Программа факультативного курса "Психология общения"
рабочая программа по психологии (10 класс)

Соловьева Надежда Александровна

Программа факультатива "Психология общения" для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fak.kurs_psihologiya_obshcheniya_10_klass.doc136.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

«Психология общения»

Учебный год: 2020-2021

Класс: 10

Количество часов в неделю: 1час

Количество часов за год: 34 часов

Пояснительная записка

Цель: способствовать развитию старшеклассника как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях.

Задачи: 

- раскрыть механизмы и закономерности эффективного общения, научить строить такое общение; 

- совершенствовать умения и навыки обучающихся в области коммуникативной компетентности; 

- способствовать развитию эмпатии, целеполагания; 

- научить обучающихся развивать в себе способность к анализу процесса общения, своего собственного стиля в нем.

Ожидаемый результат

Воспитание и развитие конкретных жизненно необходимых навыков и умений: 

- навыки конструктивного общения,  преодоления психологических барьеров в общении, эмпатического слушания;

- уметь интерпретировать жесты, позы, интонацию собеседника, разрешать конфликтные ситуации, анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других,  понимать самого себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением, ставить перед собой близкие и дальние цели. 

Ключевые слова: общение, приемы невербальной коммуникации, позиции в общении, стили общения, межличностное восприятие, барьеры в общении, конфликт, лидерство, конформизм, деловой разговор.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

1.

Вводное занятие (предмет, цели, задачи)

1

2.

Что такое общение?

1

3.

Методы исследования общения

1

4.

Речевые средства общения

1

5.

Развиваем навыки общения

1

6-7.

Невербальные средства общения

2

8.

Развиваем навыки невербального поведения

1

9.

Позиции в общении

1

10

Стили общения

1

11

Манипулирование

1

12

Эффекты восприятия

1

13

Ошибки первого впечатления

1

14

Психологические защиты

1

15

Барьеры в общении

1

16

Конструктивное общение. Контроль эмоций

1

17-18

Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта

2

19

Активное и пассивное слушание

1

20

Методы исследования общения

1

21

Приемы расположения к себе

1

22

Конфликт

1

23

Управление конфликтом

1

24

Психологические аспекты семейных отношений

1

25

Функции семьи

1

26

Интимные отношения

1

27

Коллектив и личность

1

28

Лидерство

1

29

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе

1

30

Развитие навыков уверенного отказа

1

31

Деловая беседа

1

32

Психологические особенности публичного выступления

1

33

Экзамен. Психологические аспекты

1

34

Заключительное занятие

1

Календарно -тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Тип занятия

Информационное сопровождение

Дата

план

факт

1

Введение (предмет, цели, задачи). Выяснение ожиданий обучающихся.

1

Комбинированный

урок

04.09

2

Что такое общение? Стороны общения; коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства общения. 

1

Урок ознакомления с новым материалом

Упражнение "Проблемы общения у всех»

11.09.

3

Методы исследования общения. Определение уровня общительности, уровня своей коммуникабельности. Оценивание своего умения слушать.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Тестирование уровня общительности, коммуникабельности

18.09.

4

Речевые средства общения. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения..

1

Комбинированный

урок

Микропрактикум

25.09

5

Развиваем навыки общения.

1

Комбинированный

урок

Упражнения "Злой лев", "Техника интонирования", "В плену ассоциаций"

02.10

6

Невербальные средства общения. Основные каналы общения. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Анализ ситуаций. 

09.10

7

Невербальные средства общения. Роль невербальных средств в передаче информации. Жесты. Мимика.

1

Комбинированный

урок

Упражнения "Продемонстрируй состояние". 

16.10

8

Развиваем навыки невербального поведения.

1

Комбинированный

урок

Упражнения  "Не слышу", "Фраза по кругу", "Язык без слов", "Цвета эмоций"

23.10

9

Позиции в общении. Различные состояния "Я". Эго-состояние "Родитель". Эго-состояние "Взрослый". Эго-состояние "Ребенок".

