Аналитическая справка по изучению уровня агрессивности у подростков
консультация по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Диагностика, анализ, выводы и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka.doc92.7 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по изучению уровня агрессивности обучающихся 7-8 классов

ОГКОУ «Приволжская школа – интернат»

Цель: изучение уровня различных форм агрессивных реакций обучающихся подросткового возраста.

 Выявление подростков, склонных к проявлению агрессии и жестокости.

Время проведения:

Обследуемые: обучающиеся 7-х и 8 -х классов. Всего____ человек.

Диагностическая методика: опросник Басса – Дарки, модификация Резапкиной Г.В.

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту.

Агрессивность — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сфер), так и социально - психологические факторы (дезинтеграция семьи, в том числе в результате её алкоголизации, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Существуют различные формы агрессивных реакций:

Обида - любое слово, сказанное невпопад, может стать причиной затаенной обиды. Причем не только на взрослых, но и на собственных ровесников;

Раздражительность - один из наиболее ярких показателей переходного возраста. Выражается в грубости и вспыльчивости по любому поводу. Это скрываемая агрессия. Она разъедает человека изнутри, пока не прорвется наружу;

Негативизм - подростки в состоянии раздражения, совершают глупые, разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Этим себе часто вредят. Суть их в следующем – сделать назло: «Пусть мне будет хуже…»;

Подозрительность -  на определенном этапе переходного возраста любой подросток перестает доверять окружающему миру, считая, что "все настроены против него". Готовность видеть в словах и поступках других людей скрытые злые намерения, направленные против него;

Скрытая агрессия -  все просьбы, звучащие в адрес ребенка либо игнорируются, либо он совершает действия, противоположные тем, которые прозвучали;

Косвенная агрессия - подросток направляет свое раздражение на определенного человека, выражая его в виде травли, оскорблений, злых шуток;

Физическая агрессия -  использование против людей физической силы;

Вербальная агрессия -  у подростков она проявляется в виде негативного словесного потока - криков, угроз и слов. Склонность к использованию в моменты ссоры ругательных слов и выражений. Нужно помнить, что необдуманные слова могут еще более навредить, чем последствия драки. Является самым распространенным фактором переходного возраста.

Вербальная агрессия, (сквернословие, мат) становится нормой общения, и это в свою очередь ведет к моральному, физическому и духовному разложению подростка. Мат приводит к ухудшению психофизического состояния в целом. Сквернословие, как форма вербальной агрессии формируется преимущественно в процессе социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для ее профилактики и коррекции.

В опросе участвовали________  человек, а заключения по двоим обучающимся сделаны на основе наблюдений.

Результаты опроса представлены в таблице.

Показатели от 0 до 1- в пределах нормы, от 2 до 5 - за пределами нормы.

Виды агрессии

Физическая агрессия (Ф)

Косвенная агрессия (К)

Раздражительность (Р)

Негативизм (Н)

Обидчивость (О)

Подозрительность (П)

Словесная агрессия (С)

7а класс

7б класс

1.

8а класс

1.

8б класс

1.

Всего  в %

(выше N)

Физическая агрессия:

1).

2)

 обучающихся или % проявляют физическую агрессию.

Косвенная агрессия

1).

2).

 человек или % обучающихся

Раздражительность

.

 человек или % обучающихся

Негативизм

.

 человек или  % обучающихся

Обидчивость

 человек или  % обучающихся

Подозрительность

.

.

 человек или % обучающихся

Словесная агрессия

.

 человек или % обучающихся

Выводы:

Процент обучающихся, которым свойственны различные виды агрессивного поведения (от физической до вербальной агрессии) _______________(высокий, средний, низкий)

2. Состояние негативизма присуще % обучающихся, что характерно для подросткового возраста.

         3. _______% проявляют физическую агрессию. В «группе риска» ______________, имеющий самый высокий показатель физической агрессии. Самым «агрессивным» классом является ______ класс, где____  из ____ человек свойственна физическая агрессия. Для обучающихся, имеющих показатель физической агрессией выше нормальных показателей, необходимо проведение психологической и педагогической коррекции поведения (беседы, групповые и индивидуальные занятия, тренинги, работа с семьей).

4. Самым «неблагополучным» в смысле наличия различных форм агрессивного поведения является -________________ - максимальный показатель физической агрессии, раздражительности и подозрительности, высокий показатель косвенной и вербальной агрессии, обидчивости. Работа с ним требует индивидуального подхода с учетом всех индивидуально - психологических особенностей ребенка и социальной ситуации, в которой он живет и воспитывается.

5. В работе с подростками педагогам, педагогу - психологу и воспитателям учитывать особенности поведения обучающихся, склонных к проявлению в высокой степени тех или иных форм агрессии:_________________________________________________________

       6. Педагогу- психологу необходимо проводить групповые и индивидуальные занятия по коррекция агрессивного поведения подростков.

       Учитывать, что коррекционная работа по профилактике агрессивности с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Здесь подойдут непринужденные беседы, как бы между делом. Они не должны быть произнесены назидательным тоном. Разговор “по душам” имеет более действенный результат, чем нравоучительная беседа. 

      Индивидуальная работа с подростком является более эффективной, более полезной для дальнейшего общения. Общие же беседы о необходимости "хорошо себя вести" оказываются совершенно неэффективными, более того лишь обостряют конфликт.

Рекомендации для педагогов и воспитателей по снижению агрессии подростков

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»); - переключение внимания, предложение какого-либо;

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

После того как подросток успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение подростка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

констатирующий вопрос («ты злишься?»);

раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:

не повышать голос, не менять тон на угрожающий;

не демонстрировать власть («Будет так, как я скажу»);

не кричать;

не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;

не использовать физическую силу;

не втягивать в конфликт посторонних людей;

не настаивать на своей правоте;

не читать нотации, проповеди;

не делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;

не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации подростка.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

внушение спокойствия невербальными средствами;

прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

использование юмора;

признание чувств ребенка.

8. Обращение с подростком после агрессивного поведения:

подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;

искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;

следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;

придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений.

9. Обучение подростка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

Комкать и рвать бумагу.

Бить подушку или боксерскую грушу.

Топать ногами.

Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

Втирать пластилин в картонку или бумагу.

Посчитать до десяти.

Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

Вода хорошо снимает агрессию.

Рекомендации по преодолению вербальной агрессии у подростков

1. Никогда не позволять себе оскорбить подростков, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова. Это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.

2. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистанционно.

3. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.

4. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

5. Обсуждайте поведение только после успокоения.

6. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что.... Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

7. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.

8. Воинственность подростка можно успокоить своим спокойствием.

9. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания.

                        Педагог – психолог

Н.А.Соловьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по изучению уровня эмоционального выгорания

Определение уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, факторов его вызывающих  и  выработка рекомендаций по профилактике  «синдрома эмоционального выгора...

Аналитическая справка по изучению степени развития педагогического такта

Определение стадии развития педагогического такта педагогов и воспитателей и  выработка рекомендаций по развитию педагогического такта педагогов и воспитателей....

Аналитическая справка по изучению ценностных ориентаций педагогов и воспитателей

Выявление ценностных ориентаций и их различий у педагогов с разным стажем работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта...

Снижение уровня агрессивности у подростков, воспитывающихся в детском доме.

Агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, подвергаются особому риску. Они практическ...

Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности обучающихся

Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности и определению склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности обучающихся девятых классов...

Средства снижения уровня агрессивности у подростков

Подростковый возраст, как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью, что обусловлено гормональной перестройкой организма и противоречиями во взаимоотношениях с ближайшим окружен...