ниже вид

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение « Колледж Петербургской моды»

Дисциплина «Основы деловой культуры»

РЕФЕРАТ

на тему:

Значение искусства в моей жизни

Выполнил: Иванова Инна,

студентка группы 30

Проверил: Конькова А.Н.,

преподаватель русского языка

и литературы

Санкт-Петербург, 2016

Б) требования к содержанию реферата:

  • реферат(от лат. refero – сообщаю) – краткое письменное изложение содержания научной работы, либо доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации.
  • реферат должен соответствовать заявленной теме
  • реферат должен обязательно включать:

1) титульный лист (см. оформление выше)

2) содержание

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1. <…> ………………………………………………………………………4
  2. <…> ………………………………………………………………………5
  3. <…> ………………………………………………………………………6

Заключение …………………………………………………………………7

Список литературы ……………………………………………………….8

Приложение …………………………………………………………………9

3) введение– неотъемлемая часть реферата, так как содержит подробное обоснование выбора данной темы, указание актуальности темы, обозначение целей и задач данного реферата.

4) основная часть– делится на главы, главы могут делиться на подглавы или параграфы; в данной части необходимо представить основной материал по теме; как правило, материал должен быть лаконичен и содержателен; основная часть должна содержать ссылки на источники, указанные в списке литературы (ссылка заключается в квадратные скобки, указывается номер источника по списку литературы) или же указывается номер приложения

5) заключение– представляет собой обобщение, вывод по теме

6) список литературы– указываются источники, с помощью которых был подготовлен реферат; источники располагаются в алфавитном порядке и оформляются по особым правилам:

– фамилия и инициалы автора,

– название книги, пособия, статьи и т.д. с заглавной буквы, далее ставится точка, тире, город, в котором издан источник (разрешено ставить лишь начальные буквы городов Москва, Ленинград, особые сокращения имеют города: Санкт-Петербург – СПб, Ростов-на-Дону – РнД, остальные города пишутся полностью), далее ставится точка, затем указывается год издания, вновь ставится точка;

– если указывается статья из учебного пособия, справочника или учебника, используется знак /

Например:

 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Словари русского языка.

Типы словарейСовременный русский язык – М., 2008.

– особое оформление имеют источники, связанные со СМИ;

– если указывается статья из журнала или газеты, используется специальный знак //, далее следует название СМИ, ставятся точка, тире, указывается номер издания, вновь ставятся точка и тире, затем обозначается год издания.

Например: Кондрашов А.И. Когнитивная лингвистика//Психолингвистика. – №1. – 2012.

7) приложение – в приложение обычно выносятся портреты известных личностей, таблицы и графики, диаграммы, фотографии и т.д.; каждое приложение подписывается.

Например:

Приложение 1

http://www.studfiles.ru/html/2706/486/html_Z4HRrPRvVc.lwxH/htmlconvd-DPUh_d_html_4ac256e1.gif

Требования к созданию презентации:

А) требования к оформлению:

  • презентация о стилях речи создаётся в программе Microsoft Power Point
  • количество слайдов не менее 15
  • графическое оформление свободное, но с соблюдением этических норм

Б) требования к содержанию презентации:

  • презентация должна соответствовать указанной теме – «Стили речи русского языка»
  • слайды должны быть логически расположены в зависимости от следующих требований:

1 слайд: титульный – указана тема (написана без кавычек), сведения о выполнившем и проверившем презентацию

Пример:

Значение искусства в моей жизни

Выполнил: Кузнецов Никита,

студент группы 30

Проверил: Конькова А.Н.,

преподаватель русского языка и

литературы

Санкт-Петербург, 2016

2 слайд – 8 слайд: информация по теме презентации

9 слайд: вывод

10 слайд: список источников 

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание реферата (презентации) не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  в реферате (презентации) не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст реферата (презентации). Объем текста значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

При оценке реферата будут учитываться:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соответствие представленной информации заданной теме

