Эффективное поведение подростков в конфликтных ситуациях
рабочая программа по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ксения Олеговна Никитина

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократичного правового общества.  Особого внимания требуют школьники, которые в силу  своих  индивидуальных психологических, физиологических особенностей и социально-бытовых условий  испытывают  коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке. Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Цель программы:  развитие навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kpk_ekstremizm_gotovaya_rabota.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное Бюджетное  Образовательное Учреждение Чувашской Республики «Козловская средняя общеобразовательная школа №2»

 

программа

«ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА

В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ»

                                       

                                                    составитель:  Никитина Ксения Олеговна,

                                                                            педагог-психолог

                                                   

                                   

       

Козловка – 2017

Введение

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократичного правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.

Особого внимания требуют школьники, которые в силу  своих  индивидуальных психологических, физиологических особенностей и социально-бытовых условий  испытывают  коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций. Необходимо отметить, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком коммуникативной и социальной компетентности подростков.

Вместе с тем очевидным является противоречие между необходимостью формирования у подростков способности конструктивно разрешать проблемные ситуации и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивающих решение данной задачи в рамках образовательной организации.

Взаимодействие современных подростков часто сводится к общению в социальных сетях, что в свою очередь мешает естественному формированию межличностных отношений между сверстниками. Конфликты, возникшие в школе, переносятся в сеть и заканчиваются откровенной травлей той или иной стороны.  Поэтому особенно актуально способствовать формированию эффективного поведения в конфликтных ситуациях у подростков.

Цель программы:  развитие навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Задачи программы:

 1.  Информировать о типах, причинах конфликтов и способах их разрешения;

  1. Отработать  навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации;
  2. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

  1. Теоретическое обоснование проблемы поведения подростков

в конфликтных ситуациях.

Подростковый возраст - сложный, противоречивый возраст и потому - наиболее конфликтный. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Конфликт – многогранное социальное явление. Различные аспекты проблемы межличностных конфликтов подростков представлены в работах Э.М. Александровской, Ю.Е. Алешиной и А.С. Коноводовой, Н.У. Заиченко, И.Ю. Кулагиной, и др. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», который подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать.  Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере,  двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полному разрешению конфликтов и увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда  ударение должно быть перенесено с разрешения конфликтов на управление ими.

В соответствии с этим К. Томас предлагает сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  • соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
  • избегание,  для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Возможные этапы (или стадии) конфликта :

1) предконфликтная стадия;

2) стадия открытого конфликта;

3) стадия завершения конфликта;

4) постконфликтная стадия (этап нормализации отношений).

Функции конфликта:

1) позитивные (явление, когда обе стороны приобретают положительный опыт);

2) негативные (явление, когда конфликт разрушает отношения).

Управление конфликтом – это деятельность субъекта конфликта, осуществляемая им на протяжении всех этапов конфликтного взаимодействия и предполагающая осознанное контролирование происходящего.

  1. Программа «Эффективное  поведение в конфликтной ситуации».

Программа занятий   «Эффективное поведение в  конфликтной ситуации» может быть реализована на классных часах, часах общения или спецкурсах, на уроках в форме активного общения педагога и учащихся. Курс рассчитан на 1-2 часа в неделю для подростков. Каждая тема состоит из практических и теоретических заданий.         На каждом занятии учащиеся учатся рассуждать, искать пути эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

        Форма проведения:  групповая.

Возраст обучающихся: подростки от 12 до 18 лет в количестве не более 15 человек.

Основные методы: имитационные игры, групповая дискуссия,  практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации, диагностика.

        Оборудование, оформление: Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Помещение должно быть достаточно просторным, для того, чтобы участники могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений. Для работы необходима мебель: стулья (кресла),  доска (для записей и размещения материалов), 2-3 стола (для разыгрывания ролевых ситуаций).

        Для работы участников также необходимы:

  • ручки, бумага для записей;
  • листы ватмана, меркеры,  фломастеры;
  • клей, ножницы, писчая бумага, старые журналы – для создания коллажей;

ХОД ЗАНЯТИЙ:

ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ».

Цель: создание доверительной обстановки и психологически комфортного климата. Формирование позиции взаимодействия. Знакомство с целями и задачами программы.

