Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности обучающихся
материал по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности и определению склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности обучающихся девятых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analitich._spravka_po_profor_9_kl.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Типы профессий

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

9а класс

Уровень выраженности интересов

2020-21

уч.год

2021-22

уч.год

1.

5

6

4

2

3

Ч-П

Ч-Т, Ч-П

2.

3

3

4

7

3

Ч-Ч

Ч-З

3.

4

7

5

1

3

Ч-Т

Ч-Т, Ч-Ч

4.

3

8

4

4

1

Ч-Т

Ч-Т

5.

3

4

5

0

8

Ч-Х

Ч-Х, Ч-Ч

6.

0

6

6

5

3

Ч-Т

Ч-Т, Ч-Ч, Ч-З

7.

6

5

4

2

3

Ч-Т

Ч-П, Ч-Т

8.

5

3

5

2

5

Ч-Х

Ч-П, Ч-Ч, Ч-Х

9.

4

3

4

4

5

Ч-П

Ч-Х

10

4

3

5

2

6

Ч-Х

Ч-Х, Ч-Ч

11

3

6

4

1

3

Ч-Т

Ч-Т

12

6

2

6

2

4

Ч-Ч

Ч-П, Ч-Ч

13

3

5

5

6

0

Ч-Т

Ч-З, Ч-Ч, Ч-Т

9б класс

1.

0

7

4

5

4

Ч-Т

Ч-Т, Ч-З

2.

3

7

4

4

2

Ч-Т

Ч-Т

3.

5

1

4

3

7

Ч-П

Ч-П, Ч-Х

4.

3

3

5

4

6

Ч-Ч

Ч-Х, Ч-Ч

5.

3

6

6

2

3

Ч-Т

Ч-Т, Ч-Ч

6.

5

3

7

2

3

Ч-Ч

Ч-Ч, Ч-П

7.

3

7

4

4

1

Ч-Т

Ч-Т

8.

2

3

4

4

6

Ч-Т

Ч-Х

9.

3

8

2

4

3

Ч-Т

Ч-Т

10

0

8

4

4

4

Ч-Т

Ч-Т

11

1

8

3

6

2

Ч-Т

Ч-Т, Ч-З

12

6

7

2

3

2

Ч-Т

Ч-Т, Ч-П

Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности и определению склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности обучающихся девятых классов

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Время проведения: январь 2022 года

Цель: выявление профессиональной направленности обучающихся через изучение их интересов, склонностей, эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.

Обследуемые: обучающиеся 9а и 9б классов (всего 25 человек)

Используемая методика: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.С. Климова, доктора психологических наук (Тест «Я предпочту»).

(Приложение 1) таблица результатов опроса.

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками школы - интерната.

Как показывают результаты мониторинга и анкетирования, большинство обучающихся выпускных классов школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.

Сложности профессионального самоопределения подростков с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с УО (ИН) должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.

Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для ребенка, так и для родителей. Задача школы - грамотно помочь выпускнику и родителям в этом непростом деле.

Профессиональное самоопределение как основная задача возраста возникает в юности: ведущей направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. На данном этапе обучающийся должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Однако большинство обучающихся в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения.

Результаты изучения представлены в таблице. Проведен мониторинг изучения профессиональных предпочтений этих обучающихся в 8 классе.

Все профессии были разделены на следующие типы:

Профессии «Человек - человек»

К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.

Профессии «Человек - техника».

К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.

Профессии «Человек-природа». 

К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем. 

Профессии «Человек - знаковая система».

К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. 

Профессии «Человек – художественный образ».

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

В результате изучения выявлено, что 60% обучающихся (юноши) склонны к выбору профессии типа «человек – техника» (в 8 классе этот выбор составил также 60%), 28% (юноши и девушки)- профессии типа «человек - природа» (12% в 8 классе), 40% - типа «человек- человек» (20% в 8 классе), 20% склонны к выбору профессий типа «человек-знак» (в 8 классе профессии этого типа не были выбраны никем из обучающихся) и 28% -профессий типа «человек - художественный образ» (12% в 8 классе).

В настоящее время ряд колледжей в городах Ивановской области организует 10 месячное обучение для выпускников коррекционных школ. Данные на апрель 2021 года.

Среди профессий, предлагаемых обучающимся, профессии штукатура (Иваново, Тейково, Фурманов), столяра строительного (Иваново, Южа, Родники), повара (Иваново, Кохма), парикмахера (Иваново), слесаря-ремонтника (Иваново), швеи (Иваново, Шуя, Тейково, Фурманов, Родники), маляра (Шуя, Вичуга), электрогазосварщика (Юрьевец,) оператора ЭВМ и ВМ (Кинешма), тракториста – машиниста сельскохозяйственного производства (Плес).

Продолжить обучение могут все обучающиеся в соответствии с профессиональными предпочтениями. Главное - помочь детям в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Готовность к выбору профессии формируется педагогами с первых шагов обучения в школе. В начальной школе детей знакомят с миром профессий, набором профессионально важных для конкретной работы качеств.

 В подростковом возрасте педагогами организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда.

 В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, обучающимся очень важно ощущать педагогическую поддержку и сопричастность, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

В связи с этим, можно обозначить следующие приоритетные направления работы специалистов школы-интерната:

Классные руководители и воспитатели:

- составление и реализация плана педагогической поддержки самоопределения обучающихся;

- организация профориентационных классных часов, бесед;

- психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;

- организация экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ, встреч со специалистами Центра занятости населения;

- оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- организация родительских собраний по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.

 Педагоги предметники:

- обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у обучающихся общетрудовых навыков;

- формирование у школьников адекватной самооценки;

- выявление склонностей и способностей обучающихся.

Социальный педагог:

- формирование у школьников группы риска адекватной самооценки;

- оказание помощи детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

- организация консультаций обучающихся по социальным вопросам;

- оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

- изучение профессионального интереса и склонностей обучающихся;

- организация мониторинга готовности обучающихся к профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;

- проведение занятий по профориентации обучающихся;

- организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей обучающихся;

- формирование у обучающихся адекватной самооценки;

- оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся.

Рекомендации для педагогов и воспитателей

по формировании готовности обучающихся к выбору профессии

1. Знакомить обучающихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе, в районе, в городе, (с учетом возможностей здоровья обучающихся).

2. Привлекать к этой деятельности родителей, изучать профессий родителей.

3. Оказывать помощь обучающимся в осознании личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в различных профессиях (в том числе через профориентационные игры).

4. Активизировать целенаправленную самостоятельную деятельность обучающихся, развитие интересов, склонностей и возможностей (в кружках и секциях, во внеурочной деятельности).

4. Включать в работу по профориентации обучающихся 8-9 классов темы классных часов: «Пути получения профессии», «Типы профессий» и другие.

5. Поддерживать тесную связь в вопросах профориентации с учебными учреждениями профессионального образования г. Приволжска и г. Волгореченска, Центром занятости населения г.Приволжска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по изучению уровня эмоционального выгорания

Определение уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, факторов его вызывающих  и  выработка рекомендаций по профилактике  «синдрома эмоционального выгора...

Аналитическая справка по изучению степени развития педагогического такта

Определение стадии развития педагогического такта педагогов и воспитателей и  выработка рекомендаций по развитию педагогического такта педагогов и воспитателей....

Аналитическая справка по изучению ценностных ориентаций педагогов и воспитателей

Выявление ценностных ориентаций и их различий у педагогов с разным стажем работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта...

Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также выявлению различных зависимостей, обучающихся МКОУ Ос

Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также...