Детско-родительский тренинг «Способы повышения учебной мотивации»
план-конспект по психологии

Целью тренинга является интеграция усилий родителей и детей по формированию учебной мотивации у школьников, выявление проблем взаимодействия родителей с детьми по преодолению учебных затруднений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d-r_trening_motivatsiya.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский тренинг

«Способы повышения учебной мотивации»

Цель: интеграция усилий родителей и детей  по формированию учебной мотивации.

Задачи:

  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
  •  выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

  1. Знакомство

Упражнение «Снежный ком»

2. Создание позитивной и доверительной атмосферы.

Упражнение «Ледокол»

  • Не хочу хвастаться, но люди говорят, что я ...

Участники договаривают фразу и называют качество или умение, которое человек рассматривает как достижение.

  • Что Вы чувствовали, кода говорили о своих достижениях?

 

  1. Развитие сплоченности группы, формирование мотивации сотрудничества, развитие эмпатии

     Упражнение «Гомеостат»

         Участники выстраиваются в шеренгу и закрывают глаза. По сигналу ведущего необходимо прыгнуть, развернувшись на 90 или 180 градусов в любую сторону (в некоторых случаях, бывает важно уточнить, что на практике значат эти цифры). Задача – сохранить единое направление шеренги. Первые попытки, как правило, неудачны: все смотрят в разные стороны. После нескольких неудач проводится обсуждение полученного (а, точнее, не полученного результата). Ведущий, структурируя и направляя обсуждение, помогает группе  придти к совсем не очевидному для него выводу: нельзя сказать, что кто-то один виноват в том, что задание до сих пор не выполнено, потому что никто из присутствующих не стоит в идеально правильной шеренге. После обсуждения участникам предлагается выполнить упражнение еще несколько раз, подчеркиваются достигнутые результаты.

  1. Мозговой штурм «Для чего нужна школа? или Цели обучения» (ответы записываются на флип-чарте в первый столбик таблицы).
  • Что нужно делать, чтобы достигнуть этих целей? (ответы записываются  во второй столбик таблицы).
  • Что же нужно, чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия? (необходимо, чтобы он захотел их выполнять).

- Как раз это желание и называется мотивом.

- Как вы думаете, что такое мотив?

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.

5. Создание опыта, расширение знаний по теме мотивация.

Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивы бывают внешние и внутренние.

  • внешние наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д.

      Внешняя мотивация – мотивация с применением внешних стимулов. Она работает,  пока есть стимул (отметка, поощрение, угроза   наказания).

Мы воздействуем на человека, и добиваемся того, чтобы он делал то, что нам нужно. Однако, когда воздействия нет, то мотивация пропадает. Если человек что-то делал, потом он это делать прекращает.

  • внутренние интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.

         «Внутренняя мотивация - это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, личного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа - появляется ощущение потока»      (Чикзентмихали М.)

6. Упражнение «Моё будущее»

     Чтобы сформировать внутреннюю мотивацию  необходимо ставить себе цели для  достижения и двигаться  к этим  целям.

 Ведущий: Закройте глаза и представьте себе картину своего будущего.

  1. Кем вы хотите стать в будущем? (Кем работать, где и с кем жить?)
  2. Как вы можете достичь этих  целей? Что будет первым самым простым шагом.

Участники  представляют в общий круг свои планы на будущее.

Обсуждение.

7. Поиск различных смыслов получения знаний

Упражнение «Мы на необитаемом острове»

Группа делится на несколько подгрупп,  в которые входят и родители и дети.  Каждая из подгрупп  в течение нескольких минут готовит рисунок на тему «Мы на необитаемом острове». Рисунки кратко представляются остальным участникам. Затем продолжается работа в подгруппах. Каждая из них получает список основных школьных предметов. Необходимо отметить, как то, что изучают в рамках каждого из них, может помочь на необитаемом острове (например, с помощью английского языка можно общаться с иностранными спасателями, с помощью биологии различать съедобные и несъедобные растения). Результаты работы подгрупп обсуждаются в общем кругу.

8.Упражнение «Карточки»

 Каждый участник по очереди вытаскивает из коробки стоящей в центре круга, карточку с незаконченным предложением. Нужно придумать для него окончание и озвучить его на общем кругу. После «хозяина» карточки при желании могут высказаться другие участники. Количество карточек не должно быть меньше, чем количество участников группы. Родители хотят, чтобы дети ходили в школу, потому что…

  • Образование важно, так как…
  • Я думаю, что в будущем школьные знания пригодятся мне хотя бы для того, чтобы…
  • Учиться все равно необходимо, поскольку иначе…
  • Сменка в школе нужна, так как иначе…
  • Школьная форма нужна для того, чтобы …

        9.   Сказка «Швейная игла»                                                              Зачастую ваши успехи или неудачи в                                                            школе зависят от ваших  способностей и личностных качеств.

Послушайте сказку

         

         hello_html_m670ce59.jpg

                                         Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», — думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», — волновалась игла. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.                                                                        

— Успокойся, — раздался чей-то голос. Это заговорила игольница.

— Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.

— Но я же опаздываю, — возразила игла.

— Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты всё успеешь!

На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее.

Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.

Обсуждение. Вывод – очень важна поддержка!

10.Упражнение « Поддержка»

Работа в парах. Ребенок рассказывает о каких-то ближайших планах, а родитель его подбадривает словами: «Здорово! Классно! Да! Да! Как интересно! Конечно! Ты сможешь! У тебя получится!..»

Работа в обе стороны.

Обсуждение. - Какая фраза лучше всего сработала во время рассказа, чтобы человек ощутил настоящую поддержку.

11. Ценности.

Рефлексия.

–Что для Вас было ценным и важным в работе сегодня?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса

Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...

Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся. (опыт представлен в ОУ 2023г. и в 2024г.)

С помощью каких методик я исследую уровень мотивации к учению?При поступлении в 1 класс (возраст до 8 лет) используется методика – «Беседа о школе» Т.А. Нежновой (исследо...

Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся с помощью чисел и цифр.

Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся с помощью чисел и цифр....