1 балл

2 балла

3 балла

Характер и стиль изложения материала доклада

1 балл

2 балла

3 балла

Правильность оформления

1 балл

2 балла

3 балла

Итого максимально

                3

6

9

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

При оценке презентации будут учитываться:

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Содержание

1 балл

2 балла

3 балла

Дизайн

1 балл

2 балла

3 балла

Графика

1 балл

2 балла

3 балла

Грамотность

1 балл

2 балла

3 балла

Итого (максимально)

                4

8

12

Оценка

5-6 баллов «удовлетворительно»

7-8 баллов «хорошо»

9-12 баллов «отлично»

Рефераты, презентации оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Основные источники:

  1. Шеламова Г. М. Деловая культура взаимодействия. - М.: Издательский центр «Академия» 2008.
  2. Шеламова Г.М.Деловая культура и психология общения. - М.: Издательский центр « Академия», 2007.
  3. Мальцев В.А. Основы нравственности: Учеб. пособие.- М: ОИЦ «Академия», 2009г.- 399 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
  4. Кузнецов И.Н. Деловое письмо: Учебно-справочное пособие. – М: Изд-во «Феникс», 2010г. – 196 с.
  5. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2009г. – 349 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Дополнительные источники:

  1. Ленкевич Л.А. Секретарское дело.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  3. Усов В.В. Деловой этикет. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

      4.  Усов В.В. Деловой этикет. М. Academa, 2010

      5.  Слободчиков В.И., Исаев Д.Н. Психология развития человека, М: Издательство. Школьная пресса, 2008

6.  Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии. М: Academa. 2009

7. В.П. Шейнов, «Искусство убеждать», М.: «Приор», 2006

8.  Профессиональный журнал «Справочник художника по костюму»

9. А.Я. Кибанова, Этика деловых отношений: Учебник / Под.ред.А.Я.Кибанова/.  М., 2005.

Интернет - ресурсы:

  1. Интернет-ресурсы: http://www.glossary.com.ua; http://www.triz.ru
  2. Электронный журнал «Деловой протокол и этикет» www.protokolonline.ru
  3. www.syntone.ru - сайт информирует о новинках литературы по психологии общения, представляет рекламу тренингов общения (Синтон-технология), также содержит тесты, статьи, новости психологии и др.
  4. www.auditorium.ru Информационно- образовательный портал «Гуманитарные науки»  
  5. www.psychology.ru Информационный сайт «Психология. ру»        
  6.  www.aup.ru/books/m96/ Скаженик Е.Н.Практикум по деловому общению.

Алгоритм самостоятельной работы над докладом, рефератом на заданную тему:

  1. Ознакомьтесь с предлагаемой темой сообщения.
  2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы
  3. Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
  4. Повторите лекционный материал по теме доклада.
  5. Изучите материал, касающийся темы доклада не менее чем по двум рекомендованным источникам.
  6. Составьте план доклада, запишите его.
  7. Еще раз внимательно прочтите текст выбранных источников информации, стараясь понять общее содержание и выделить из контекста значение незнакомых слов и терминов.
  8. Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
  9. Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
  10. Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
  11. Составьте окончательный текст доклада.
  12. Оформите материал в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
  13. Прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  14. Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.

  15. Восстановите последовательность изложения текста доклада (что очень целесообразно), пересказав его устно после завершения работы над вопросами и заданиями.

  16. Проводите самоконтроль не только после окончания работы над докладом, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.

  17. Сформулируйте вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.
  18. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

  19. Еще раз устно проговорите свой доклад в соответствии с планом.
  20. Защита подготовленного доклада проходит в устной форме, чтобы получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если вы убеждены в своей правоте.
  21. Пользуйтесь планом доклада и зачитывайте отдельные небольшие части, строки или цитаты.
  22. Соблюдайте регламент – время изложения информации с одного печатного листа приблизительно равно 4-5 минутам.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6

Составление глоссария по разделам и темам  изучаемой дисциплины.

