Проектная работа "Стресс в школьной жизни"
проект по психологии (8 класс)

В современном мире без стрессовых ситуаций не обойтись, причём это касается не только взрослых, но и детей. Актуальность темы проекта заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stress_v_shkolnoy_zhizni_klimova_a._8a.docx50.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Проектная работа

       

«Стресс в жизни школьника»

Автор:  Климова Анастасия Дмитриевна

            Муниципальное казённое  

общеобразовательное учреждение

 «Панаевская школа- интернат»,

8а  класс

              Руководитель проекта:

                                                       Лукоянова Наталья Георгиевна                                  

Муниципальное казённое  

общеобразовательное учреждение

 «Панаевская школа- интернат»,

педагог-психолог

с.Панаевск, 2019

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….2

Теоретические аспекты изучения проблемы стресса

  1. Определения стресса…………………...………………………………………………3
  2. Виды стресса………………………………………………………………….................3
  3. Причины стресса……………………………………………………………………….4
  4. Влияние стресса на здоровье………………………………………………………….6

Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у обучающихся подросткового возраста

       2.1. Организация и проведение исследования стрессоустойчивости у обучающихся подросткового возраста……………………………………………..……….7

       2.2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………………...........10

Приложение………………...................................................................................................11-12

Введение                                                                                                      

В современном мире без стрессовых ситуаций не обойтись, причём это касается не только взрослых, но и детей. Актуальность темы проекта заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. Я  решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены и  поэтому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное. 

Цель проекта: изучение влияния стресса на организм школьника подросткового возраста, вызванного действием стрессоров.

Для достижения цели проекта нам предстояло решить следующие задачи:

1.        Изучить  теоретическую литературу по теме «стресс»,  «школьный стресс», дать определение данным явлениям, изучить интернет-источники по данной теме.

2.        Выяснить причины  и проявления стресса в целом и школьного стресса, в частности.

3.        Провести тестирование с целью изучения стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста.

4.        Разработать рекомендации для обучающихся по развитию стрессоустойчивости.

Методы исследования:

1. Анализ источников информации по проблеме проекта.

2. Тестирование

3. Анализ полученных данных.

 Проект имеет практическую значимость, так как, во-первых, результаты проведенного исследования помогут обучающимся нашей школы лучше познать себя, оценить уровень  подверженности стрессам. Во-вторых, использованные в работе методики могут быть полезны для изучения стресса и у других старшеклассников, а составленные мною рекомендации по борьбе со стрессом будут актуальны не только для подростков, но и для других возрастных категорий людей, которых волнует вопрос собственного здоровья.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы стресса

1.1. Определения стресса

Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье при описании адаптационного синдрома.[1]

Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом:   стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).

Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.[2]

Оксфордский толковый словарь по психологии:  стресс - вообще любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений.

1.2.Виды стресса.

В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают:                                                          

  • эустресс - положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм  
  • дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).

 При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке, может распространяться и на не рабочее время.

Стресс делится на два вида:

  • физиологический (мы не можем повлиять на его проявления)
  • психологический ( понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. делится на два вида информационный и эмоциональный).

Информационный стресс, когда возникает информационная перегрузка. Для этого стресса характерно снижение концентрации внимания, ухудшение памяти.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, когда человек в течение длительного времени остается один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, ухудшается сон.[3]

Физиологическая и психологическая энергии неразрывно связаны, чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически. Есть и обратное влияние. Сильное длительное переживание вызывает физиологические недуги.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность «стресс кролика»

Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

1.3. Причины стресса

Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны. Ниже приведем небольшой перечень причин стресса.[4]

Внешние причины стресса

• Резкие изменения в жизни человека.
• Работа.
• Затруднения в отношениях с людьми.
• Материальные проблемы.
• Высокая занятость.
• Личная жизнь (семья и дети).

Внутренние причины стресса

• Невозможность принять неопределенность.
• Пессимизм.
• Негативный диалог с самим собой.
• Нереалистичные ожидания.
• Отсутствие усердия и настойчивости.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Кроме того к потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  • расставание с близкими друзьями;
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • контрольные работы, тесты, подготовка и сдача экзаменов.

Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать стрессовое состояние.

