Методическая разработка интерактивного занятия "Мотивация и успех"
методическая разработка по психологии (8, 9 класс) по теме

Занятие разработано с целью активизации интереса подростков к проблеме самопознания и развития навыка постановки цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_i_uspeh.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП

Московского района Санкт-Петербурга            

                                                                                             Шувалова Ю.И.

Методическая разработка интерактивного занятия

 «Мотивация и успех»    

Пояснительная записка

В старшем школьном возрасте у детей происходит активное развитие рефлексии, проявляется активный интерес к себе, формируется ответственность за себя и свои действия на основе активного социального экспериментирования, определяется приоритетная область интересов. В связи с этим в общеобразовательных организациях актуализируется запрос на психологическое сопровождение детей с целью обеспечения их успешной самореализации.

Адресат: обучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций.

Цель: создание условий для развития мотивации обучающихся.

Задачи:

  1. Создать условия для активизации интереса детей к проблеме самопознания.
  2. Создать условия для осознания детьми роли мотивации в достижении успеха.
  3. Способствовать развитию навыков самоконтроля.

Планируемые результаты:

При условиях успешной реализации данного занятия будет наблюдаться положительная динамика в изменении уровня мотивации обучающихся к самопознанию и саморазвитию.

Продолжительность: 45 минут (1 академический час).

Занятие проводит один ведущий с высшим психологическим образованием.

  1. Знакомство-дискуссия «Что такое успех»?

Цель: создание благоприятной атмосферы в классе, актуализация интереса к теме.

Ход: Ребятам предлагается назвать свое имя и ответить на вопрос «Что значит – быть успешным?»

Ответы резюмируются ведущим и далее группе предлагается в открытой форме – обсуждении ответить на следующие вопросы:

Что влияет на успешность в той или иной деятельности?

Какова роль цели в достижении успеха?

Влияет ли на успешность уверенность человека в этом успехе?

Как самооценка влияет на реализацию собственных возможностей?

  1. Упражнение «Я – это …»

Цель: активизация самопознания подростков.

Ход: ребятам даётся задание: составить 10 предложений «Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений «Какой Я?», дав ответ в виде прилагательных. Обсуждение.

  1. Упражнение «Позитивные мысли»

Цель: Развитие осознания сильных сторон своей личности.

Ход: Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…».

После того, как каждый участник выступит, проводится групповое обсуждение. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

1. Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?

2. Где безопасно говорить о таких вещах?

3. Надо ли преуспевать во всем?

4. Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному  самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?

5. Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

  1. Сообщение «Самооценка и мотивация»

Цель: информирование участников, расширение знаний в области психологии мотивации.

Ход: ведущий рассказывает участникам: «Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

САМООЦЕНКА=

успех/ уровень притязаний

Есть только два способа повысить самооценку:

1) добиться успеха в какой–нибудь деятельности;

2) снизить уровень притязания.

Если ваша цель — жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по–своему.

Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям: «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.

Итак, для достижения успеха необходима мотивация. В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека. Потребности, в свою очередь, подразделяются на низшие и высшие. В слове «низшие» нет ничего обидного, они есть у всех людей. Это физиологические потребности (в пище и воде, воздухе, тепле, крыше над головой и т.д.) и потребность в защищенности от враждебных действий других людей, стихийных бедствий и техногенных катастроф, уверенность в завтрашнем дне. Далее идут социальные потребности (чувство принадлежности к семье, потребность в любви). Следующий уровень — потребности в уважении и самоуважении. Высший уровень — потребности в самореализации, максимальном раскрытии своих способностей.»

  1. Упражнение: «Жизненные цели»

Цель: отработка навыка постановки цели.

Ход: участникам предлагается заполнить анкету.

Ведущий: «Эта анкета поможет вам объединить важнейшие жизненные цели по темам: школа, семья, свободное время, дружба, личное развитие, работа. Определите, к какой группе относятся ваши цели. Впишите их.»

Мои цели, касающиеся школы и образования:
Хотелось бы мне получать более высокие оценки?

Хотелось бы мне приобрести особенные навыки?

Хотелось бы мне получить аттестат?

Хотелось бы мне лучше ладить со своими одноклассниками?

Мои цели касающиеся семьи:
Хотелось бы мне лучше ладить с родителями?

Хотелось бы мне жить в одиночестве?

С кем мне хотелось бы жить?

Хотелось бы мне решать финансовые вопросы?

Есть ли вопросы, которые я хочу задать моим братьям и сестрам?

Мои цели, касающиеся дружбы и любви:
Хотелось бы мне иметь больше друзей?

Хотелось бы мне иметь других друзей?

Хотелось бы мне меньше поддаваться влиянию?

Хотелось бы мне завести серьезные отношения?
Мои цели, касающиеся свободного времени:
Хотелось бы мне иметь больше свободного времени?

Хотелось бы мне делать больше для укрепления моего здоровья?

Хотелось бы мне получить новые впечатления, пережить волнующие события?

Хотелось бы мне уделять больше времени моим увлечениям?

Мои цели, касающиеся личного развития:
Хотелось бы мне стать более решительным?

Хотелось бы мне действовать согласно моим убеждениям?

Хотелось бы мне вести себя более непредсказуемо?

Хотелось бы мне лучше узнать, чего я действительно хочу?

Хотелось бы мне стать более независимым, самостоятельным?

Мои профессиональные цели:
Какую профессию я хочу получить?

Где я хочу работать?

Нравится ли мне учиться?

Хотелось бы мне все хорошо оплачивать?

Хотелось бы мне всему содействовать и управлять?

Как я могу применять мои способности?

Мои долгосрочные жизненные цели:
Хотелось бы мне завести семью?

Хотелось бы мне построить дом?

Хотелось бы мне открыть свое дело?

Какие цели для вас важны, но их трудно достичь, и поэтому вы бы хотели составить подробный план на ближайшие годы?
Обсуждение и составление плана.

Список литературы:

  1. Волков Б.С. «психология юности и молодости» Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикса, 2006. - 256 с.
  2. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга. – СПб: Речь, 2008. - 320 с.
  3. Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии – СПб: Речь, 2006. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Интерактивный музей"

Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...

Методическая разработка "Интерактивный музей"

Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...

Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"

Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...

Методическая разработка интерактивной игры "Здоровье - залог успешности"

Пропаганда Здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «НА ПУТИ К УСПЕХУ»

Программа психолого-педагогической помощи учащимся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ...

Методическая разработка тематического занятия «Формула успеха»

Создания ситуации успеха в ходе учебно-воспитательной работы со студентами определяется потребностью общества в активизации их позитивного личностного развития. Изменения в современном обществе остро ...

Методическая разработка "Интерактивная игра по теме «Стражи из камня» (программа "Удивительный Петербург")

Электронный ресурс "Поле чудес":   интерактивная игра по теме "Стражи из камня"...