Разработка психолого-педагогического семинара по теме: « Синдром профессионального выгорания у педагогов»
методическая разработка по психологии

Савенкова Надежда Анатольевна

Данная разработка может использоваться в качестве материала для психолого-педагогического семинара в общеобразовательной школе (для педагогов), а также для семинаров со специалистами любой структуры, работающей в системе «Человек-Человек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teor.soprovozhdenie_k_chasti_1.doc67 КБ
Office presentation icon proekt_chast_1.ppt988.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Разработка психолого-педагогического семинара

                                                  по теме:

                     « Синдром профессионального

                 выгорания у педагогов»

          ( с использованием компьютерных технологий)

                       

                                       

                                         Подготовила: Савенкова Н. А,

                                                         педагог-психолог

МОКУ «Паникинская СОШ»

Данная разработка может использоваться в качестве материала для психолого-педагогического семинара в общеобразовательной школе (для педагогов), а также для семинаров со специалистами любой структуры, работающей в системе «Человек-Человек».

Цель: повышение компетенции педагогов по проблеме профессионального выгорания.

Задачи:

  1. Познакомиться с влиянием стресса на психическое здоровье человека.
  2. Обозначить понятие «синдром профессионального выгорания», рассмотреть его стадии.
  3. Выявить факторы, вызывающие выгорание.
  4. Выделить типы поведения и переживания в профессиональной среде педагогов.
  5. Раскрыть новые подходы к проблеме выгорания.

Материалы и оборудование: мультипроектор, презентация «Синдром профессионального выгорания у педагогов», выполненная  в программе Power Point, теоретическое сопровождение презентации, ручки и бумага – по желанию педагогов (если будет необходимость самостоятельного конспектирования).

Время проведения: ориентировочно 1- 1,5 часа (это зависит от количества педагогов и их активности).

Структура

занятия

Деятельность

психолога

Деятельность

педагогов

  1. Органи-

зационный

этап

Приветствует коллег. Сообщает тему, объясняет цель и задачи занятия.  

Проводит инструктаж (если есть необходимость) по правилам работы с компьютером.

Приветствуют психолога. Занимают места за компьютерами (или перед мультипроектором).

  1. Основной

этап

Подчеркивает актуальность проблемы выгорания для педагогов.

 Длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство эмоциональной опустошенности из-за необходимости постоянных контактов с другими людьми (профессия учителя относится к таким профессиям). В начале 70-х гг. прошлого столетия впервые было употреблено словосочетание «психическое выгорание».  

Психолог предлагает начать работу с просмотра первого слайда.

Показ слайда № 1.

(Название презентации).

Показ слайда №2.

Психолог раскрывает смысл понятия «психическое выгорание».

Показ слайда № 3.

Совокупность признаков психического выгорания, которые мы можем наблюдать у человека, работающего в сфере «Человек – Человек», составляет  так называемый «синдром профессионального выгорания».  

Этот синдром имеет 3 составляющих: эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.

Показ слайда № 4.

Генезис синдрома носит индивидуальный  характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере и условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Общей причиной «сгорания» является недостаток вознаграждения в тех случаях, когда с работой связывались большие надежда и человек все силы отдавал на то, чтобы они оправдались. Люди, сгоревшие на работе, часто начинают трудиться, имея высокие идеалы и самые лучшие намерения.

Развитие синдрома имеет стадиальный характер.

Показ слайда № 5.

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. «Тот, кто сгорел, когда-то должен был загореться». Этот «запал» не несет никаких отрицательных последствий при условии соответствующего вознаграждения. В случае несоответствия между собственным вкладом и ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Многочисленные исследования показывают, что наиболее склонны к выгоранию работники педагогической сферы, социальные работники и медики.

Рассмотрим подробнее стадии развития синдрома.  

Показ слайда № 6.

Психолог предлагает обсудить признаки 1 стадии: замечали ли у себя нечто подобное, в какие периоды (жизни или учебного года).

Показ слайда № 7.

Предлагает обсудить признаки 2 стадии.

Показ слайда № 8.