  1. Вводная часть.

Игра «Снежный ком» (5 минут).

Правила игры:

Каждый человек называет свое имя и качество-прилагательное, характеризующее его (если в группе небольшое количество человек, то – 2 качества), второй повторяет имя и качество первого человека и называет свое имя и качество, третий повторяет имена и качества первых двух человек и называет свое имя и качество и т.д.

Упражнение  «Чувства» (5 минут).

        Ведущий просит участников ответить каждому на вопрос: «С каким настроением я пришел и что жду от наших занятий?

Цель: знакомство участников между собой, создание доверительной атмосферы.

Упражнение «Принятие правил» (5-10 минут).

Инструкция к упражнению:

  1. Закрепите большой лист ватмана на стене или расстелите его на полу в центре круга. Определите основные правила, описав поведение, которое ожидается от членов группы, и объясните их важность. Попросите членов группы обсудить, чем основные правила будут полезны для группы.
  2. Дайте каждому желающему цветной фломастер и попросите написать основные правила на ватмане. Типичными групповыми правилами могут быть:
  • Приходить на занятия группы нужно вовремя.
  • Обращаться друг к другу только по имени.
  • Каждый участник группы имеет право выступить.
  • В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением.
  • Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом.
  • Каждый участник может рассчитывать на помощь и сочувствие окружающих.
  • Активность в работе приветствуется.
  1. Спросите участников, не хотят ли они добавить что-нибудь еще. Скажите им, что новые правила они могут добавлять в процессе работы, если сочтут их полезными или необходимыми для всех остальных.

2. Основная часть.

Беседа: «Конфликт – это…» (20 минут).

        Инструкция к упражнению:

Ведущий: «Наши с вами занятия имеют общее название «Эффективное разрешение конфликтов». На наших занятиях мы с вами должны посмотреть и проанализировать, что нужно знать и уметь, чтобы решать проблему назревающих и возникших конфликтов, как эффективно управлять конфликтными ситуациями. Давайте сейчас поговорим, что такое конфликт?  Каждый индивидуально в тетрадях (на листочке) продолжите фразу: «Для меня конфликт – это?».  После этого вы выбираете себе собеседника и обсуждаете с ним написанное на вашем листочке и листочке соседа. Вы можете выйти из круга и сесть где вам удобно. (Можно обсудить в группах, например, после подготовки коллажа на тему «Конфликт – это…»).

После того как работа закончится, предложите желающим высказаться о тех чувствах, которые они испытали.

Почему умение эффективно разрешать конфликты важно?

В результате дети приходят к выводу, что это умение создает более мирную среду; снижает враждебность, напряженность, фрустрацию, способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе; учит принимать решения, решать проблемы; контролировать эмоции; предупреждает насилие и физические оскорбления.

Необходимо объяснить детям, что, какая бы ситуация ни складывалась в конфликте, они должны контролировать свои эмоции и оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам конфликта. Зная процедуру разрешения конфликта, необходимо действовать уверенно и эффективно.

3. Заключительная часть.  Рефлексия.(20 минут).

Каждый участник высказывается:

В конфликте мне легко…

В конфликте мне трудно…

ЗАНЯТИЕ 2.

ТЕМА: «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

 1.Вводная часть.

Игра – приветствие «Мяч-привет» (5 минут).

        Правила игры:

Участники встают в круг. Ведущий игры кидает любому участнику мяч со словами приветствия, говорит комплимент или пожелание на день. Следующий, в свою очередь, приветствует другого и т.д. по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника группы.

        Цель игры:

Создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями.

Упражнение «Скульптура» (30 минут).

        Инструкция к упражнению:

- участники должны распределиться на пары. Один участник играет роль «скульптора», другой – «материала».

        «Скульптору» надо «вылепить» любой предмет или игрушку. Он не имеет права давать команды «материалу», пользуется в работе только руками (наклоняет, поднимает, сгибает и т.д.).

        Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется.

Обсуждение:

        Каким «материалом» себя ощущал? Из какого «материала» слепил? Соответствовало ли ощущение «материала» тому, как с ним обращался «скульптор» (например, «материал» ощущал себя пластилином, а с ним обращались как с гранитом)? Какие чувства возникают, если «материал» и действия «скульптора» совпадают (не совпадают)? Как эти чувства влияют на дальнейшее взаимодействие?

