Адаптационный период учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено
учебно-методический материал по психологии

Пирогова Елена Вячеславовна

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в

начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу,

полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти

родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок

тоже начинает ждать «новой жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптационный период учащихся

 при переходе из начальной

школы в среднее звено»

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в

начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу,

полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти

родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок

тоже начинает ждать «новой жизни».

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и

требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует

ожидать слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу

навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается

кризисным периодом.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю

школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать

все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

1.ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога,

который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает

урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например,

ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель

начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он

внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была

записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они

должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к

урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с

учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную

принадлежность, не сделать задание - все это становится более серьезным

проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках,

которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут

быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным

контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать

учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к

подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все

путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети

настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что

неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.

Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

2.НА ПЕРВОМ МЕСТЕ - ФОРМА .

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется:

ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном

уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению

пройденного в начальной школе.

Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают

домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в разных кабинетах. В

расписании появились названия незнакомых предметов (природоведение,

история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и

предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум

во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой

строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время,

чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на

работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали

с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также

вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в

дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о

серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете

следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у

ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться

некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы,

нежели содержания учебной деятельности.

3. НАЧАТЬ СНАЧАЛА.

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные

стороны.

Основной особенностью перехода в пятый класс является смена учителей.

Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает

определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда

шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою

учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или

двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них

обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только

способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в

дальнейшей профессиональной ориентации.

Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является

положительным ключевым моментом перехода в среднюю школу. Но

сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и

родителей.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество

успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только

для этого возраста.

1.Физиологические изменения - Ребенок начинает расти, становится

плаксивым, все время хочет спать, либо наоборот, становится

расторможенным, как в двигательной так и в речевой сфере общения.

Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти,

внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации

требуется больше времени.

2. Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях

«переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает,

что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.

Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность,

давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не

оправдать ожиданий. Помочь ребенку преодолеть эти трудности,

почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись

в их причинах.

3.Личные проблемы, такие как поссорился с другом, влюбился, проблемы в

семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и

пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать

какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и

помощь школьного психолога.

4.Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся

способностей, на что надеялись родители. Обычно уже к окончанию

начальной школы у всех детей сформированы навыки учебной деятельности,

но у некоторых детей эти навыки все - же слабо выражены и им требуется

постоянная помощь взрослых в усвоении программного материала, контроль

за их обучением. Есть предметы которые даются ребёнку с трудом, отсюда

нелюбовь к определённым предметам, нежелание их делать, а следовательно,

неуспеваемость в учебе. Есть дети с гуманитарным, математическим,

творческим складом ума, отсюда и интересы к предметам разные. Но в пятом

классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить

себя в совершенно новых сферах.

5. Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно.

Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с

учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что

ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они

изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для

общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться

наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь

постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения

школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно

сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов.Отправляясь с

детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в

другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или

пройденное расстояние. Собственный огород или даже цветы на

подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в

прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них

семян почему-то выросли розовые).

А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость

знания физических законов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как

можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на

психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую

командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и

т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями

в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении

детей.

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные

ситуации.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему

описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за

помощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью

ребенка. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен

сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки,

выполнять домашние задания, но при необходимости обратиться к

родителям.__



Предварительный просмотр:

План конспект выступления

педагога-психолога Е.В.Пироговой

на родительском собрании по теме: «Безопасность детей в наших руках»

«Быть рядом с ребёнком»

Здравствуйте уважаемые родители!

У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы».

Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.

Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны…

Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.

Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благополучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрезвых, неряшливо одетых молодых людей. После вопроса "Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?" она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пускает. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ребенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и самое главное, как это происходит в его семье».Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…

       Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.

       Возможно, знания некоторых простых правил общения многим из вас помогут в воспитании детей.

Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне;

Не использовать ярлыки;

Помочь ребенку найти компромисс души и тела;

Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;

В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его самого;

Не перегружать подростка опекой и контролем;

Хотите, чтобы подросток сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел (Карнеги);

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Эти слова ласкают душу ребенка

- Ты самый любимый! 
- Ты очень многое можешь! 
- Спасибо! 
- Что бы мы без тебя делали?! 
- Иди ко мне! 
- Садись с нами!.. 
- Я помогу тебе... 
- Я радуюсь твоим успехам! 
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость. 
- Расскажи мне, что с тобой...