Психолог предлагает вспомнить, испытывали ли педагоги нечто подобное в своей профессиональной деятельности.

Выгорание не возникает на пустом месте. Есть определенные факторы, которые способствуют его возникновению и развитию.

Психолог предлагает рассмотреть факторы, способствующие выгоранию – это организационные факторы (особенности профессиональной деятельности) и  личностные факторы (индивидуальные характеристики самих профессионалов).

Показ слайда № 9.

Роль группы организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально – психологические условия деятельности, является доминирующей в возникновении выгорания.

А) Условия работы.

Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект временный: уровень выгорания повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Б) Содержание труда.

Продолжительный контакт с одним клиентом в течение рабочего дня, острота его проблем способствует развитию выгорания. Интересны внутрипрофессиональные различия в выгорании. Установлено, что уровень обучения и специфика преподаваемой дисциплины дают разную степень выгорания. Например, учителя начальной классов наиболее подвержены выгоранию, чем их коллеги из старших классов. Учителя музыки менее склонны к выгоранию, чем учителя математики. Уровень выгорания у учителей физкультуры ниже, чем у учителей-предметников.

Продолжим рассмотрение организационных факторов.

Показ слайда № 10.      

Г) Социально- психологические факторы.

Наиболее значимой для работников является поддержка администрации и супервизоров. Конфликты в группе по горизонтали менее опасны, чем конфликты по вертикали. Демократический стиль руководства в меньшей степени способствует возникновению выгорания.

Атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу  могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. Апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе могут привести к эмоциональному истощению у учителей. Активное сопротивление учеников учителю в виде негативного поведения вызывает выгорание у учителей. Выгорание у мужчин в большей степени вызывается невнимательностью учеником, а у женщин – их непочтительностью.

Психолог предлагает рассмотреть влияние индивидуальных характеристик самих профессионалов на развитие выгорания.

Показ слайда № 11.  

Индивидуальные характеристики самих профессионалов:

А) Возраст.

 Склонность молодых к выгоранию из-за эмоционального шока, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, не соответствующей их ожиданиям.

Б) Пол.

Мужчины более склонны к деперсонализации, а женщины – к эмоциональному истощению. Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки по сравнению с мужчинами.

Личностные особенности намного больше влияют на развитие профессионального выгорания, чем демографические характеристики или факторы профессиональной среды.

Психолог предлагает рассмотреть личностные особенности.

Показ слайда № 12, 13.

Г) Уровень образования.

Редукции профессиональных достижений

более всего подвержены люди со средним образованием.

Д) Поведение типа А.

Найдены положительные корреляции между поведением типа А и эмоциональным истощением. Люди, демонстрирующие этот тип поведения, в большей степени подвержены заболеваниям нейрогенной природы.

Выделены 4 типа поведения и переживания в профессиональной среде. Об одном из них (типе А) мы уже упоминали, теперь рассмотрим их подробнее.

Показ слайдов № 14, 15, 16, 17.  

 

Предлагает обсудить, вспомнить примеры из своей профессиональной деятельности.

Показ слайда № 18.

Психолог предлагает обсудить диаграмму, согласны ли они с таким распределением типов. Если - да, то почему так происходит. Если - нет, то как бы они сами распределили по типам.

 В отношении выгорания появились новые подходы, основанные на его  предотвращении. Ведь профилактика в любом деле эффективнее и требует меньше затрат, нежели ликвидация.

Психолог предлагает познакомиться с новыми подходами  к выгоранию.  

Показ слайда № 19, 20.

Предлагает обсудить, с чем они согласны, а с чем не могут согласиться.

Если есть выгорание, значит, есть и его антипод. Давайте посмотрим, что же это за состояние, противоположное выгоранию.

Показ слайда № 21.

Психолог предлагает обсудить, как часто педагогам приходится испытывать такое состояние. Что чаще они испытывают в своей повседневной профессиональной деятельности: состояние, близкое по своим признакам к выгоранию или состояние, близкое его антиподу? Или какое-то промежуточное между ними состояние?