1

Урок применения полученных знаний.

Карточки с заданиями 

13.11

10

Стили общения. Виды общения. Этикет. 

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Викторина

20.11

11

Манипулирование. Причины манипулирования. Трюки манипулятора. Что можно противопоставить манипулированию.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Анализ ситуаций. 

27.11

12

Эффекты восприятия. Эффект ореола. Эффект неудачника. Эффект порядка. Эффект проекции. 

1

Игровой тренинг

Карточки с заданиями

04.12

13

Ошибки первого впечатления. Роль первого впечатления. Ошибки превосходства. Ошибки привлекательности. Фактор отношения к нам.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Анализ ситуаций

11.12

14

Психологические защиты. Что такое "психологические защиты"? Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Регрессия. Сублимация. 

1

Комбинированный

урок

Минипрактикум

18.12

15

Барьеры в общении. Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения. Стереотипизация. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Анализ ситуаций. 

25.12

16

Конструктивное общение. Контроль эмоций. Саботажники общения. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. 

1

Комбинированный

урок

Ролевая игра "Нейтрализация негативных эмоций

15.01

17

Особенности эмоционального общения.

1

Тренинг

Тренинг положительного эмоционального контакта. 

22.01

18

Особенности эмоционального общения.

1

Тренинг

Тренинг положительного эмоционального контакта. 

29.01

19

Активное и пассивное слушание. Процесс слушания. Виды слушания. Правила эмпатического слушания.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Карточки с заданиями

05.02

20

Методы исследования общения.

Определение уровня эмпатии. Оценивание своей социально-коммуникативной компетентности. 

1

Тренинг

Тренинг по применению полученных знаний.

12.02

21

Приемы расположения к себе. Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка. Фактор превосходства. 

1

Тренинг

Самопрезентация

19.02

22

Конфликт. Основные стили разрешения конфликтов

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Анализ ситуаций

26.02

23

Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликта. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций. 

1

Тренинг по применению полученных знаний.

Приемы самонастройки и аутотренинга. Упражнение на релаксацию.

05.03

24

Психологические аспекты семейных отношений. Различия между браком и периодом ухаживания. Факторы, влияющие на стабильность брака. Общение в семье.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Тест. Методика "РОП" (ролевые ожидания и притязания в браке).

12.03

25

Функции в семье. Детско-родительские отношения. Типы негармоничного воспитания.

1

Комбинированный

урок

 Тест по РДО

02.04

26

Интимные отношения. Норма и патология. Искусственное прерывание беременности. Болезни, передающиеся половым путем. 

1

Комбинированный

урок

Анкетирование "Правда и мифы про сексуальность".

09.04

27

Коллектив и личность. Виды групп. Коллектив. Этапы его формирования. Распределение ролей в коллективе. 

1

Урок ознакомления с новым материалом

Минипрактикум

16.04

28

Лидерство. Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления.

1

Комбинированный

урок

Упражнение "Если бы я был директором школы". 

23.04

29

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Групповые нормы.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Социометрия

30.04

30

Развитие навыков уверенного отказа. Почему не всегда удается сказать "нет"? Право на отказ.

1

Тренинг

Приемы противостояния давлению.

07.05

31

Деловая беседа. Деловое общение. Функции деловой беседы, ее фазы.

1

Комбинированный

урок

 Ролевая игра "Прием на работу". 

14.05

32

Психологические особенности публичного выступления. Начало выступления. Язык выступающего. Контроль эмоций. 

1

Комбинированный

урок

Микропрактикум. 

21.05

33

Экзамен. Психологические аспекты. Стратегии построения ответа на экзамене.

1

Комбинированный

урок

Приемы самонастройки и аутотренинга. Упражнение на релаксацию.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс

Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы:   "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом...

Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.  Содержание программы факультати...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...