Тренинговое занятие для родителей и детей с ОВЗ "Стили семейного воспитания"
план-конспект по психологии

Занятие из моей программы "Мы вместе". Оно направлено на совместную работу родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В игровой форме родители знакомятся со стилями воспитания в своей семье, с чувствами ребенка в такой семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Стили семейного воспитания».

Занятие 4.

Цель: знакомство родителей со стилями воспитания, их особенностями и проблемами.

Ход занятия.

Вступление. Добрый день, уважаемые мамы и ребята. Сегодня мы продолжаем наши совместные занятия.

Упражнение «Настроение» (авторское). Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сюда. Выражать его мы будем хлопками. Чем лучше настроение, тем громче наши хлопки. Если же настроение пониженное, то расскажите о том, что с вами происходит.

Визуализация. Для снижения эмоционального напряжения я предлагаю вам немного погрузиться в мир детства.

Откинулись на спинку стула, закрыли глаза.

«Представьте себя маленьким ребенком (5 -6 лет). Загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть его глубокую тоску и понять, что это тоска по любви. Протяните руки и обнимите этого малыша, прижмите его к своей груди. Скажите, как сильно вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают… Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть ребенок сделается маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там в самом защищенном и самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте ему всю вашу любовь, столь важную для него.

Говорят, в человеческом сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю нашу планету. Но давайте вылечим сначала самих себя. Почувствуйте тепло, разливающееся по вашему телу, мягкость и нежность. Пусть это дорогое чувство начнет менять вашу жизнь.»

Открыли глаза, потянулись…         

Упражнение «Моя семья» (авторское). Сейчас вы любили своего внутреннего ребенка, а значит самого себя. Семейная жизнь начинается и всю жизнь основывается на любви. На любви к мужу, к детям, к своим родителям и т.д.

Наверное, и ваша семья полна этого чувства. Хотелось бы познакомиться с вашей семьей. Знакомиться мы будем следующим образом. Перед вами конфеты. Они все разные, как и люди на земле. Выберете конфеты, которые как вам кажется, отражают внутренний мир ваш и ваших близких.

Расскажите о членах вашей семьи, почему вы выбрали именно эти конфеты?

Упражнение «Семейная социограмма» (авторская).        Перед вами лежат листочки на которых изображены круги. Круг  - это ваша семья. Расположите членов семьи (конфеты) в этом круге.

Давайте сравним полученные результаты ваши и ваших детей.  Вы одинаково чувствуете взаимоотношения внутри вашей семьи. А в общем, я вижу, что ваши семьи не похожи друг на друга. Каждая семья, как и каждый человек, индивидуальна, неповторима. И воспитание в ваших семьях тоже различно.

Упражнение «Рисунок семьи». Ребята, вам дается задание нарисовать свою семью. В рисунке каждый должен что-то делать. Вы проходите в соседнюю комнату и там вместе с воспитателем приступаете к работе.

Родители, вы хотели бы узнать, что чувствуют ваши дети при взаимодействии с вами? Сейчас я предлагаю вам различные упражнения на осознание детских ощущений, детских эмоций и чувств при различных стилях взаимодействия.

Упражнение «Мама и ребенок». (на стульях)

Сейчас мы с вами сыграем роли родителей и детей с разными стилями воспитания. Разделитесь на пары. Договоритесь кто из вас играет роль родителя, а кто ребенка.

  • Один родитель (ребенок) сидит на стуле, другой родитель(родитель) стоит на стуле напротив. Тот который стоит – не смотрит на «ребенка».

Вопросы к «ребенку»:

Что вы чувствовали? Ваши физические ощущения?

Как вы думаете какой это стиль воспитания? Этот стиль называется попустительский. Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Дети при попустительском стиле взаимодействия часто неуверенны в себе, испытывают страх, ощущают нехватку нежности, ласки и тепла. Это в психологии называют фрустрацией. Да, такие дети быстрее становятся самостоятельными, быстрее социализируются, привыкают к любым условиям. Но, в будущем, эти дети склонны к асоциальным поступкам. Эти поступки могут проявляться не обязательно в обществе, это может быть жестокость по отношению к близким, к своим детям.

Поменяйтесь ролями.

  • «Мама» сидит на стуле, «ребенок» стоит на стуле. Мама с восхищением смотрит на ребенка, говорит следующие слова «Ты самый лучший, ты все делаешь лучше всех!!!»