Что же является самым главным для ребёнка? Думаю, что, во-первых, ребёнок должен знать, что родители его любят. Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки.

В заключении я предлагаю вам посмотреть небольшую (короткометражную) историю.  Она повествует о взаимоотношениях аистов и облаков. Аисты приносят детей: людям, животным, рыбам, а замечательных деток интересными способами делают облака. Все делают милых и пушистых детей, но есть одно облако, которое отличается от остальных облаков. Оно делает более дерзких зверей таких как: баран, уж, еж. И даже у этого облака есть верный аист помощник…который нашел выход из трудной ситуации.

Мне кажется, она чем-то напоминает наше взаимодействие с детьми.

Очень трогательная и смешная история. Именно такой маленький мультик нам подарит больше радости, чем большой комедийный фильм или мультфильм.



Предварительный просмотр:

План конспект выступления

на родительском собрании

педагога-психолога Е.В.Пироговой

«Психологические особенности первоклассников. Кризис 7 лет. Причины стрессовых ситуаций и пути их преодоления».

Ход собрания.

 I. Вступительное слово.

  Ваш ребенок уже первоклассник. Понятно, что, кроме школьных обнов, у малыша появился и новый статус — «школьник», с которым так или иначе связаны новые эмоции, мысли и чувства. Подробнее о том, что конкретно происходит с ребенком-первоклассником в 1-ый год школьной жизни.

В новом статусе.

           У первоклассника изменяется социальное окружение  и система деятельности. Сама для себя ситуация новизны всегда является для человека хоть какого возраста в определенной степени тревожной. Ребенок переживает чувственный дискомфорт, сначала, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и критериях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Это состояние можно именовать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи довольно долгим, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, стремительно утомляется и просто не желает идти в школу.

            У малыша происходит и личностная  адаптация, связанная с желанием и умением принять новейшую роль — школьника. При всем этом у малыша развивается умение слушать, реагировать на деяния учителя, планировать свою работу, рассматривать приобретенный итог — другими словами возможности, нужные для удачного обучения в младшей школе. Также ребенок обучается налаживать контакт с другими детками, выстраивать дела со взрослыми, быть компанейским и увлекательным для окружающих.  

 Нервозность не каприз.

 Нервная система ребенка весьма ранима, и нарушить ее равновесие очень легко. Даже грудного ребенка не всегда удается оградить от неприятных впечатлений и психических травм. Но будет ли проявление нервности кратковременным или затянется надолго, станет оно ярко выраженным или незначительным, и, наконец, самое главное: вырастет ли из ребенка неуравновешенный человек — все это зависит от условий жизни. Можно смело утверждать, что во многих случаях невропатические проявления превращаются в серьезные заболевания только из-за дефектов воспитания и неправильного поведения взрослых.

           Многие родители считают, что нервозность вообще не может быть присуща маленькому ребенку. Видимо, они просто не представляют себе, как она проявляется. Нервные дети отличаются тем, что впечатления, которые для здорового ребенка проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию. Неожиданно увидев, например, вспышку огня, услышав взрыв, выстрел, вполне здоровый ребенок может испугаться и заплакать, а у нервного ребенка даже менее сильные раздражители вызывают различные ответные реакции: или он громко и долго плачет, или замолкает, но начинает бояться всякого шума. Некоторые дети не скоро избавляются от испуга, помнят о происшедшем неделями, месяцами.

         Нервные страхи следует отличать от характерных для детей настороженности и застенчивости, возникающих в необычной обстановке. Здоровый ребенок почти всегда бывает в ровном, хорошем настроении, а если и огорчится, то не без причин. Нервные дети то слишком веселы, возбуждены, то расстроены и даже угнетены, безучастны и вялы. Настроение у них быстро меняется, реакции часто неадекватны. Симптомы детской нервозности особенно заметны к 6-7 годам.

Кризис 7 лет. Как избежать?

             В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть удачным в обучении. Врачи считают, что в это время ребенку очень тяжело с самим собой. И много раз были правы наши прабабушки, которые высылали собственных отпрысков в гимназии исключительно в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Но суровых срывов и заболеваний реально избежать и сейчас, если соблюдать самые обыкновенные правила.                          

