Аналитическая справка по изучению уровня готовности обучающихся 4 класса к переходу в среднее звено
консультация по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Диагностика, анализ, рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

 по изучению готовности обучающихся 4 класса

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат» к переходу в среднее звено

Время проведения: 

Обследуемые: обучающиеся 4 класса ( человек).

Цель: Определение уровня социально-психологической готовности обучающихся

 4 класса к переходу в среднее звено.

Использовались диагностические методики:

1. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.

2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

3. Тест на оценку сформированности навыков чтения.

4. Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая).

5. Социометрия.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем. Это начало кризиса младшего подросткового возраста. Подростковый возраст охватывает период от 11 лет до 13-14 лет и характеризуется рядом специфических черт, таких как:

- появление чувства взрослости;

- ведущее личностное новообразование-становление нового уровня самосознания. «Я-концепции» (образ себя);

- стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, потребность в освобождении от опеки и контроля;

- постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников;

- потребность в постоянной поддержке и принятии.

Симптомы, которые являются нормой для развития – это относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний, которые наблюдаются время от времени в виде кратковременных «вспышек».

Переход из начальной школы в среднюю называют кризисным этапом в школьной жизни, так как значительно возрастает нагрузка на психику ребенка, вследствие резкого изменения условий и требований обучения.

Вместо одного учителя, который работает с детьми, теперь есть классный руководитель и несколько учителей-предметников. Разные учителя предъявляют к школьнику различные требования, что осложняет адаптацию у пятиклассников. Ребенку необходимо на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога.  Все это является серьезным испытанием для психики обучающихся.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже немаленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Результаты изучения готовности обучающихся 4 класса к переходу в среднее звено

ФИО

Анкета

«Как определить состояние психологического климата

 в классе» Федоренко Л.Г.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

Н. Лускановой

1.

Результаты анкетирования «Как определить состояние психологического климата в классе» показали, что  % обучающихся (- человек) высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учится.

% обучающихся ( - чел) скорее безразличен психологический климат класса, у них есть другая группа, где общение для них значимо.

% обучающихся ( - чел) оценивают психологический климат в классе как очень плохой.

Для изучения взаимоотношений обучающихся в классном коллективе и определения лидеров была проведена социометрия.

Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя, отчество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Кол-во выборов

Кол-во взаимных выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Статусная группа

  чел

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число () полученных выборов одним испытуемым ()

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым ()

«Принятые»

«Непринятые»

В полтора меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

()

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым ()

Результаты опроса выявили лидера в классе – это _________на, которая получила ___ % положительных выборов ( чел).  В числе «отвергнутых» ________, получившая более _____% отрицательных выборов.

Результаты анкетирования и социометрии показывают на необходимость совместной работы классных руководителей, воспитателей, педагога - психолога по созданию в классе благоприятного психологического климата, улучшению межличностных отношений среди обучающихся. Для этого в работе с классом рекомендую применять наиболее эффективные способы:

  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между педагогами и обучающимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатичные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала обучающимися и полноценному развитию их личности, поэтому создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы в среднем звене.

Для изучения школьной мотивации была использована анкета «Оценка уровня школьной мотивации Н. Лускановой». Результаты анкетирования выявили следующие уровни мотивации и обучающихся на данных уровнях.

Первый уровень. _________ (%)– высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Четко следует всем указаниям учителя, добросовестный и ответственный, сильно переживает, если получает неудовлетворительные оценки.

Второй уровень. ___________ –(%) хорошая школьная мотивация. Успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень.______________ – (%) положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень. _______ (%)- низкая школьная мотивация. Посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия. На уроках часто занимается посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Детей с негативным отношением к школе не выявлено.

Рекомендации педагогам и воспитателям по повышению уровня школьной мотивации:

1. Классному руководителю и воспитателю в пятом классе для обучающихся с низкой школьной мотивацией запланировать мероприятия, направленные на вовлечение данных обучающихся в жизнь класса, организовывать динамические паузы с элементами терапевтических игр, направленных на сплочение класса.

2. Преподавателям необходимо четко прояснять учебный материал при возникновении трудностей в усвоении учебной задачи.

3. При планировании форм работы на уроках обращать внимание на межличностные отношения в классе, учитывать лидерские проявления, отвергаемых детей, конфликтные пары.

4. Тревожных детей следует спрашивать в середине урока. Проводить опрос не нагнетая обстановку в классе. Не следует торопить и подгонять их с ответом.

5. Чаще называть ребят по имени. При неудачном ответе обучающегося не одергивать, не стыдить, не отчитывать в присутствии всего класса.