Упражнение «Танец на пальцах» (5 минут).

Двигаясь хаотично по помещению. По хлопку ведущего каждый должен только глазами выбрать партнера. Пары  поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев к кончикам пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается три—пять минут в зависимости от отношения к нему учащихся. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах. Что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах.

2. Основная часть.

Упражнение «Сказка» (30  минут).

Разделить учащихся на 3 группы.

Инструкция к упражнению:

Сочинить сказку про человека, который был конфликтен, и про то, как он старался разрешить эту проблему. Участники говорят по кругу: первый начинает: «Жил-был человек, который был очень конфликтный», второй продолжает и т.д. каждый участник по 1-2 предложения, пока сказка не закончится.

Обсуждение полученных сказок. Каждый участник высказывается (10 минут):

- участники осознают собственные позиции по отношению к поведению в конфликтных ситуациях.

- происходит поиск путей, ведущих к эффективному разрешению конфликтов.

Обсуждение:

Ведущий рассказывает о том,  какие типы конфликтов существуют, что может стать причинами конфликта. Конфликт не всегда означает спор или борьбу. Иногда он возникает, когда надо принять решение или что-то необходимо изменить. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен — приводит к изменениям. При неправильном — приводит к обиде, непониманию и даже к насилию. Конфликты бывают разных масштабов: от подростковых небольших разногласий до ядерной войны. Они происходят в разных формах: непонимание, несогласие, споры, борьба, войны.

3. Заключительная часть.  Рефлексия (20 минут).

Каждый участник высказывается:

Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, я….

Я сегодня узнал о конфликте….

ЗАНЯТИЕ 3.

ТЕМА «ВОЗМОЖНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ».

1.Вводная часть.

Упражнение « Приятно сказать» (10-15 минут).

Инструкция к упражнению.

Участники образуют тесный круг и протягивают руки к середине. По команде ведущего все одновременно берутся за руки так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одна рука. При этом постараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее те, кто соприкоснулся руками, должны сказать друг  другу комплимент.

Цель игры:

Создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями.

2.Основная часть.

Упражнение «Кругосветное путешествие» (30 минут).

Инструкция к упражнению.

Разделить учащихся на 3 группы.

- Ведущий предлагает участникам группой съездить в пять городов мира. Группа должна прийти в обсуждении к совместному решению: в какие пять городов мира им хотелось бы съездить. Принимать решение голосованием нельзя. Обсуждая тему, каждый участник дискуссии демонстрирует определенный тип поведения, стиль общения (получая конверт с заданием), который никому не сообщает и не показывает, пока не будет закончена дискуссия.

        Индивидуальные задания для дискуссии – содержимое отдельных карточек  может носить следующий характер:

  1. не соглашайся с общей точкой зрения. Тебе непременно надо придерживаться иного, отличного мнения. У тебя должно быть свое оригинальное мнение, причем не похожее на другие;
  2. Твоя задача – находить общее в точках зрения сторон и показывать это общее всем участникам переговоров;
  3. Ты как минимум два раза выскажешься в ходе дискуссии. Всякий раз будешь говорить что-то на обсуждаемую тему. Но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорят другие. Будешь вести себя так, будто совершенно не слышал, что говорили до тебя другие;
  4. Будешь активно участвовать в разговоре и вести себя так, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь и много пережил;
  5. В любой ситуации ты должен стараться захватить инициативу в разговоре, захватить лидерство;
  6. Твоя задача – выделить проблему и возвращать ход обсуждения к ней. Подводить промежуточные и окончательные итоги. Стараться подвести все к единой точке зрения;
  7. Ты должен как минимум пять раз постараться влезть в разговор. Будешь слушать других главным образом для того, чтобы раскритиковать их, вынести какие-то оценки, в чем-то обвинить;
  8. Не менее трех раз выскажешься во время дискуссии. Внимательно слушай других и каждую свою реплику начинай с пересказа своими словами того, что говорил предыдущий человек (например, правильно ли я тебя понял, что…);
  9. Тебе не обязательно предлагать собственную точку зрения. Пассивно следуй за группой. Слушай, что говорят другие и во всем соглашайся.
  10. Твоя задача – уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы.
  11. Твоя задача – поощрять других к высказыванию их точек зрения, одобрять мнения других. Во время споров, конфликтов снижать напряженность.