Задание:

Составить глоссарий по изученному разделу «Психологические основы и культура формирования личности в процессе общения».

Время выполнения: всего 2 часа.

Цель работы:

- подбор и систематизация терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы;

- развитие способности выделять главные понятия темы и формулировать их.

Форма отчёта:  оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Роль преподавателя:

определить тему, рекомендовать источник информации;

● проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

Роль студента:

прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

● подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

•        критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

● оформить работу и представить в установленный срок.

Критерии оценки:

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Содержательный аспект

  • содержательность;
  • смысловая логичность и точность изложения;
  • значения терминов соответствуют принятому в данной дисциплине употреблению;

понятийный аппарат (установленная система терминов) четкий и ясный.

Наблюдение преподавателя

Критерий раскрыт в полной мере

Критерий раскрыт, но встречаются определенные ошибки и неточности

Критерий раскрыт не в полной мере

2

Языковой аспект

  • выразительные языковые средства;
  • использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок;
  • отсутствие лексических, грамматических и орфографических ошибок;
  • правильность оформления цитат;

наличие сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Наблюдение преподавателя

Критерий раскрыт в полной мере

Критерий раскрыт, но встречаются определенные ошибки и неточности

3

Техническое и художественное исполнение

  • адекватные содержанию средства технического и художественного исполнения;
  • аккуратность выполнения работы;
  • в списке термины группируются в порядке русского алфавита;
  • каждый термин, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером;

правильность оформления ссылок.

Проверка работы

Критерий раскрыт в полной мере

Критерий раскрыт, но встречаются определенные ошибки и неточности

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

Материал, оформленный не по правилам, не принимается и не оценивается. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7

Составление кроссвордов по темам изучаемой дисциплины.

Задание:

Составить кроссворд по теме «Личность и её индивидуальные особенности».

Время выполнения: всего 3 часа.

Роль преподавателя:

•        помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

•        консультировать при затруднениях.

Роль студента:

● изучить материал темы, выделяя главное и второстепенное;

● оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Требования к составлению кроссворда:

  • Кроссворд составляется на двух листах формата А4. На первом листе оформляется сетка кроссворда (сетку можно оформить «от руки»). На втором листе оформляются вопросы кроссворда, которые в обязательном порядке оформляются печатным текстом, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал 1,0; поля по 1 см. сверху, снизу, слева, справа.
  • Количество вопросов кроссворда – 20 (не обязательно 10 по вертикали и 10 по горизонтали).
  • Кроссворд должен соответствовать теме: «Классификация орфоэпических норм: произносительные и нормы ударения».
  • Кроссворд оформляется следующим образом*:

Лист 1

Кроссворд на тему: «Личность и её индивидуальные особенности»

Составил: Сидоров Максим Петрович,

студент группы 30

Проверил: Колигаева С.А.,

преподаватель русского языка и литературы

Оценка:

                   Роспись преподавателя:

Например:

1

1

3

2

2

3

4

5

6

Лист 2

Вопросы:

По горизонтали: 1. (…); 2 (…)

По вертикали: 1 (…); 2 (…)

  • Кроссворд составляется по следующим правилам :

– не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску;– в каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква;

– каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры;

– слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;

– не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные термины;

– вопросы к кроссворду должны быть чёткими, лаконичными и понятными.

Материал, оформленный не по правилам, не принимается и не оценивается. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Основные источники:

1.Шеламова Г. М. Деловая культура взаимодействия. - М.: Издательский центр «Академия» 2008.Шеламова Г.М.Деловая культура и психология общения. - М.: Издательский центр « Академия», 2007.

2.Мальцев В.А. Основы нравственности: Учеб. пособие.- М: ОИЦ «Академия», 2009г.- 399 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

3.Кузнецов И.Н. Деловое письмо: Учебно-справочное пособие. – М: Изд-во «Феникс», 2010г. – 196 с.