6. Не сравнивать результаты выполнения задания одних детей с другими. Если педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых достиг некоторое время назад.

7. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому обучающемуся.

8. Активно использовать игровые и исследовательские формы заданий. В работе с обучающимися комбинировать вид деятельности, в связи с быстрой утомляемостью и быстрой потерей интереса к работе.

Успешно адаптируются в пятом классе те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

- умеют работать самостоятельно;

- умеют планировать, контролировать свои действия и оценивать результат своей работы.

Для определения уровня развития внимания, была использована методика «Текст» (автор Гальперин, Кабыльницкая). Детям был дан текст, который содержал 10 ошибок. Необходимо было их найти и исправить.

Результат тестирования показал что,

высокий уровень внимания имеют % обучающихся ();

средний уровень внимания –% ()

и низкий уровень внимания % (.)

Для повышения уровня внимания у обучающихся рекомендуется развивать у них навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включать одну-две типичные ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:

- самостоятельно, читая про себя;

- читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;

- сравнивать текст с правильным образцом.

Для определения уровня сформированности навыка чтения, особенности восприятия текста, словарный запас., была использована методика изучения сформированности навыка чтения (Ясюкова Л.А.).

На листке был напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Ребятам надо было в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). 

За каждое совпадение дается 1 балл. Подсчитывалась общая сумма (максимально — 10 баллов), которая сравнивалась с нормативными данными для определения уровня (зоны) развития навыка чтения. Каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым – качество самого навыка. 

Фамилия, имя

Количество совпадений

Уровень сформированности навыка чтения

1

2

Слабый уровень –  человек ( %)

Средний уровень –  человек (%)

Хороший уровень – человек (%)

Высокий уровень –  человек (%)

Полагаю, что данный результат может быть не совсем объективным, так как текст не был адаптирован с учетом особенностей обследуемых детей. Возможно, требовалось взять более упрощенный вариант текста, нежели предлагает методика изучения сформированности навыка чтения по Ясюковой Л.А.

Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не прочитает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания.

Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом.

Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают.

Рекомендации по развитию навыка чтения:

Для исправления дефективного навыка чтения в первую очередь должно быть обеспеченно понимание того, что ребенок читает. Следовательно, тексты должны быть короткими (три-четыре предложения), фразы простыми, слова знакомыми, шрифт крупным, желательно наличие картинки, из которой можно понять содержание текста. Сам текст должен быть для ребенка интересен.

Рекомендации по результатам исследования:

 Классному руководителю, учителям-предметникам, воспитателям:

  1. При переходе в среднее звено оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер, поэтому необходимо подробно объяснять обучающимся за что они получили ту или иную оценку, тем самым стимулируя повышение уровня школьной мотивации, учебной деятельности.
  2. Способствовать гармонизации образа «Я», повышению уверенности в себе и своих возможностях у детей.
  3. Способствовать снижению общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, страха и проблем в отношении с учителями.
  4. Учитывать низкую сопротивляемость стрессу у обучающихся.
  5. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке.
  6. В работе с родителями четвероклассников с целью повышения успешности обучения и воспитания ребенка, привлекать родителей к активному участию в жизни класса, школы-интерната. Разъяснять о необходимости создания в семье положительного эмоционально-психологического фона, о поощрении успехов ребенка, о формировании культуры общения, отказе от негативных оценок личности ребенка; о терпимости к импульсивному поведению.

Соблюдение предложенных рекомендаций и учет выявленных в ходе диагностического исследования проблем позволит создать более благоприятные условия для полноценного обучения и развития обучающихся 4 класса в среднем звене. Успешная адаптация будущих пятиклассников зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания деятельности и обучения ребенка в школе и в семье.

Сформированность познавательных процессов, достаточный уровень социально-психологического развития, поддержка со стороны родителей и педагогов составят надежную основу для быстрой адаптации пятиклассника.

Вывод: Обучающиеся четвертого класса готовы к переходу в среднее звено.

Педагог – психолог

Н.А. Соловьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Психологическая готовность к переходу в среднее звено.

Родительское собрание . Психологическая готовность к переходу в среднее звено.          Переход учащихся из начального в среднее звено школы – о...

Тема «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС....

Психологическая адаптация обучающихся начальных классов при переходе в среднее звено

В презентации дан материал психолога и социального педагога по теме "Адаптация обучающихся"...

Аналитическая справка по изучению уровня эмоционального выгорания

Определение уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, факторов его вызывающих  и  выработка рекомендаций по профилактике  «синдрома эмоционального выгора...

Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности обучающихся

Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности и определению склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности обучающихся девятых классов...