Цель упражнения:

- возможность осознания тех качеств и особенностей поведения, которые помогают и тех, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

Обсуждение: 

Поскольку главными действующими сторонами конфликта являются люди, то их психологические особенности (эмоциональные реакции, стиль поведения в конфликтной ситуации) играют существенную роль в развитии конфликтной ситуации. Наши восприятия других людей, мысли, ценности, чувства определяют значимость конфликтной ситуации. Они же являются важными и для нахождения выхода из нее. Межличностный конфликт является естественным последствием взаимодействия людей. Он может быть источником личностного роста или личностных разрушений. Сам по себе конфликт не разрушает взаимоотношений. Люди разобщаются благодаря своей неспособности справиться с конфликтной ситуацией. Конфликт является продуктивным, когда внимание конфликтующих направлено на решение проблемы, а не на противостояние друг другу. Наибольшую угрозу благополучию человека представляет совместный эффект большого числа проблем или неразрешенных конструктивно конфликтов, вызывающих пагубное воздействие на всю систему отношений человека с окружающим миром. При разрешении конфликтов используются разные стили поведения.

После окончания упражнения анализируются конкретные особенности поведения участников дискуссии, обсуждается, что отличало поведение каждого, насколько оно было продуктивно, выделяются качества и умения, важные для общения.

Упражнение «На кого мы похожи в конфликтных ситуациях?» (15 минут).

Инструкция к упражнению.

Предложить каждому участнику сделать выбор среди перечисленных представителей животного мира: овца, акула, сова, страус, лисица.

После этого можно перейти к обсуждению стилей поведения в конфликтной ситуации.

С помощью предложенной методики определения стратегии поведения в конфликте, учащиеся могут определить свою стратегию.

Уступчивый стиль разрешения конфликтной ситуации

(стиль овцы)

основной девиз этого стиля «Я принимаю все, что ты скажешь»

Для человека, придерживающегося такого стиля, характерно соглашаться с другими людьми для того, чтобы выйти из конфликтной ситуации. Такой человек никогда не пойдет на то, чтобы разозлить другого. Поэтому он никогда не говорит, что он в действительности думает и чувствует. Для него главное сохранить взаимоотношения, и не так важно, что с ним поступают несправедливо.

Какие  ПЛЮСЫ у этого стиля? Сохраняется мир, взаимоотношения, щадятся чувства других людей.

Есть ли  МИНУСЫ у этого стиля? Есть, и они связаны с тем, что потребности уступчивого человека редко находят понимание со стороны других людей. Когда идет сильное подавление потребностей, человек начинает испытывать злость, обиду, беспомощность.

Стиль избегания (стиль страуса)

основной девиз этого стиля «Оставьте меня, это не моя вина и не моя ошибка»

Человеку, который придерживается стиля избегания, хочется спрятать голову в песок, укрыться в горах или спрятаться в шкафу, лишь бы не столкнуться с конфликтом лицом к лицу. Там, где овца уступает, страус просто уходит. Попадая в конфликтную ситуацию, страус становится беспокойным, смотрит в сторону, уходит или меняет тему разговора. Он пытается отложить свои действия по поводу конфликта на потом или вообще отрицает существование проблемы. Страус с удовольствием позволяет побеспокоиться  о своих проблемах другим людям.

+ Страус не включается в борьбу и экономит свою энергию, что полезно в опасных ситуациях. Уйти от потенциальной опасности, всегда хорошая идея. Поэтому в таких ситуациях стиль часто является эффективным.

- Страус чувствует свое бессилие перед обстоятельствами. Он НИЧЕГО не вкладывает в решение своей проблемы. Позволяя решать за себя кому-то другому, маловероятно ожидать, что решение будет справедливым. Чтобы уйти от проблем, люди-страусы могут обратиться к алкоголю или наркотикам.