4.Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2009г. – 349 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Дополнительные источники:

5.Ленкевич Л.А. Секретарское дело.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

6.Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

7.Усов В.В. Деловой этикет. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Интернет - ресурсы:

1.www.syntone.ru - сайт информирует о новинках литературы по психологии общения, представляет рекламу тренингов общения (Синтон-технология), также содержит тесты, статьи, новости психологии и др.

2.www.auditorium.ru Информационно- образовательный портал «Гуманитарные науки»  

3.www.psychology.ru Информационный сайт «Психология. ру»        

4. www.aup.ru/books/m96/ Скаженик Е.Н.Практикум по деловому общению.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9

Работа с Интернет - ресурсами

Задание: подобрать информацию по теме «Конфликты и природа их возникновения»

Время выполнения: 2 часа

Цель работы:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде сообщения информацию по заданной теме;
  • получить опыт публичного выступления.

           

При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

Форма отчета для сообщения: сообщение оформляется в тетрадях для самостоятельных работ или текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объём – не более трех  страниц печатного текста. Размер шрифта 14.

Отчет текстовом файлом должен иметь следующую структуру:

1.Титульный лист.

2.Текст сообщения.

3. Список использованных источников.

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  2. Материал  не имеет четкой логики изложения (не по плану).
  3. Слишком краткий либо слишком пространный текст. Объем значительно превышает регламент. 
  4. В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.
  5. Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.
  6. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

При оценке результатов поиска информации в Интернете будут учитываться:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соответствие представленной информации заданной теме

1 балл

2 балла

3 балла

Полнота  представления материала, достаточность объема списка используемых Интернет-источников

1 балл

2 балла

3 балла

Правильность оформления

1 балл

2 балла

3 балла

Итого максимально

                3

6

9

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

Материалы поиска информации в Интернете, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Алгоритм самостоятельной работы с Интернет-ресурсами на заданную тему.

  1. Ознакомьтесь с предлагаемыми темами заданий.
  2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
  3. Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
  4. Повторение лекционный материал по заданной теме.
  5. Внимательно изучите тему и формулировку задания.
  6. Выпишите термины, чтобы определить объект поиска.
  7. Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail или  Nigma).
  8. Воспользуйтесь электронными словарями.
  9. Поочередно вводите в  строку поиска электронного словаря предложенные преподавателем термины.
  10. Изучите все значения термина
  11. Заполните форму отчета согласно требованиям (можно копировать фрагменты информации с сайтов).
  12. Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы составить список источников в своем отчете.
  13. Оформите материал в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
  14. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

  15. Соблюдайте регламент по объему найденной информации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10

Изучение профессиональной терминологии (работа со словарями).

Задание: найти в различных словарях значение терминов по теме «Конфликты. Стрессы».

Время выполнения: 2 часа.

Цель работы:

  • развитие умений и навыков самостоятельно находить необходимую информацию в словарях, определять значение новых слов, расширять свой кругозор.

Отчет: оформить найденную информацию в виде «термин – значение с указанием названия словаря» в соответствии с требованиями к форме отчета.

Форма отчета для работы со словарем: найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчёта – 2 страницы печатного текста или запись в рабочей тетради. Содержание материала оформляется в виде таблицы «термин – значение».

Отчет текстовым файлом должен иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист
  2. Содержание найденного материала.
  3. Список литературы и Интернет-источников.

Возможные типичные ошибки:

  1. Содержание с найденной информации не соответствует заданному термину.
  2. Слишком краткий (неполный) либо слишком пространный текст найденной информации. Объем текста сообщения не соответствует регламенту (в меньшую или большую сторону).
  3. Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в недостаточно полном объеме.
  4. Отсутствует список использованных словарей и Интернет-источников.
  5. Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно,  оформление не соответствует требованиям.

