Профессиональные особенности поведения педагога в конфликтной ситуации
консультация по психологии на тему

Тарасенко Ольга Николаевна

Понятие "конфликта".

Конфликтные типы личности.

Памятка правил поведения в конфликтной ситуации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные особенности поведения педагога в конфликтной ситуации.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Все меняется со скоростью света: правила набора в группы, оформления образовательных программ и т.д.

Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такое эмоциональное напряжение всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, воспитанников, администрации не может не приводить к определенной напряженности, непониманию, накалу эмоций и неконструктивному взаимодействию!

Конфликт, конфликтная ситуация… Что это? Как распознать? Как предупредить? Как преодолеть?

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу,  стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

   Инцидент -  повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

  Конфликт – это резкое столкновение мнений двух или более людей, вызванное обострением противоречий в процессе решения проблемы. Для каждой из конфликтующих сторон он может иметь личную или деловую значимость.

Задание

  1. группа – чем  вредны  конфликты.
  2. группа – чем  полезны  конфликты.

Выводы: Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д. 

 

Никто не даст вам рецепта как избежать конфликта или выйти из него в белом фраке и удовлетворенным победителем. Конечно, каждая ситуация сугубо индивидуальна, и, в первую очередь, зависит от участников той или иной ситуации. В конфликте всегда есть две стороны (три, если мы приглашаем независимого эксперта): Вы и оппонент.

Мы не всегда можем, даже подготовившись, повлиять на оппонента. Но совладать с собой, проконтролировать свои слова, голос, мимику и пантомимику – в нашей власти.

Попробуем сегодня прорепетировать, потренироваться.

Конфликтные типы личностей…

Задание с ситуацией…

Настрой:

  • Не отвечайте на агрессию агрессией;
  • Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
  • Дайте возможность оппоненту высказаться;
  • Старайтесь выразить свое понимание в связи с возникающими у оппонента трудностями;
  • Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
  • Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

Упражнение на коммуникативные навыки «Преодоление обвинения»

Цель данного упражнения научиться преодолевать обвинения.

Ход упражнения:

 Первое, что нужно сделать, это разобраться в том, за что вас обвиняет партнер по общению.

Задайте себе вопросы:

  • Справедливо ли меня обвиняют?
  • Нарушил ли я права этого человека, его вещи и.т.п. или его обвинения основаны на ошибках и сплетнях?

Затем проанализируйте, как было сказано обвинение, неконструктивно или конструктивно.

И последнее, что вам нужно сделать, это подумать, как лучше ответить на обвинение.

Варианты:

1.Отрицание вашей вины и предоставление доказательств ошибки вашего собеседника.

2.Извиниться, признав, что вы совершили ошибку и предложить каким-то образом исправить данное положение.

3.Объяснить партнеру по общению причину вашего поступка.

Упражнение «Выбор»

 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3. Съедаете что-то другое.

 4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Комментарий ведущего

 Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

 Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

 Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

 Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

ПАМЯТКА

по  профилактике  конфликтов

  1. Помните, что  конфликты  гораздо  легче  предупредить, чем

завершить. Чем  острее  и  длительнее  конфликт, тем  труд-

нее  его  завершить. Учитесь  защищать  свои  законные  ин-

тересы   без  конфликтов.

  1. Постоянно  учитесь  контролировать  свои  негативные  эмо-

ции. В процессе  общения  такие  эмоции  выполняют  отри-

цательные  функции:

  • оказывают  разрушающее  влияние  на  здоровье  того, кто

злится;

  • ухудшают  качество  мышления;
  • снижают  объективность  оценки  окружающих;
  • по  закону  эмоционального  заряжения  вызывают  ответ-

ную  неприязнь  у  партнера  по  общению.

  1. Никогда  не  выясняйте  отношения  с  администрацией, кол-

легами  и  родителями  в  присутствии  детей.

  1. Не  стремитесь  радикально, быстро, «лобовыми»  метода –

ми  переделать  (учеников)  воспитанников. Воспитание

процесс  длительный, требующий  от воспитателя  терпения,

ума, такта  и  осторожности.

  1. Постоянно  учитесь  без  каких-либо  условий  любить  или,

по  крайней  мере, уважить  всех, начиная  с  себя.

  1. Расширяйте  пространственные  границы  своего  мировос-

приятия.  Стремитесь  понять  движущие  силы  событий. В

любом  возрасте  необходимо  расширять  кругозор, разви –

вать  ум. Помните: чем  больше  знаешь, тем  крепче  спишь.

Исходы конфликтных ситуаций

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход — это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации.

Сглаживание конфликта — это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций.

Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными.

Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

Решать Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка кодекса поведения руководителя в конфликтной ситуации

Данный кодекс поможет отрегулировать поведения руководителя в конфликтной ситуации, Здесь содержится материал о норме и принципах этики руководителя, также говорится о роли руководителя в управлении к...

«Эффективное общение педагогов в конфликтных ситуациях».

Цель занятия: повышение коммуникативной компетенции  педагогов (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; нахождение способов вы...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Интенсивное развитие самосознания и критического мышленияприводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственногопредстав...

Эффективное поведение подростков в конфликтных ситуациях

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократичного правового общества.  Особого внимания требуют школьники, которые в силу...

Особенности поведения педагога в нестандартной ситуации.

Как общаться с агрессивно настроенным человеком.Что делать, если другой человек явно не прав?Исходы конфликтной ситуации.Стратегии поведения в конфликтной ситуации.Тест Томаса.Ролевая игра....

Стратегии поведения педагога в конфликтных ситуациях с подростками

Информация в презентации раскрывает причины "плохого" поведения учащихся на учебных занятиях, знакомит с принципами профилактики, различными стратегиями поведения педагога, которые способны ...

Семинар для педагогов «Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации с применением элементов медиации».

Семинар для педагогов«Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации сприменением элементов медиации»....