Стиль силовой стратегии (агрессивный стиль, стиль акулы)

основной девиз этого стиля: «Будет по-моему, или скатертью дорога»

Для акулы получить победу в конфликтной ситуации является более важным, чем разрешить проблему. У акулы есть привычка обвинять других людей и использовать такие слова, как «должен», «вперед», «нужно». Акула может больно задеть человека словами. Толкнуть или ударить во время разрешения конфликта.

 + Акула всегда открыто выражает свои чувства и занимает сильную позицию. Она испытывает желание участвовать, брать ответственность на себя, рисковать, что крайне важно в экстремальных ситуациях.

- Нечувствительное отношение к людям, что разрушает отношения. Редко ведется поиск общей позиции, выслушивается другая точка зрения. Главное - быть победителем, какой ценой - не важно.

Компромиссный стиль (стиль лисицы)

основной девиз этого стиля «Ты сделаешь что-то для меня, тогда я сделаю что-нибудь для тебя»

Человек, придерживающийся компромиссного стиля, не хочет, чтобы его беспокоил конфликт. Именно поэтому он ищет как можно более скорое решение. Он старается найти решение, при котором ни одна из конфликтующих сторон ничего не теряет, но ничего и не выигрывает. Никто не выходит из конфликта победителем. Такой человек ожидает возможности выиграть.

+ Гибкость. Быстро находится общая для конфликтующих сторон основа, позволяющая разрешить конфликт. Конфликт прекращается, по крайней мере на какое-то время.- Человек, предпочитающий компромисс, больше озадачен прекращением конфликта, а не его конструктивным разрешением. Такой способ разрешения конфликта лишь отодвигает конфликт на время. Потом конфликт возвращается. Различные варианты выхода из конфликта не исследуются.

Стиль сотрудничества (стиль совы)

основной девиз этого стиля: « Давайте поработаем над этим вместе»

Человек, придерживающийся стиля сотрудничества при разрешении конфликтных ситуаций, фокусируется на решении проблемы. Он не обвиняет и не порицает. Наоборот, он слушает, понимает потребности и чувства других людей. Он открыто выражает свои чувства. Предлагает идеи и альтернативы партнера по конфликту. Человек-сова ищет справедливое решение для обоих участников конфликта. Ищется столько выходов из ситуации, насколько это возможно. В результате на основе сотрудничество находится решение, удовлетворяющее обе стороны. Если конфликт не разрешается или  может привести к насилию, сова ищет помощь на стороне. Внутренняя работа в процедуре сотрудничества содержит элементы компромисса, уступчивости и даже соглашения с тем, что не устраивает, но конечным результатом является справедливое решение.

+ Решение является справедливым, а разрешение конфликта долговременным. Создаются доверительные взаимоотношения. Защищается достоинство людей, щадятся их чувства.

- Быть всегда совой не легко. Этот стиль требует умения, времени, согласия, энергии и мужества.

Один из стилей может быть типичным для человека. Но мы обычно не ограничиваемся применением только одного стиля, используем в разной степени все стили в зависимости от ситуации.

Определение типичных стилей поведения в конфликтных ситуациях

Приведенные ниже пословицы и поговорки можно рассматривать, как краткие описания различных стратегий стремлений, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте утверждения и в рамках 5-бальной шкал определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта. Ответы в баллах проставьте в бланке ответов (каждой клетке таблицы соответствует определенный номер вопроса).

Вопросы:

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если мы не можем  заставить другого думать, как мы хотим, нужно его заставить делать так, как мы хотим.
  3. Лучше уступить, чем врагов себе нажить.
  4. Рука руку моет.
  5. Ум хорошо, а два лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и прав.
  8. Не подмажешь, не поедет.
  9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  10. Правда - это то, что умный знает, а не то, о чем все болтают.
  11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
  12. Слово «победа» может быть написано только на спинах врагов.
  13. Убивай врагов своей добротой.
  14. Чистая сделка не вызывает ссоры.
  15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
  16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  19. Ты - мне, я - тебе.
  20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  21. Кто спорит - ни гроша не стоит.
  22. Кто отступает, тот обращается в бегство.
  23.  Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - ни одной.
  24. Кто дарит, друзей наживает.
  25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  26. Лучший способ решить конфликты - избегать их.
  27. Спор подрывает авторитет. Как сказал(а), так и будет.
  28. Кротость торжествует над гневом.
  29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  31. На свете нет ничего, что заслужило бы спора.
  32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
  33. Если в тебя швырнули камень, брось в ответ кусок пуха.
  34. Взаимные уступки прекрасно решают дело.
  35. Копай без устали и докопаешься до истины.