            Основная забота родителей школьника — развитие и поддержание рвения обучаться, узнавать новое. К примеру, вы встречаете малыша после окончания уроков вопросом: «Что было увлекательного в школе?» «Ничего увлекательного», – отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, что-то тебя удивило». Ребенок напрягается, вспоминает, что все-таки увлекательного было, и, может быть, не сходу, но вспомнит некий эпизод урока либо прочитанное в учебнике, а может быть, обрисует смешную сценку, случившуюся на перемене.

Оцениваем себя.

             Конкретно в этом возрасте у малыша должно сформироваться умение верно оценивать свои деяния и деяния одноклассников, воспользоваться простейшими аспектами оценки и самооценки (такими аспектами выступают полнота познаний, их объем, глубина, возможность использовать познания в разных ситуациях) — другими словами устойчивая учебная мотивация на фоне положительных представлений малыша.

            Успешность в школе зависит от наличия у малыша адекватной самооценки. Мы сравниваем себя с другими людьми и на базе этого сопоставления вырабатываем мировоззрение  для себя, о собственных способностях и возможностях, чертах собственного нрава и человеческих качествах. Так равномерно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: конкретно в семье ребенок в первый раз выяснит, обожают ли его, принимают ли таким, каковой он есть, сопутствует ли ему удача либо беда.

            Непременно, адекватная самооценка упрощает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная либо заниженная, напротив, осложняют его. Но даже если у малыша адекватная самооценка, взрослые должны держать в голове, что начинающий школьник пока не может совладать со всеми задачками без помощи других. Чтоб посодействовать ребенку преодолеть кризис 7 лет, посодействовать приспособиться к школьным условиям, нужно осознание и сердечное отношение учителя, бдительность, большая любовь и терпение родителей, а по мере надобности — консультации психологов.

Похвала — залог успеха.

            Ребенку в тяжелый 1-ый год учебы нужно чувствовать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение посодействуют ему совладать со всеми трудностями.                  

           Психологически родители должны быть готовы не только лишь к трудностям, бедам, да и к успехам малыша.

           Нередко бывает, что, хваля малыша, мы как будто боимся, что он превознесётся либо разленится, и сдерживаем себя в проявлении хвалы и радости.

           Очень принципиально, чтоб родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов малыша с его способностями. Это определяет развитие возможности малыша без помощи других рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Рекомендации родителям первоклассников в преодолении стрессовых ситуаций.

  1. Не стоит проявлять несдержанность, злость. Нельзя кричать на малыша, наказывать его на физическом уровне, нужно говорить с ребенком исключительно в умеренном тоне.
  2. Уделяйте больше внимания собственному малышу, это так принципиально для него. Внимание — это Ваше небезразличное отношение к собственному ребенку, энтузиазм и роль в его жизни. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только лишь сформировывает свои дела с одноклассниками и учителями, да и в первый раз осознает, что с ним самим кто-то желает дружить, а кто-то — нет. Конкретно в это время у малыша складывается собственный свой взор на себя. И если вы желаете, чтоб из него вырос размеренный и уверенный внутри себя человек, непременно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетради. Все это мелочи по сопоставлению с тем, что от нескончаемых упреков и наказаний ваш ребенок растеряет веру в себя.
  3. Постарайтесь не перегружать малыша. Само начало школьной жизни считается  стрессом для шести-семилетних малышей. Если малыш не будет иметь способности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут появиться трудности со здоровьем, может начаться невроз. Помните, что ребенок может концентрировать внимание менее 10-15 минут. Потому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут нужно прерываться и непременно давать малышу физическую разрядку. Сможете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать либо потанцевать под музыку пару минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая продолжительность занятий не должна превосходить 1-го часа. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны длиться менее часа в денек — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
  4. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии малыша.
  5. Не ассоциируйте малыша с одноклассниками, вроде бы они ни были вам симпатичны либо напротив. Вы любите малыша таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, потому уважайте его особенность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено

Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено.Являюсь классным руководителем 5 класса. С данным докладом выступала на педагогическом совете посвященному школьной дисциплине....

«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»

       Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...

Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднее звено.

      Успешность адаптации школьника к обучению в пятом классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием....

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

Проблемы адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

Небольшой доклад для семинара по преемственности в школе...