Психологическая готовность детей к школе.
материал по психологии

Филатова Айнур Шахиновна

Психологическая готовность детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к школе.

        В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

        По результатам ряда исследований, понятие школьной готовности включает в себя пять компонентов, каждый из которых имеет свое немаловажное значение.

         Итак, первый из них. Это интеллектуальная или умственная готовность. Она определяется степенью осведомленности ребенка об окружающем, его кругозором, представлениями о неживой природе, о некоторых социальных явлениях, системностью этих представлений. Также под интеллектуальной готовностью понимают и уровень развития познавательных процессов. Наибольшее значение здесь придается сформированности наглядно-образного и логического мышления; уровню развития воображения, произвольного внимания, образной и смысловой памяти. К этому компоненту школьной готовности относят и наличие предпосылок для формирования учебной деятельности (т.е. умение принять задание, инструкцию и самостоятельно руководствоваться ею, выполнять правила); степенью овладения некоторыми элементарными навыками – осуществлять звуковой анализ слова, чтение, вычислительные навыки, подготовленность руки к письму.

       Вторым компонентом готовности к школе является мотивационная готовность. Мотивация учения – сложная сфера поведения, зависящая от многих факторов. Она характеризуется не простым возрастанием положительного отношения к учению, а прежде всего – усложнением структуры всей мотивационной сферы личности. В познавательных мотивах выделяют два уровня: широкие учебные мотивы, направленные на процесс учения, на его содержание и результат (они проявляются в желании идти в школу, в стремлении преодолевать трудности, в общей любознательности), и теоретико-познавательные, направленные на способы добывания знаний. Психологи считают, что необходимым условием становления учебной мотивации является развитие учебной деятельности школьника в единстве всех ее компонентов.

        Третий компонент школьной готовности – это готовность к общению, которая предполагает умение строить свои отношения со сверстниками и учителями. Здесь подразумевается умение ребенка согласовывать свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей, умеет ли принимать участие в совместной игре или других видах деятельности, его поведение в общении со взрослыми (робок, пассивен или активен).

        Четвертый компонент – это психическое здоровье ребенка. Исследования констатируют, что за последние годы ситуация с психическим здоровьем детей значительно осложнилась. Компонент психического здоровья приобрел определенную остроту не только в связи с известным напряжением социальной обстановки в обществе, но также и в связи с перенасыщением детской психики информацией. Исследования также показали наличие отрицательного эмоционального фона, неудовлетворенность общением со взрослыми. Все эти негативные явления и ряд других провоцируют состояние повышенной тревожности, различные неврозы, навязчивые состояния, вредные привычки и т.д.

        Пятый компонент школьной готовности – это эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе. Она определяет умение регулировать свое поведение, преодолевать посильные трудности. Основными показателями эмоционально-волевой готовности являются определенная степень сформированности произвольности психических процессов (восприятия, памяти, внимания), навыки самостоятельности, достаточно быстрый темп работы, овладение основными правилами поведения, умение правильно реагировать на оценку выполненного задания, умение ребенка оценить свою работу. Таким образом, из вышесказанного можно сделать несколько важных выводов.

        Во-первых, чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа и детского сада, родителей и учителей. Причем эта работа не может ограничиваться только обучением читать, писать, считать.

        Во-вторых, традиционные, принятые в нашей школе формы работы не позволяют учителю распознать, какие психологические трудности мешают данному конкретному ребенку справиться с учебным заданием. Поэтому учитель, как правило, оказывается беспомощным сам и не может подсказать родителям, как помочь первокласснику, над чем работать. Отсюда и общие жалобы на невнимательность или плохую память и общие рецепты: больше заниматься.

         В-третьих, только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы – личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой, может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху.

         Наконец, в-четвертых: если своевременно проконсультироваться со специалистами–психологами, оценить сильные и слабые стороны психологической готовности ребенка к школе, получить развернутые рекомендации, то можно подготовить ребенка к школе таким образом, чтобы он туда ходил с удовольствием, чувствовал себя уверенно и хорошо учился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к обучению в школу

Статья будет полезна классным руководителям....

Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познаватель...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Теоретический материал о психологической готовности ребёнка к школе для педагогов и родителей...

Презентация для родительского собрания:"Психологическая готовность детей к школе".

Презентация наглядно и кратко отображает составляющие компоненты психологической готовности к обучению в 1 классе и признаки дезадаптации у уч-ся 1-го класса....