Роль родителей в психологической подготовке выпускников к сдаче ОГЭ
консультация по психологии (9 класс)

Суворова Екатерина Эдуардовна

Родительское собрание в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodsobr_9_kl_podgotovka_k_oge.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль родителей в психологической подготовке выпускников к сдаче ОГЭ Презентацию подготовила педагог-психолог Суворова Екатерина Эдуардовна

Слайд 2

Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое повышенное требование, предъявляемое человеку. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение (или перенапряжение) у выпускников. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме – для этого обычно требуется несколько дней Экзаменационный стресс

Слайд 3

Стресс - это ответная реакция организма на длительное напряжение и/или негативные эмоции. Стресс в небольших количествах способствует активации мозговой деятельности для поиска выхода из сложившихся обстоятельств. Но регулярное пребывание в стрессе снижает иммунитет и даже может закончиться госпитализацией. Как распознать стресс? Человек постоянно подавлен, раздражителен. Страдает бессонницей, либо снятся постоянно кошмары. Не проходит чувство усталости, даже после сна. Не может сосредоточиться на уроках. Появляется слезливость, пессимизм. Стрессоустойчивость – это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека, степень раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества.

Слайд 4

Диагностика стрессоустойчивости выпускников 9 классов по методике Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. В диагностике по стрессоустойчивости приняло участие 101 выпускник 9 классов. Уровень стрессоустойчивости 9 классы 2021-2022 уч.год 1 - очень низкий 0 2 - низкий 0 3 - ниже среднего 2 4 - чуть ниже среднего 0 5 - средний 8 6 - чуть выше среднего 30 7 - выше среднего 35 8 - высокий 16 9 - очень высокий 10 Количество человек 101

Слайд 5

По результатам диагностики основная (превалирующая) группа обучающихся 9-х классов 73 человека (4-7 уровни стрессоустойчивости) принадлежит к наиболее распространенной группе людей, выходящих из себя только в случае крайне неблагоприятных обстоятельств. Вторая группа выпускников 26 человек (8-9 уровни стрессоустойчивости) – реалистичные молодые люди, адекватно воспринимающие все реалии окружающего мира, что помогает им активно сопротивляться стрессу.

Слайд 6

На сегодняшний день довольно популярна трехчастная модель психологической готовности к ГИА Когнитивный компонент (познавательный): определенный объем и степень упорядоченности знаний обучающегося, особенности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), а также адекватная оценка своих возможностей, уровня знаний, умение применять разные стратегии решения задач. Эмоциональный: отношение к экзаменам, индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, стрессоустойчивость, саморегуляция и самоконтроль Поведенческий (процессуальный): знание и понимание старшеклассником требований к поведению на экзамене, знание процедуры ОГЭ, навыки заполнения бланков и т.п. Структура психологической готовности к ГИА

Слайд 7

Почему выпускники так волнуются перед ОГЭ? сомневаются в полноте и прочности своих знаний; сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание; испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей: тревожности, неуверенности в себе; боятся неопределенной, незнакомой ситуации испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Слайд 8

Динамика развития стресса

Слайд 9

Симптомы экзаменационного стресса негативная реакция на любые напоминания об экзаменах со стороны взрослых, жалость к себе; вовлечение одноклассников в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах; ухудшение внимания; рассеянность, отвлекаемость; нарушения речи (запинки, повторы, заикание); мышечное напряжение; потеря чувства юмора; увеличение употребления кофе и других тонизирующих напитков; изменения пищевого поведения; головные или желудочные боли, тошнота; снижение продуктивности подготовки при увеличении времени на нее; ухудшение сна (тревожные сны, кошмары); появление страха перед будущим; чувство тревожного ожидания неудачи, сопровождающееся торможением учебной деятельности или её нарушением.

Слайд 10

Профилактика экзаменационного стресса

Слайд 12

Чем родители могут помочь своему ребенку при подготовке к экзаменам? Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена. Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Подбадривать, хвалить детей за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Слайд 13

Чем родители могут помочь ребенку в сложный период подготовки и сдачи ОГЭ? собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности; проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку и верить в силы ребенка; откажитесь от упреков, доверяя ребенку; обсудите, какой учебный материал нужно повторить, составьте план подготовки; вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок»- основная подготовка к экзамену должна приходиться на первую половину дня, если «сова»- то на вечер. Важно, чтобы выпускник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе.