При оценке результатов поиска информации в словарях будут учитываться:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соответствие представленной информации заданной теме

1 балл

2 балла

3 балла

Полнота  представления материала, достаточность объема списка используемых словарей

1 балл

2 балла

3 балла

Правильность оформления

1 балл

2 балла

3 балла

Итого максимально

                3

6

9

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

Материалы поиска информации в словарях, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Алгоритм самостоятельной работы со словарями.

  1. Ознакомьтесь с предлагаемыми темами заданий.
  2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
  3. Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
  4. Повторение лекционный материал по заданной теме.
  5. Внимательно изучите тему и формулировку задания.
  6. Выпишите термины, чтобы определить объект поиска.
  7. Воспользуйтесь электронными словарями.
  8. Поочередно вводите в  строку поиска электронного словаря предложенные преподавателем термины.
  9. Изучите все значения термина
  10. Заполните форму отчета согласно требованиям (можно копировать фрагменты информации с сайтов).
  11. Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы составить список источников в своем отчете.
  12. Оформите материал в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
  13. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

  14. Соблюдайте регламент по объему найденной информации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 12

Подготовка и оформление реферата или презентации.

Данное задание является разноуровневым. Необходимо выбрать лишь один вариант задания и решить его.

Задание:

1.Подготовить  реферат по теме:

  • Имидж делового человека.
  • Характер и основные свойства личности.
  • Невербальные средства в деловом общении.
  • Роль конфликтогенов в возникновении конфликтов.

2.Подготовить презентацию теме:

  • Имидж делового человека.
  • Характер и основные свойства личности.
  • Невербальные средства в деловом общении.
  • Роль конфликтогенов в возникновении конфликтов.

Время выполнения: всего 3 часа.

Роль преподавателя:

•        помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

•        консультировать при затруднениях.

Роль студента:

● изучить материал темы, выделяя главное и второстепенное;

● установить логическую связь между элементами темы;

● представить характеристику элементов в краткой форме;

● выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

● оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Требования к написанию реферата:

А) графические требования:

  • реферат оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 2,5 см, правое, верхнее – 1 см., нижнее – 1,5 см.
  • страницы должны быть пронумерованы снизу в правом углу, титульный лист и лист с содержанием не нумеруются; количество страниц – не менее 15
  • не разрешается двустороннее оформление текста на листе, объём реферата не менее 10 печатных листов;
  • оформление титульного листа реферата должно иметь указанный ниже вид

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение « Колледж Петербургской моды»

Дисциплина «Основы деловой культуры»

РЕФЕРАТ

на тему:

Значение искусства в моей жизни

Выполнил: Иванова Инна,

студентка группы 30

Проверил: Конькова А.Н.,

преподаватель русского языка

и литературы

Санкт-Петербург, 2016

Б) требования к содержанию реферата:

  • реферат(от лат. refero – сообщаю) – краткое письменное изложение содержания научной работы, либо доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации.
  • реферат должен соответствовать заявленной теме
  • реферат должен обязательно включать:

1) титульный лист (см. оформление выше)

2) содержание

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1. <…> ………………………………………………………………………4
  2. <…> ………………………………………………………………………5
  3. <…> ………………………………………………………………………6

Заключение …………………………………………………………………7

Список литературы ……………………………………………………….8

Приложение …………………………………………………………………9

3) введение– неотъемлемая часть реферата, так как содержит подробное обоснование выбора данной темы, указание актуальности темы, обозначение целей и задач данного реферата.

