Занятие с элементами тренинга «Безопасность подростка в Интернет-сети»
план-конспект занятия по психологии (5, 6 класс) на тему

Современные подростки не представляют себе жизнь без гаджетов. А как иначе – ведь это часть их жизни. Гаджеты меняются и совершенствуются параллельно развитию и росту ребенка. Для старшего поколения компьютеры, телефоны – это введенные в их жизнь новшества, во многом облегчающие работу, общение. У взрослых есть опыт жизни без гаджетов. Это опыт прогулок во дворе, на улице, общения в школе, где не было тотального контроля со стороны родителей, а была личная ответственность за свои поступки. Был опыт поиска информации через книги, энциклопедии, к тому же книги и кинофильмы были источниками получения знаний об этических нормах, способах взаимодействия и общения со сверстниками, определяли ценности и нравственные принципы. Современные подростки даже не задумываются, а многие не предполагают, что была жизнь без гаджетов, без Интернет ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 1

Конспект занятия с элементами тренинга

Тема:  Безопасность подростков в Интернет-сети 

       Педагог-психолог

1 квалификационной категории

Халимон М.Н.

        2018

        Современные подростки не представляют себе жизнь без гаджетов. А как иначе – ведь это часть их жизни. Гаджеты меняются и совершенствуются параллельно развитию и росту ребенка. Для старшего поколения компьютеры, телефоны – это введенные в их жизнь новшества, во многом облегчающие работу, общение. У взрослых есть опыт жизни без гаджетов. Это опыт прогулок во дворе, на улице, общения в школе, где не было тотального контроля со стороны родителей, а была личная ответственность за свои поступки. Был опыт поиска информации через книги, энциклопедии, к тому же книги и кинофильмы были источниками получения знаний об этических нормах, способах взаимодействия и общения со сверстниками, определяли ценности и нравственные принципы. Современные подростки даже не задумываются, а многие не предполагают, что была жизнь без гаджетов, без Интернет ресурсов.

        

Цель: Повышение цифровой компетентности в Интернет-сети.

Задачи:

  •  Определение безопасного использования Сети.
  •  Определение опасности и способов ее избежать.
  •  Определение способов предотвращения опасности и  обращение за помощью.
  • Оборудование: школьная доска, интерактивная доска

Использованы источники:  журнал «Дети в информационном обществе» № 20 – 24, 2016г.

Упражнение 1.

Экспресс-диагностика:

  1. Сколько вам лет?
  2. С какого возраста вы являетесь активным пользователем Интернет-сети?
  3. Сколько времени в день вы являетесь активным пользователем Интернет-Сети?
  4. Сколько времени в день вы являетесь пассивным пользователем Интернет-Сети?
  5. Оцените по шкале 0-100%  А) пользу, В) вред Интернета.

Упражнение 2. «Мозговой штурм».

Группа разбивается на три команды. Записывают «Пользу», «Вред», «Опасности» Сети.

 Ведущий на доске записывает ответы каждой команды.

Упражнение 3. Обсуждение в командах.

Что делать если…

- взломали вашу страничку в соцсетях,

- навязывают игру сомнительного содержания (агрессивная, эротическая, суицидальная);

- предлагают встретиться незнакомцы;

- просят переслать паспортные данные, адрес, телефон и т.д.

Обсуждение.

Упражнение 4.

Знакомство с видами персональных данных (какую информацию мы даем о себе при регистрации в социальных сетях: логин, пол, возраст, номер мобильного телефона, адрес, место учебы, интересы и т.д.)

Обсуждение около 5 мин.

Упражнение 5. «Личное-публичное»

Участники по очереди (можно обсуждать в командах, парах или индивидуально) меняют «безличную информацию» на «персональную информацию», например:

Безличная информация:

Персональная информация:

«Москва – город-герой»

«Я живу в Москве»

«Шарик – небольшая сфера»

«Моего пса зовут Шарик»

«Луна – искусственный спутник Луны»

«Я мечтаю побывать на Луне»

Обсуждение: насколько легко/трудно устанавливать отношение между собой (личная информация) и безличной информацией? Как вы понимаете фразу «отсутствие информации – это тоже информация»?

Упражнение 6. «Информационный светофор»

Участники получают по 5 красных и по 5 зеленых стикеров. Они должны записать, какую информацию они с легкостью могут выложить в Интенет –зеленый стикер (например, имя, пол, возраст и т.д.), а какой информацией они не поделились бы в Сети (например, адрес, телефон и т.д.).

После этого ведущий записывает на доске виды персональных данных и обсуждает их с группой.

Обсуждение: Какой вид персональных данных набрал больше всего зеленых/красных стикеров? Почему? Какой информацией мы делимся более/менее охотно? Почему?

Упражнение 7. «Секретная информация»

Участникам  предлагается написать на листочке какой-либо свой секрет (можно шуточный, если доверие в группе невысокое). По команде ведущего участники передают свой листочек сидящему слева, берут – у сидящего справа. Со следующей командой – следующая передача. И так, пока не вернется  свой листок.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда ваш секрет находился в чужих руках? Что вы чувствовали, когда чужой секрет находился в ваших руках? Хотелось ли прочитать? Поделиться с кем-то? Случалось ли вам выкладывать аналогичную информацию в Сеть?

Подведение итогов. 

Понятно ли вам понятие «персональные, личные» данные?

Изменилось ли ваше представление о пользе и вреде Интернета?

Эмоциональный отклик по всему занятию.

Приложение 1

Законы, обеспечивающие безопасность детей и подростков в Интернете.

В России на протяжении нескольких лет предпринимаются разноплановые действия по созданию механизмов, обеспечивающих безопасность детей в Интернете. В 2010г. был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [13]. Например, им определен состав вредного контента, предусмотрена возрастная маркировка информационных материалов, а также установлены требования к обороту информационной продукции. В 2012 году Президентом России была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [14]. Цель стратегии – сокращение числа детей. Пострадавших от противоправного контента в интернет-среде. В результате совместной работы ведомств, парламентариев, российских субъектов проделана следующая работа: Министерство культуры России в 35 субъектах реализует проект по отбору сайтов, благоприятных для детей. На сегодняшний день отобрано порядка 750 таких ресурсов. Обеспечен доступ к музейным фондам через виртуальные музеи, возможен просмотр фильмов, спектаклей выдающихся отечественных режиссеров кино и театров (на платформе интернет-портала «Культура». Роспотребнадзор принял решение о закрытии 3900 интернет-страниц в связи с содержащейся там информацией, угрожающей психическому здоровью детей. Роскомнадзор ведет активный мониторинг исполнения закона о противодействии нецензурной брани в СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...

Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"

Цель занятия: ·        Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...

Занятие с элементами тренинга для подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП

Профилактика зависимостей в подростковой среде....

профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"

Цель занятия:·         Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»

Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков  «Уверенное поведение»...

Программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков «Мы – волонтеры»

Краткая аннотация программы      Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлении к объединению в группы со сверстниками, с друг...

Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"

Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...