Слайд 14

проведите репетицию письменного экзамена (ОГЭ). Установите продолжительность подобного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. контролируйте режим подготовки (именно родители помогут эффективно организовать время и распределить силы при подготовке к ОГЭ); во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы; договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена, он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и вовремя ляжет спать. Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Слайд 15

Общайтесь с ребенком с доброжелательным выражением лица, позитивным тоном высказываний. Важны поддерживающие прикосновения. Психологами установлено, что 4 объятия в день это минимум для выживания ребенка, а для полноценного развития необходимо 12 объятий. Также , очень важно понять в какой помощи нуждается именно ваш ребёнок. Нужно спросить его об этом: «Как я могу тебе помочь?» Не используйте тактику запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть. «Хочешь быть дворником, иди, мети улицы?! Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся, и тебе придется обеспечивать нас?»

Слайд 16

Методы быстрой и эффективной самопомощи в ситуации экзамена Дыхательные техники Все составляющие для успеха в снижении стресса – наше тело, внимание и дыхание – у нам всегда при себе. Мы можем распознать нездоровые признаки дыхания, чтобы их изменить. Меняя частоту и глубину дыхания, мы влияем на тонус мышц и деятельность головного мозга. Медленно вдохните (мысленно сосчитав до 6), задержите дыхание на 4 секунды, медленно выдохните (сосчитав до 8). Длинный выдох способствует расслаблению и успокоению. Глубоко вздохните, немного задержите дыхание и выдохните с облегчение (не менее 5 раз) «Расслабление снизу - вверх»: вдох-напряжение, выдох-расслабление. Вдох - напрягите ступни. Выдох расслабьте ступни. Далее икры и выше. Переключите внимание на мышцы, тело, тем самым вы снизите психологическое напряжение.

Слайд 17

Способы снятия напряжения 1. Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, на котором сидите, напрягите все мышцы и потянитесь вверх. Досчитайте до шести, опустите руки вдоль туловища и расслабьтесь. 2. Отведите руки за голову и надавите на затылок у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению. 3. Помассируйте пальцы рук - от основания до кончиков. Юноши сначала массируют левую руку, а девушки начинают массаж с правой руки. Помассируйте те части тела, которые напряжены. В ситуации экзамена чаще всего - это затылок, плечи, лоб. 4. Использование образов. Если представить только что отрезанную вами дольку лимона, можно почувствовать слюноотделение. Также , чтобы успокоиться на экзамене, прикройте глаза, вспомните место, где вам было уютно, приятно и безопасно со всеми подробностями. Перенеситесь на время туда, когда почувствуете облегчение, возвращайтесь к своей работе. 5. Сосредоточьтесь на счёте: начинайте считать до 100. Если сбились, считайте снова. Можете сосредоточиться на любом предмете. Внимательно рассматривайте его, отмечая все детали.

Слайд 18

Способы снять нервно-психическое напряжение : спортивные занятия; контрастный душ; стирка белья; мытье посуды; скомкать лист бумаги и выбросить; слепить из газеты свое настроение; громко спеть свою любимую песню; покричать то громко, то тихо; вдохнуть глубоко 10 раз; погулять по лесу; потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «быструю».

Слайд 19

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителю по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...

Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько совето...

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ на 2016-2017 учебный год

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.Подготовка к ...

Буклет "Рекомендации родителям при подготовке выпускников к сдаче экзаменов"

Поддержка родителей - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена....

Роль классного руководителя в формировании психологической готовности выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ

В данной статье рассматривается роль классного руководителя по формированию психологической готовности выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ и приведены некоторые рекомендации по организации работы с родителя...

Роль родителей в психологической готовности к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Роль родителей в психологической готовности к сдаче ОГЭ и ЕГЭ (выступление на родительских собраниях)       В подготовке выпускников к экзаменам огромную роль играют роди...