Алгоритм действий педагогов и родителей, направленных на предотвращение суицидов среди несовершеннолетних
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кудрявцева Ольга Александровна

Мотивация и непосредственная причина суицида в детско-подростковом возрасте имеют, прежде всего, психологические и социально-психологические проблемы, не решенные обучающимся самостоятельно или с помощью иных лиц.Ключевым пунктом для осуществления профилактической работы с обучающимися является отслеживание их психоэмоционального состояния и оказание своевременной индивидуально ориентированной педагогической, психолого-педагогической и социально-психологической помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_dlya_pedagogov_i_roditeley.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм действий педагогов и родителей,

направленных на предотвращение суицидов среди несовершеннолетних

Мотивация и непосредственная причина суицида в детско-подростковом возрасте имеют, прежде всего, психологические и социально-психологические проблемы, не решенные обучающимся самостоятельно или с помощью иных лиц.

Суицидальное поведение включает различные формы активности: от устных заявлений о намерениях и рассуждений на данную тему до неоднократных попыток, в том числе с летальным исходом.

Ключевым пунктом для осуществления профилактической работы с обучающимися является отслеживание их психоэмоционального состояния и оказание своевременной индивидуально ориентированной педагогической, психолого-педагогической и социально-психологической помощи.

В целях профилактики кризисных ситуаций и суицидальных попыток их разрешения рекомендуется особенно пристальное внимание уделять следующим моментам в поведении:

– жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»; «Не хочу ничем заниматься»);

– жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);

- жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников;

– повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;

– словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет), но будет уже поздно!» и т.д.);

– приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;

– внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии;

– тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;

– длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо.

- проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства, молодежные течения и организации, аноректики, сексуального характера, агрессивного и т.д);

- смена настроения/пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации;

- изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/прожорливость…);

- Нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна…);

- Конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья);

Состоянием, предшествующим попытке самоубийства, в любом случае является глубокая депрессия.

Основными признаками депрессивного состояния являются:

–  резкие и немотивированные перепады настроения;

– частые вспышки агрессивности, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора;

– стремление к длительному уединению;

– болезненная реакция на ту или иную тему разговора;

– жизненная апатия, проявляющаяся в равнодушии к тому, к чему ранее был выраженный стойкий интерес (например, к общению с домашним питомцем);

– изменение пищевых привычек;

– часто повторяющиеся попытки убежать из дома;

– потеря интереса к той деятельности, которой ребенок до определенного периода был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.д.);

– пессимистические рассуждения о будущем;

  • отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене (внезапная, ранее не характерная неопрятность);
  • неспособность концентрировать свое внимание и мысли, неспособность к их четкому вербальному выражению.

Для педагогов: при выявлении выше перечисленных признаков незамедлительно сообщить руководителю учреждения, штатному психологу, а также родителям или законным представителям ребёнка.

Выбор условий оказания помощи обучающемуся определяется степенью выраженности кризисного психоэмоционального состояния и ресурсами, которыми обладает образовательная организация. При невозможности оказания эффективной помощи обучающемуся в образовательной организации, родителям предоставляется информация о возможности получения помощи в организациях и службах, осуществляющих специализированную работу с несовершеннолетними. Перечень служб и организаций экстренной психологической помощи должен быть размещен в свободном доступе для обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям:

  1. Беседа с ребенком. Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что подозрения не напрасны. Создать условия для спокойного разговора.  Подозрения и претензии предъявите ребенку уверенно. Следует показать ребенку, он не останется без внимания родителей и вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Установите эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»; «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».
  2. Оценить серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оценить глубину эмоционального кризиса.
  3. Установить последовательность событий, которые привели к трудной жизненной ситуации. Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти. Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка. Выяснить, связанны ли мысли о смерти с нашими взаимоотношениями.  Если «да», то с какими именно. На протяжении всего разговора с ребенком укреплять доверительные отношения.  
  4. Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить, каким средством он намерен лишить себя жизни. Узнать о причине таких намерений. Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он думает о суициде, помочь высказаться.
  5. Взвесить собранную в беседе информацию и оценить степень суицидального риска ребенка.
  6. Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по преодолению трудной ситуации.
  7. Обратиться за получением квалифицированной помощи к психологу или к врачу (психотерапевту, психиатру).
  8. Посещение групповых занятий для повышения психолого-педагогической компетентности во взаимоотношениях с ребенком.
  9.  Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в проживании трудной жизненной ситуации.
  10.  В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями, можно предложить ему позвонить на экстренную линию Детского телефона доверия 8-800-2000-122. Линия работает круглосуточно.

Телефоны для консультаций

  • Всероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122
  • Единая дежурная диспетчерская служба Ленинского муниципального района: 8 (495) 541 29 22
  • Отделение участковой социальной службы Ленинского района ГКУ СО МО СРЦН «Семья»: 8 926 038-62-62
  • МКОУ УМОЦ: 8(495)541-68-43

Важно

При работе по данному алгоритму необходимо помнить 2 основные цели:

1 снять остроту психоэмоционального состояния ребёнка

2 подключить специализированные психологические службы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по профилактике суицида среди несовершеннолетних

Годовой план по профилактике суицида среди несовершеннолетних....

План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди несовершеннолетних

В плане  педагога-психолога по профилактике суицида среди несовершеннолетних определены основные направления работы по данной теме....

План совместной работы администрации школы №2 г. Шагонар и субъектов социума по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних на 2017-2018 учебный год

План совместной работы администрации школы №2  г. Шагонар и субъектов социума по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних  на 2017-2018 учебный год...

Алгоритм действий педагогов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

Педагоги школы должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему...

Консультация для родителей, направленная на профилактику суицидального поведения среди подростков «Подростковый суицид. Как предотвратить трагедию»

Методическая разработка в форме консультация для родителей, направленная на профилактику суицидального поведения среди подростков  «Подростковый суицид. Как предотвратить трагедию?» п...

Алгоритм действий педагога (суицид школьника)

Как действовать педагогу при подозрении суицидальных намерений школьника...