Психологическая помощь и поддержка ребенка при подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
консультация по психологии (9 класс) на тему

Рыжова Ольга Юрьевна

Экзамен, который вызывает у старшеклассников страх ожидания, страх неудачи, что называется состоянием эмоционального стресса.

При стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, он тревожен, его переполняет страх, снижаются его способности концентрировать внимание, запоминать, думать. В период экзаменов, как правило, человек, испытывает волнение. Это нормальное состояние, которое помогает мобилизоваться в ответственный момент. А вот  повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Полностью предэкзаменационный и экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учиться бороться, для того чтобы уменьшить его. Для этого необходимо вырабатывать конструктивное отношение к экзаменам, научиться воспринимать экзамен ни как срез, а как возможность проявить себя, улучшить свои результаты, приобрести новый опыт, стать более внимательными и организованными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomoshch_roditeley_pri_ege_gia.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая помощь и поддержка ребенка

при подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ

Экзамен, который вызывает у старшеклассников страх ожидания, страх неудачи, что называется состоянием эмоционального стресса.

При стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, он тревожен, его переполняет страх, снижаются его способности концентрировать внимание, запоминать, думать. В период экзаменов, как правило, человек, испытывает волнение. Это нормальное состояние, которое помогает мобилизоваться в ответственный момент. А вот  повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Полностью предэкзаменационный и экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учиться бороться, для того чтобы уменьшить его. Для этого необходимо вырабатывать конструктивное отношение к экзаменам, научиться воспринимать экзамен ни как срез, а как возможность проявить себя, улучшить свои результаты, приобрести новый опыт, стать более внимательными и организованными.

Кроме того, важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы.

Старшеклассники с хорошей переносимостью стрессов с детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним. Им всегда нравятся самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений – они предвкушают их, как спортсмены важных стартов.

 Учащиеся  с низкой переносимостью стрессов - это тревожные, несамостоятельные дети. Им трудно начать дело, боятся допустить ошибку, испытывают страх оценки результатов.  

Одним из важнейших факторов, определяющих успешность в сдаче экзамена - это психологическая поддержка семьи. Какова роль родителей сегодняшних 9,11-классников?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Как же помочь детям подготовиться к экзаменам

В первую очередь – это организация и контроль соблюдения режима дня, организация и контроль питания. Со стороны родителей часто ситуации гиперопеки, мы ограждаем от дополнительной нагрузки, что недопустимо. Рекомендуется чередование умственной и физической деятельности.

Питание должно быть регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном. Больше витаминов, шоколад. Необходимо соблюдать питьевой режим. Необходим кратковременный дневной сон.

Конечно, необходимо родителям владеть полной информацией о ЕГЭ (требования, процедура, тестовые задания). Рекомендуется общение с теми, у кого ЕГЭ уже позади. Очень часто, дети стараются родителей успокоить, чтобы те в свою очередь их не беспокоили.

Важно систематически осуществлять наблюдение за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Регулярно измеряйте давление утром и вечером и  пульс.

Повышайте у детей  уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. И не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования.

Необходимо развивать у детей умение распределять время.

Приобретите различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию. Можно даже не приобретать, а проходить тесты через Интернет, но необходим контроль. Если в этом есть необходимость, организуйте помощь репетиторов.

Важный эквивалент успешной сдачи экзаменов – это создание в семье благоприятной психологической атмосферы (понимание, любовь и вера, оптимистический контакт и общение, поощрение, поддержка). Очень часто дети говорят о том, что родителям безразлично. Это конечно не так, тогда почему они так считают. Поэтому  необходим более частый контакт родителей с ребенком, совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня. Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

Если подросток обратился за помощью, найдите время, чтобы поговорить с ним, обсудить его проблемы. Можно обратиться за помощью к психологу.

        Демонстрируйте ребенку собственный контроль над собой в критической ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическая помощь ребенку в период подготовки к итоговой аттестации"

Период подготовки к итоговой аттестации является одним из самых тяжелых для будущего выпускника, поэтому общая задача семьи и школы - оказать ему необходимую психолого-педагогическую поддержку.  ...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Психологическая помощь и поддержка подростка.

Психологичекие рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми подросткового возраста....

Комплексно-целевая программа психологической помощи и поддержки обучающихся при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ

Целью программы является психологическая поддержка  и подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ, а также подготовительная работа с педагогами и родителями....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ...

Тема родительского собрания в 9 классе «Психологическая помощь ребенку для успешной подготовки к ГИА»

Тема родительского собрания в 9 классе«Психологическая помощь ребенку для успешной подготовки к ГИА»...

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...