4) основная часть– делится на главы, главы могут делиться на подглавы или параграфы; в данной части необходимо представить основной материал по теме; как правило, материал должен быть лаконичен и содержателен; основная часть должна содержать ссылки на источники, указанные в списке литературы (ссылка заключается в квадратные скобки, указывается номер источника по списку литературы) или же указывается номер приложения

5) заключение– представляет собой обобщение, вывод по теме

6) список литературы– указываются источники, с помощью которых был подготовлен реферат; источники располагаются в алфавитном порядке и оформляются по особым правилам:

– фамилия и инициалы автора,

– название книги, пособия, статьи и т.д. с заглавной буквы, далее ставится точка, тире, город, в котором издан источник (разрешено ставить лишь начальные буквы городов Москва, Ленинград, особые сокращения имеют города: Санкт-Петербург – СПб, Ростов-на-Дону – РнД, остальные города пишутся полностью), далее ставится точка, затем указывается год издания, вновь ставится точка;

– если указывается статья из учебного пособия, справочника или учебника, используется знак /

Например:

 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Словари русского языка.

Типы словарейСовременный русский язык – М., 2008.

– особое оформление имеют источники, связанные со СМИ;

– если указывается статья из журнала или газеты, используется специальный знак //, далее следует название СМИ, ставятся точка, тире, указывается номер издания, вновь ставятся точка и тире, затем обозначается год издания.

Например: Кондрашов А.И. Когнитивная лингвистика//Психолингвистика. – №1. – 2012.

7) приложение – в приложение обычно выносятся портреты известных личностей, таблицы и графики, диаграммы, фотографии и т.д.; каждое приложение подписывается.

Например:

Приложение 1

http://www.studfiles.ru/html/2706/486/html_Z4HRrPRvVc.lwxH/htmlconvd-DPUh_d_html_4ac256e1.gif

Требования к созданию презентации:

А) требования к оформлению:

  • презентация о стилях речи создаётся в программе Microsoft Power Point
  • количество слайдов не менее 15
  • графическое оформление свободное, но с соблюдением этических норм

Б) требования к содержанию презентации:

  • презентация должна соответствовать указанной теме – «Стили речи русского языка»
  • слайды должны быть логически расположены в зависимости от следующих требований:

1 слайд: титульный – указана тема (написана без кавычек), сведения о выполнившем и проверившем презентацию

Пример:

Значение искусства в моей жизни

Выполнил: Кузнецов Никита,

студент группы 30

Проверил: Конькова А.Н.,

преподаватель русского языка и

литературы

Санкт-Петербург, 2016

2 слайд – 8 слайд: информация по теме презентации

9 слайд: вывод

10 слайд: список источников 

Возможные типичные ошибки:

1.Содержание реферата (презентации) не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.

2.Материал  в реферате (презентации) не имеет четкой логики изложения (не по плану).

3.Слишком краткий либо слишком пространный текст реферата (презентации). Объем текста значительно превышает регламент. 

4.В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.

5.Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.

6.Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

При оценке реферата будут учитываться:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соответствие представленной информации заданной теме

1 балл

2 балла

3 балла

Характер и стиль изложения материала доклада

1 балл

2 балла

3 балла

Правильность оформления

1 балл

2 балла

3 балла

Итого максимально

                3

6

9

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»

При оценке презентации будут учитываться:

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Содержание

1 балл

2 балла

3 балла

Дизайн

1 балл

2 балла

3 балла

Графика

1 балл

2 балла

3 балла

Грамотность

1 балл

2 балла

3 балла

Итого (максимально)

                4

8

12

Оценка

5-6 баллов «удовлетворительно»

7-8 баллов «хорошо»

9-12 баллов «отлично»

Рефераты, презентации оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Список литературы и источников:

Основные источники:

1.Шеламова Г. М. Деловая культура взаимодействия. - М.: Издательский центр «Академия» 2008.

2.Шеламова Г.М.Деловая культура и психология общения. - М.: Издательский центр « Академия», 2007.

3.Мальцев В.А. Основы нравственности: Учеб. пособие.- М: ОИЦ «Академия», 2009г.- 399 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

4.Кузнецов И.Н. Деловое письмо: Учебно-справочное пособие. – М: Изд-во «Феникс», 2010г. – 196 с.