Выбор ответа в баллах:

«5»  - весьма типично для меня;

«4»  - часто;

«3»  - иногда;

«2»  - редко;

«1»  - совсем для меня нетипично.

Заполните бланк ответов, вписав ответ в баллах в клетку, номер которой совпадает с номером вопроса.

БЛАНК ОТВЕТОВ

А теперь подсчитайте сумму баллов по строчкам (I, II, III, IV, V).

Чтобы проинтерпретировать результаты теста, воспользуемся бланком  ответов.

В каждой строке проставлены баллы, характеризующие конкретную стратегию (стиль) поведения в конфликтной ситуации.

В строке I - данные, относящиеся к стратегии избегания (стиль страуса).

В строке II  - данные, относящиеся к силовой стратегии (стиль акулы).

В строке  III  -  данные, относящиеся к уступчивой стратегии (стиль овцы).

В строке IV  -  данные, относящиеся к стратегии компромисса (стиль лисицы).

В строке  V- данные, относящиеся к стратегии сотрудничества (стиль совы).

Суммарный балл по каждой стратегии может  находиться в интервале от 7 до 35.

Если сумма баллов равна 7, то данная стратегия совсем не типична для Вас.

Если сумма баллов равна 14, то Вы используете данную стратегию в редких случаях.

Если сумма баллов равна 21, то данная стратегия иногда Вами применяется.

Если сумма баллов равна 28, то данная стратегия используется Вами часто.

Если сумма баллов равна 35, то данная стратегия типична для Вас.

А теперь проанализируйте собственные результаты диагностики и сделайте обобщения. Сравните с вашим описанием поведения в конфликтной ситуации на примере поведения выбранного вами животного.

Ведущему следует сделать акцент на то, что в конфликте человек применяет не одну стратегию поведения.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

        Психологическая игра «Разрядка» (5минут).

        Инструкция:

- все участники встают в общий круг, выразить движением свое настроение «здесь и сейчас». Каждый участник показывает свое движение, а остальные за ним повторяют. Следующий участник предлагает свое движение, и все за ним повторяют. Таким образом, игра продолжается по цепочке участников, задействованных в игре.

        Цель игры:  снимает напряжение усталость, дает позитивный заряд энергии.

Упражнение на рефлексию «Рюкзак» (15 минут). _        

Каждый участник высказывается:

Чему научился в ходе проведенного занятия?

Я могу себе сегодня сказать спасибо за то, что….

ЗАНЯТИЕ 4.

ТЕМА «ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ».

1.Вводная часть.

Игра «Знакомый стул» (5 минут).

        Правила игры:

«Все встают в круг. Стоящий в центре круга (для начала им будет ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, вы говорите: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Цель игры: создание доверительной, доброжелательной атмосферы, позволяющей снизить напряжение, поднять настроение, активизировать внимание и мышление.

2.Основная часть.

Упражнение «Городское собрание» (30 минут).

Разделите учащихся на 4 группы и Совет из 3 человек.  Дайте каждой группе общую инструкцию и специальную для каждой группы.

Общая инструкция:

В своем завещании некто Х оставил городу 1000 акров леса с условием, что городской совет использует эту землю по своему усмотрению с наибольшей пользой для города. Городской совет решил провести между четырьмя заинтересованными группами дебаты относительно использования этой земли.

Специальные инструкции группам:

1. Вы хотите убедить совет позволить продать эту землю вам с целью развития лесопильной промышленности.

2. Вы хотите убедить совет отдать эту землю примыкающему парку штата и организовать там место отдыха.

3. Вы хотите убедить совет продать землю вам под строительство жилья.

4. Вы хотите купить эту землю, чтобы сохранить ее в нетронутом виде.

Члены совета должны выслушать каждую группу и решить, что выгоднее для города.

Ход работы:

1. Каждая группа готовит в течение 5 минут короткое выступление. Совет выступление не готовит.

