Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся. (опыт представлен в ОУ 2023г. и в 2024г.)
статья по психологии

Виноградова Татьяна Павловна

  С помощью каких методик я исследую уровень мотивации к учению?

При поступлении в 1 класс (возраст до 8 лет) используется методика – «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

 (исследование внутренней готовности к учебной деятельности). * Описание приводится по статье "Динамика внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. - Вестник МГУ, сер.14. -Психология, 1988, №1

Вопросы:1. Психолог знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе.  В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

  1. 1. Что тебе нравится /не нравится/ в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
  2. Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то .что с тобой уже бывало, или случилось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой."

Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (методика А.М.Прихожан модифицированная по А.Д.Андреевой.)

Где вопросы чередуются о внутренней позиции ученика и внешних причинах (эмоциональном отношении).

МетодикаН,Г,Лускановой

 рассчитана на возраст от 6 до 11 лет, с ОВЗ (УО) проводим на более старший возраст, состоит из опросника, 10 вопросов о школе.

1. Тебе нравится в школе или не очень?

  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью

И т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vinogradovatp_motivatsiya.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика мотивации к учению.

 Повышение учебной мотивации у обучающихся.

        Виноградова Т.П.,

педагог-психолог

КОУ «Петропавловская школа-интернат»

   Формирование школьной мотивации или мотивации к учению – одна из важнейших задач в работе всех педагогов школы-интерната, в том числе и педагога-психолога.

    Что же такое мотивация?                                                                                            

«Интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации.

     Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т.е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).

      Познавательные мотивы 

.  направленность на изучение материала по предмету

  • процесс познания
  • приёмы приобретения знаний
  • организация учебного труда самообразование

        Социальные мотивы

  • направленность на общение с людьми
  • отношения с другими людьми
  • стремление занять определённое место среди сверстников
  • заслужить авторитет
  • осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия

     В начальном звене стимул – оценка.

     К окончанию начальной школы необходимо сформировать учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания новых знаний

     Средний школьный возраст  стимулируется соответствующей учебно-познавательной мотивацией.

    Старший школьный возраст - выбор профессиональной деятельности. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования. Что должно способствовать успешной социализации и самоопределению.

  Так должно быть с детьми нормы. Но мы работаем с детьми ОВЗ (УО). Поэтому особенности развития и социальная среда вносят свои изменения в процесс формирования мотивации к учению наших обучающихся.

  С помощью каких методик я исследую уровень мотивации к учению?

При поступлении в 1 класс (возраст до 8 лет) используется методика – «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

 (исследование внутренней готовности к учебной деятельности). * Описание приводится по статье "Динамика внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. - Вестник МГУ, сер.14. -Психология, 1988, №1

Вопросы:1. Психолог знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе.  В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

  1. 1. Что тебе нравится /не нравится/ в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
  2. Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то .что с тобой уже бывало, или случилось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой."

Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (методика А.М.Прихожан модифицированная по А.Д.Андреевой.)

Где вопросы чередуются о внутренней позиции ученика и внешних причинах (эмоциональном отношении).

МетодикаН,Г,Лускановой

 рассчитана на возраст от 6 до 11 лет, с ОВЗ (УО) проводим на более старший возраст, состоит из опросника, 10 вопросов о школе.

1. Тебе нравится в школе или не очень?

  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью

И т.д.

Также применяется как вторичная сопроводительная методика – проективный тест – рисунок «Моя школа» («Я в школе»)

Результаты:

  • - низкий уровень готовности к обучению в школе,
  • - внутренняя позиция «Я ученик» не сформирована или нестабильна,
  • - низкий уровень сформированности учебной деятельности в целом,
  • - низкий уровень мотивации у учению,
  • Внешняя мотивация более сформирована, чем внутренняя.

*****Следовательно, как вывод:  Больше внимания на внешние и наглядные стимулы и условия!

Причины, которые могут снизить школьную  мотивацию об-ся с ОВЗ (УО):

  • У подростков особенности возраста и нечетко сформировано чувство будущего.
  • Отношение ученика к учителю.
  • Отношение учителя к ученику.
  • Низкая личная значимость предмета.
  • Низкий уровень интеллектуального развития ученика.
  • Продуктивность учебной деятельности (применение специальных условий и индивидуального подхода).
  • Непонимание цели учения.

*****  Несформированность эмоционально-волевой  и личностной сфер.

*** Социальное окружение и низкий уровень социальной ответственности родителей (значимых близких).

Формирование (повышение мотивации к учению)

В двух направлениях ведется:

  1. Это использование разнообразных приемов и методов для развития познавательного интереса к каждому предмету.

          Например, на уроках математики,  это «манипуляции» с числами и цифрами в различных формах: кроссворды, лабиринты, нестандартные задачи, игры (в том числе двигательные задания, например, нарисованные на полу, на листах, на доске, спрятанные как ответ на вопрос или загадку в кабинете , квест-игра, задание с сюрпризами, пропусками, цветовыми решениями с опорой на цифры (раскраски, простые чертежи фигур), использование интерактивных заданий, веселых считалок и песенок под счет, и многое другое.

Простые задания в виде поручения.

2) И формирование жизненных целей, внутренней необходимости учения для будущей успешной жизни:

- Кем я вижу себя через 1 год?

- Через 5, 15 лет?

- Сколько я хочу получать за работу?

- Где мне в жизни пригодиться умение считать и решать задачи?

- Как научиться правильно тратить деньги? (например, чтобы распределить, чтобы не обманули в магазине и т.д.)

Оплатить счет, услугу, коды и пароли и многое другое, что является практически значимым в успешной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Формирование учебной мотивации у обучающихся " группы риска"

Мотив – это побуждение к деятельности, достижению целиУчебная мотивация - это включение в деятельность учения, учебную деятельность...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

презентация к педагогическому совету по теме "Мониторинг работы с обучающимися, имеющими повышенную учебную мотивацию и обучающимися "группы риска"

Обзор внутришкольной  системы управления качеством образования. Создание и эффективное функционирование в образовательном процессе внутришкольной системы оценки качества образования....

Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся с помощью чисел и цифр.

Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся с помощью чисел и цифр....

Использование развивающих тренажеров и пространств школьных помещений для повышения учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

C каждым годом в школы приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы.  Повышенная возбудимость, нарушение концентрации и удержание внимания, плохая память, повы...