Вопросы к «ребенку»:

Что вы чувствовали? Ваши физические ощущения?

Этот стиль воспитания называется состязательный. При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Дети при состязательном стиле взаимодействия с раннего детства привыкают к успеху, у них становится неадекватной самооценка. Но, в случае даже незначительной неудачи, испытывают страх  не соответствовать ожиданиям родителей, страх быть неудачником, страх потерять уважение других. Все это может перерасти в агрессивность, зависть, негативизм. А закончиться депрессией.

Поменяйтесь ролями.

  • «Мама» привязывает к себе «ребенка» нитками. Вместе они должны пройти препятствия. (из кубиков складывается лабиринт)

Вопросы к «ребенку»:

Что вы чувствовали? Ваши физические ощущения?

Этот стиль называется контролирующий. В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. 

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях.  Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко,  оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Такие родители часто говорят: «яйцо курицу не учит».

 При контролирующем стиле взаимодействия дети полностью зависят от своих родителей, у них вырабатываются неуверенность в себе, страх самостоятельности. Такие дети чаще всего имеют мало друзей, так как мамы даже это пытаются контролировать. Долго адаптируются к новым условиям, чаще других детей болеют. Во взрослой жизни их постоянно преследуют неудачи, поздно заводят семью. Или наоборот очень рано, чтобы избавиться от контроля, начинают вести себя грубо по отношению к родителям, к любым ограничениям. Это тоже может привести к асоциальному поведению (алкоголь, наркотики, проституция, воровство и т.д.)

Поменяйтесь местами. Задача перед вами та же: пройти препятствие.

  • «Мама» и «ребенок» договариваются, как лучше пройти этот лабиринт. Вначале «мама» помогает ребенку, а затем отпускает его.

Вопросы к «ребенку»:

Что вы чувствовали? Ваши физические ощущения?

Это рассудительный стиль воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок.

Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход.

Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребенка они не пользуются принудительны ми мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже  в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире  и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация.

Дети быстро привыкают к учащимся, к коллективу.

При рассудительном стиле очень редко возникают эмоциональные проблемы, это зависит в основном от индивидуальных, личностных особенностей ребенка.  Но эти проблемы легко в таких семьях решаются, даже не обращаясь к специалистам.

Мы рассмотрели с вами все четыре стиля взаимодействия в семье, прочувствовали на себе чувства детей. Какой стиль, по вашему мнению, самый оптимальный для развития эмоционально здорового ребенка?

Только при использовании рассудительного стиля воспитания возможно избежать эмоциональной нестабильности наших детей. А если нет этих проблем, то ребенок может много добиться самостоятельно, у него не будет комплексов.

Обсуждение рисунков. Ребята проходите и расскажите, что вы нарисовали. Что делают все члены вашей семьи. Кого вы нарисовали первым? Кого последним? (В конце занятия каждому родителю даются анализ детского рисунка и рекомендации)

Упражнение «За чашкой чая». Мы очень плодотворно поработали. В заключение, я хотела бы услышать ваше мнение по поводу нашего занятия  в целом. Делать это мы будем в теплой дружеской обстановке, за кружкой чая. Мы это заслужили. Пожалуйста, скажите свое мнение, что понравилось, что вы взяли себе на вооружение. Может быть, были такие моменты, которые не понравились или вы что-то не поняли?

А могли бы вы поставить оценку нашему занятию. Оценку поставьте конфетами, количество соответствует вашей оценке.

Спасибо за внимание!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для родителей "Повышение самоуважения детей"

Документ предлагает тренинговое занятие для родителей (можно в рамках родительского собрания), направленное на повышение самоуважения детей...

Тренинговое занятие с родителями «На кризисном перекрестке"

Вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием "жизни после школы" подростков....

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Буклет для родителей по гармонизации детско-родительских отношений (по программе тренинговых занятий для родителей (Коновалова О.И.))

Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений....

Тренинговое занятие для пятиклассников "Адаптация детей к средней школе"

Основная цель данного занятия: способствовать формированию детского коллектива, повышению уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию....

Тренинговое занятие "Профориентационные техники для детей и подростков"

Тренинговое занятие включает игровые упражнения, информационный блок о типах, классификациях профессий, методики профессионального самоопределения.В зависимости от возраста и запросов обучающихся, мож...

Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...