5.Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2009г. – 349 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Дополнительные источники:

1.Ленкевич Л.А. Секретарское дело.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2.Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3.Усов В.В. Деловой этикет. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

      4.  Усов В.В. Деловой этикет. М. Academa, 2010

      5.  Слободчиков В.И., Исаев Д.Н. Психология развития человека, М: Издательство. Школьная пресса, 2008

6.  Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии. М: Academa. 2009

7. В.П. Шейнов, «Искусство убеждать», М.: «Приор», 2006

8.  Профессиональный журнал «Справочник художника по костюму»

9. А.Я. Кибанова, Этика деловых отношений: Учебник / Под.ред.А.Я.Кибанова/.  М., 2005.

Интернет - ресурсы:

1.Интернет-ресурсы: http://www.glossary.com.ua; http://www.triz.ru

2.Электронный журнал «Деловой протокол и этикет» www.protokolonline.ru

3.www.syntone.ru - сайт информирует о новинках литературы по психологии общения, представляет рекламу тренингов общения (Синтон-технология), также содержит тесты, статьи, новости психологии и др.

4.www.auditorium.ru Информационно- образовательный портал «Гуманитарные науки»  

5.www.psychology.ru Информационный сайт «Психология. ру»        

6. www.aup.ru/books/m96/ Скаженик Е.Н.Практикум по деловому общению.

Алгоритм самостоятельной работы над докладом, рефератом на заданную тему:

1.Ознакомьтесь с предлагаемой темой сообщения.

2.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы

3.Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.

4.Повторите лекционный материал по теме доклада.

5.Изучите материал, касающийся темы доклада не менее чем по двум рекомендованным источникам.

6.Составьте план доклада, запишите его.

7.Еще раз внимательно прочтите текст выбранных источников информации, стараясь понять общее содержание и выделить из контекста значение незнакомых слов и терминов.

8.Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.

9.Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.

10.Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.

11.Составьте окончательный текст доклада.

12.Оформите материал в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».

13.Прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

14.Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.

15.Восстановите последовательность изложения текста доклада (что очень целесообразно), пересказав его устно после завершения работы над вопросами и заданиями.

16.Проводите самоконтроль не только после окончания работы над докладом, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.

17.Сформулируйте вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

18.Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

19.Еще раз устно проговорите свой доклад в соответствии с планом.

20.Защита подготовленного доклада проходит в устной форме, чтобы получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если вы убеждены в своей правоте.

21.Пользуйтесь планом доклада и зачитывайте отдельные небольшие части, строки или цитаты.

22.Соблюдайте регламент – время изложения информации с одного печатного листа приблизительно равно 4-5 минутам.


Таблица контроля выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

по  учебной дисциплине ОП.03 «Основы деловой культуры»    

 Группа №          _____ курс III                                                   ____________ учебный год

№ п/п

ФИО  

Составление ситуационных задач, глоссария, кроссворда

Доклад, реферат, презентация

Работа со словарем, Интернет источниками

Создание видеосюжета

Составление делового письма, алгоритма телефонного разговора

Кол-во набранных баллов

Т

1.1

Т

1.2

Т

2.1

Т

2.2

Т

2.3

Т

1.1

Т

1.2

Т

2.1

Т

2.2

Т

2.3

Т

1.1

Т

1.2

Т

2.1

Т

2.2

Т

2.3

Т

1.1

Т

1.2

Т

2.1

Т

2.2

Т

2.3

Т

1.1

Т

1.2

Т

2.1

Т

2.2

Т

2.3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Основы информационных технологий"

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Основы информационных технологий" по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи»

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи» предназначены для студентов 2 курса...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Данные методические рекомендации разработаны для студентов 1 курса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Задача данного пособия – дать основные установки для выполнения самос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04 Физическая культура

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04 Физическая культура...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКА для профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКАдля профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКА для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКАдля профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебному предмету ОП.06 Физическая культура

Самостоятельная работа студентов обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку при ее выполнении происходит систематизация и закрепление полученных теоретических и практических знаний, умен...