Признаки школьного стресса

Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах: 
• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
• Тревожности и непоседливости.
• Отсутствие уверенности в себе,  которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
• Упрямства;
• Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
• Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
• Повышенной тревожности;
        Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

1.4. Влияние стресса на здоровье

Влияние стресса на здоровье человека очень пагубно. Если мы не будем знать как справиться со стрессом, то опасность возникновения тяжелых болезней велика. Нам нужно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации. Если мы долго сдерживаем свои эмоции, подвергаясь стрессу, то они имеют свойство накапливаться и затем происходит взрыв, как бы на ровном месте. Возникает эффект переполнения стакана одной каплей. И все это сказывается на нашем здоровье. [5]

На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие.

Напряжение психики при стрессе, которое сохраняется длительно, нарушает иммунную систему. Здоровые клетки перерождаются и это приводит к тяжелым заболеваниям. Под влиянием стресса возникают:

  • состояние угнетенности и волнения или перемены в настроении
  • чувство внезапной усталости;
  • потеря аппетита или внезапная тяга к определенной пище;
  • резкое снижение веса;
  • различные высыпания, покраснения, шелушения.

Внезапный стресс может привести:

  • к сердечному приступу, панической атаке
  • к повышению уровня глюкозы и адреналина, а значит и артериальное давление становится высоким
  • возникает отказ от еды или, наоборот, приступы обжорства
  • при сильном волнении мы чувствуем, что в животе «летают бабочки»
  • некоторые в это время подвержены тошноте и даже внезапной рвоте
  • иногда, во время стресса возникает диарея
  • часто стресс вызывает спазмы не только сосудов, но и мышц, нарушается двигательная функция[6]

Глава II.  Эмпирическое исcледование стрессоустойчивости

у обучающихся подросткового возраста

2.1. Организация и проведение исследования стрессоустойчивости

 у обучающихся подросткового возраста

Эмпирическое исследование проводилось на базе Панаевской школы-интерната в ноябре-декабре 2018 года.  

Эмпирическое исследование состояло из  трёх  основных этапов:

  • подготовительный (разработка программы исследования, подбор методик);
  • основной (проведение эмпирического исследования);
  • завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Для проведения исследования стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста подобраны следующие методики:

  1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)

Цель методики: оценка стрессоустойчивости 

Сферы применения: выявление  уровня стрессоустойчивости.

Под стрессоустойчивостью подростка мы понимаем эмоциональную устойчивость, обеспечивающую противостояние стрессовым факторам, организующую направленность поведения подростка на преодоление стрессовой ситуации.

2.2. Результаты исследования и их интерпретация

Результаты эмпирического исследования представлены в таблицах и диаграммах.

Всего в исследовании участвовало 20 обучающихся из 7а и 8а класса Панаевской школы-интерната.

Таблица 1

Уровень стрессоустойчивости

Количество обучающихся

высокий

8 чел. – 40%

выше среднего

11 чел. – 55%

средний

1 чел.- 5%

низкий

0

Вывод: В результате исследования стрессоустойчивости обучающихся по методике Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова были получены следующие результаты стрессоустойчивости подростков: у подростков преобладает выше среднего и средний уровень стрессоустойчивости (60% респондентов).  Высокий уровень стрессоустойчивости имеют 40% из числа опрошенных обучающихся. Следует отметить, что низкий уровень стрессоустойчивости не выявлен.

Таким образом, стрессоустойчивость обучающихся характеризуется преобладанием среднего уровня, подростки не всегда правильно ведут себя в стрессовой ситуации. Иногда могут сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда подростки «заводятся» из-за пустяка, раздражаются, вступают в конфликтные ситуации. Следовательно, необходима организация психолого-педагогического сопровождения повышения стрессоустойчивости подростков, с целью формирования психологической устойчивости  к ситуациям, требующим мобилизации ресурсов личности, направленная на:

  • развитие умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
  • развитие личностной рефлексии - развитие умения сделать выбор, принять ответственность за свой выбор и личностного роста.
  • развитие эффективных навыков взаимодействия с окружающими

Заключение

В целом стресс - это обычная действительность нашей жизни. Жизнь без стресса невозможна. У современного школьника в качестве стрессоров выступает стремление к успеху, отношения с учителями, оценка, успешное написание контрольной работы, теста, сдача  экзаменов.  

Стресс не имеет однозначного влияния на организм человека, здесь можно выделить как отрицательные, так и положительные моменты. Слабые воздействия экстремальных факторов не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Организму вреден не сам по себе стресс, а его чрезмерная интенсивность.

Среди обучающихся  реакция на стресс неодинакова, так как все подростки разные и индивидуально реагируют на стрессовые воздействия. Выявление  факторов стресса у обучающихся в каждом из индивидуальных случаев поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций.