Ученики могут в выступлениях рассмотреть следующие вопросы:

- занятость населения,

- красота природы,

- туризм,

- рост города,

- рост бизнеса,

- прямая польза гражданам,

 - пожелания родственников,

- престиж района,

- количество денег, которые получит город,

- долгосрочные выгоды и т.д.

2. После всех выступлений каждая группа в течение 8 минут составляет в письменном виде два «каверзных» вопроса соперникам,  позиции которых они хотят опровергнуть. Совет тоже задает два вопроса, но группы не задают вопросы Совету.

Каждая группа задает по одному вопросу двум группам. Цель вопросов — показать Совету слабость позиции группы. Следует избегать да/нет вопросов.

3. На подготовку ответов группы имеют 3 минуты. Ответы зачитываются по очереди.

4. Каждая группа имеет 5 минут на подготовку заключительного короткого выступления перед Советом, с учетом вопросов от других групп. Выступления зачитываются одно за другим.

5. Совет выходит из комнаты для обсуждения выступления групп и принятия решения — кто победитель.

6. Пока Совет совещается, остальные группы работают с ведущим— обсуждают компромиссные решения. Можно устроить мозговой штурм в поисках решения типа «победитель—победитель» и попытаться найти решение, устраивающее всех.

7. После того как Совет объявит свое решение, учащиеся соотносят его с общим компромиссным решением. Это может породить дискуссию о ценности компромисса и об ограниченности компромисса.

Обсуждение:

При обсуждении можно говорить о трёх  результатах конфликта

1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.

Какие качества личности являются важными в межличностных отношениях, какие личностные качества мешают в общении друг с другом. Можно заранее приготовить список качеств, важных для общения, на половинках листа ватмана, а затем дополнить его в процессе обсуждения.

3.Заключительная часть.

Упражнение «Ветер дует на того, кто» (5-10 минут).

        Инструкция.

        Ребята садятся в круг, водящий стоит в кругу. Водящий называет любой признак, например, «Ветер дует на того, кто любит мороженое» и т.п. Те ребята, кому подходит данный признак, т.е. те, кто любит мороженое, должны поменять свое место. Задача водящего успеть сесть на чей-нибудь стул.

        Цель:  разрядка, сплочение группы.

Рефлексия:

Упражнение «Напоследок» (15-20 минут)

Инструкция к упражнению

Ведущий предлагает каждому участнику сказать слова на прощание любому из участников группы или ведущему. Можно начать «Я благодарен Х за ….».

 Цель упражнения:

        Дать возможность участникам проговорить свои мысли, пожелания, попрощаться с ведущим и другими участниками группы.

Список используемой литературы

1.        Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 2009

2.        Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000

3.        3. Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 2010

4.        Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург,2007

5.        Конфликты: сущность и преодоление. Метод, материалы. Под ред. Ясниковой Л.Д. – М., 2000

6.        Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:2006

7.        Федосенко Е.В.«Психологическое сопровождение подростков.Система работы, диагностика, тренинги», СПб.:Речь, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка кодекса поведения руководителя в конфликтной ситуации

Данный кодекс поможет отрегулировать поведения руководителя в конфликтной ситуации, Здесь содержится материал о норме и принципах этики руководителя, также говорится о роли руководителя в управлении к...

Формирование культуры поведения подростка средствами проектирования ситуаций в школе искусств

Данное издание будет полезно и психологам, и педагогам. Вместе с тем разработка рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами поведения подростков.Цель: показать, как культура поведе...

«Эффективное общение педагогов в конфликтных ситуациях».

Цель занятия: повышение коммуникативной компетенции  педагогов (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; нахождение способов вы...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Интенсивное развитие самосознания и критического мышленияприводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственногопредстав...

Профессиональные особенности поведения педагога в конфликтной ситуации

Понятие "конфликта".Конфликтные типы личности.Памятка правил поведения в конфликтной ситуации....

Стратегии поведения педагога в конфликтных ситуациях с подростками

Информация в презентации раскрывает причины "плохого" поведения учащихся на учебных занятиях, знакомит с принципами профилактики, различными стратегиями поведения педагога, которые способны ...

Взаимосвязь акцентуаций характера личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростка

На мой взгляд, для педагогов-психологов знания об особенностях поведения в конфликтах подростков с разными акцентуациями характера могут способствовать снижению конфликтных ситуаций, а также служить п...