Имея сведения о признаках стресса, способа выхода из него, человеку легче научиться управлять собой в сложных ситуациях. Я разработала памятку по преодолению стресса[7], решила опубликовать рекомендации на  школьном сайте  и провести при помощи педагога-психолога классные часы по данной тематике.

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Абабков В.А., Перре М., Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПБ: Речь, 2004, 166 с.
  2. Абабков В.А., Веревочкин С.В. Биологические и психологические детерминанты реагирования на ситуации социального стресса. Вестник Южно-Уральского университета, серия: психология, выпуск №3, т.6, 2013, 95с.
  3.  Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПБ: Прайм, Еврознак, 2008, 479 с.
  4. Завязкин О.В. Как избежать стресса / О.В. Завязкин. - М.: Сталкер, 2000. - 320 с.
  5. Селье Г. Стрессология / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1995. - 245 с.
  6. Селье Г. Стресс: тихий убийца / Г. Селье. - ГЕО, 2003. - N5. - 364 с.
  7. Шишенин М.В. Стрессовые ситуации / М. В. Шишенин. - М.: Академия, 1991- 315с
  8. otherreferats.allbest.ru/psychology/00466914_1.html
  9. okeydoc.ru/stress-vidy-prichiny-simptomy-i-lechenie/
  10. otherreferats.allbest.ru/psychology/00466914_0.html
  11. maminmayak.ru/shkolnyiy-stress-kak-pomoch-rebenku/
  12. nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/01/22/vliyanie-stressa-na-zhizn-shkolnikov

Приложение

Тест на самооценку стрессоустойчивости  личности

 (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)

Цель методики: Оценка стрессоустойчивости 

Сферы применения: Выявление  уровня стрессоустойчивости

Примечание по использованию: групповая, индивидуальная 

Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для вас  вариант по каждому утверждению. Чем  искреннее будут ваши ответы, тем более точный результат вы получите.

Утверждение

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров

1

2

3

3. Я постоянно переживаю за качество своей работы

1

2

3

4. Я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6. Я бываю раздражителен

1

2

3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9. Я страдаю бессонницей

1

2

3

10. Своим недругам я могу дать отпор

1

2

3

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12. У меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14. Мне не достает  власти, чтобы реализовать

1

2

3

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16. Я все делаю быстро

1

2

3

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

1

2

3

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

Далее:  подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по  таблице:

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

51-54

53-50

49-46

45-42

41-38

37-34

33-30

29-26

25-18

1 – очень низкий

2 – низкий

3 – ниже среднего

4 – чуть ниже среднего

5 – средний

6 – чуть выше среднего

7 – выше среднего

8 – высокий

9 – очень высокий

Чем меньше, число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.

Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать, ставить цель, осуществлять выбор и т.д., в том числе и контролировать  свои эмоции, уметь расслабиться.


[1] Селье Г. Стрессология / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1995. - 245 с.

[2] Селье Г. Стресс: тихий убийца / Г. Селье. - ГЕО, 2003. - N5. - 364 с.

[3] Абабков В.А., Перре М., Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПБ: Речь, 2004, 166 с.

[4] Абабков В.А., Веревочкин С.В. Биологические и психологические детерминанты реагирования на ситуации социального стресса. Вестник Южно-Уральского университета, серия: психология, выпуск №3, т.6, 2013, 95с.

[5] Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПБ: Прайм, Еврознак, 2008, 479 с.

[6] Шишенин М.В. Стрессовые ситуации / М. В. Шишенин. - М.: Академия, 1991. - 315 с.

[7] Завязкин О.В. Как избежать стресса / О.В. Завязкин. - М.: Сталкер, 2000. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)

В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...

Урок английского языка в 7 классе по теме "Школьная жизнь. Введение школьной формы"

Урок построен по технологии проблемного обучения. В течении урока учащиеся должны обсудить необходимость введения школьной формы и предложить свои модели....

Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"

"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....

Проектная работа "Классная" школьная форма"

Проблема единой школьной  формы  рано или поздно  возникает в каждой школе. О необходимости введения школьной формы  последнее время говорится даже на высшем уровне власти. Е...

Школьное образование, школьная жизнь. Школа», 5 класс, УМК «Spotlight»

Материал содержит технологическую карту(методическую разработку) по теме "Школьное образование,  школьная жизнь. Школа" по УМК "Spotlight" в 5 классе...