Существуют разные способы и методы предотвращения синдрома профессионального выгорания. Давайте познакомимся с ними.

Показ слайдов № 22, 23.

Психолог рассказывает о второй части проекта по синдрому профессионального выгорания, с помощью которой можно непосредственно, практически овладеть приемами саморегуляции, которые помогут в критические моменты жизни и повседневной профессиональной деятельности. Эти приемы просты и вместе с тем эффективны.

Слушают, задают вопросы.

Педагоги щелчком «мыши» начинают показ презентации.

Просмотр

слайда № 1.

Просмотр

 слайда №2.

Просмотр

 слайда № 3.

Просмотр

 слайда № 4.

Слушают, задают вопросы.

Просмотр

слайда № 5.

Просмотр

слайда № 6.

Педагоги обсуждают, приводят примеры из своей практики.

Просмотр

слайда № 7. 

Обсуждают, делятся впечатлениями.

Просмотр

 слайда № 8.

Обсуждение.

Просмотр

слайда № 9.

Просмотр

слайда № 10.

Обсуждают, наблюдали ли в своей практике, какое значение для них играют отношение руководства, коллег.

Обсуждение: является ли значимым атмосфера в классе.

Просмотр

слайда № 11.

Просмотр

 слайда № 12, 13.

Обсуждение.

Просмотр

слайдов № 14, 15, 16, 17.

Обсуждают, приводят примеры из своей практики для каждого типа. 

Просмотр

слайда  № 18.

Обсуждение.

Обсуждение.

Просмотр

слайда № 21.

Педагоги высказывают свое мнение, обсуждают.

Просмотр

слайдов № 22, 23.

  1. Заключи-

тельный

этап.

Подведение итогов занятия.

Психолог предлагает педагогам выразить свое мнение, поделиться впечатлениями от семинара.

  1. Узнали ли вы что-то новое сегодня?
  2. Было ли что-то, что вас удивило, поразило?
  3. Что огорчило, обрадовало?
  4. Нуждаетесь ли вы в освоении приемов саморегуляции?
  5. Понравился ли семинар?
  6. Пожелания психологу, проводящему такой семинар.

Психолог  по возможности фиксирует высказывания учителей, особое внимание обращая на тех педагогов, кто выразил желание научиться методам снятия нервно-психического напряжения. Из этих педагогов можно составить группу для следующего семинара, на котором с помощью второй части проекта «Естественные механизмы регуляции организма и саморегуляции» эти педагоги будут осваивать методы снятия нервно-психического напряжения.

Педагоги  выражают свое мнение, делятся впечатлениями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синдром профессионального выгорания Автор презентации педагог-психолог МОКУ «Паникинская СОШ» Савенкова Н. А.

Слайд 2

"Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек" Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания

Слайд 3

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Психическое выгорание - состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. Психическое выгорание - ухудшение психического и физического самочувствия у представителей профессий типа «Человек-Человек»

Слайд 4

составляющие "синдрома профессионального выгорания" 1. Эмоциональная истощенность- чувство эмоциональной опустошенности и усталости, связанное с работой. 2. Деперсонализация - циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, негуманное отношение). 3. Редукция профессиональных достижений- возникновение чувства компетентности в профессиональной сфере одновременно с осознанием неуспеха в ней.

Слайд 5

Развитие синдрома носит стадиальный характер Вначале наблюдаются значительные энергетические затраты - вследствие высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. «Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев, отчаяние. Работа становится для них бременем, которое они не в состоянии больше нести. Они могут срывать эти чувства на людях, которым должны помогать, или сдерживать свои эмоции, ведя себя холодно и отстраненно.

Слайд 6

1 стадия: На уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, «провалы в памяти», сбои в выполнении каких-либо двигательных действий, и т.д. Выделяют три основные стадии синдрома Первая стадия может формироваться от 3 до 5 лет.

Слайд 7

2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями); Нарастание апатии к концу недели; Появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон» без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний); Повышенная раздражительность, человек заводится, как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Время формирования данной стадии от 5 до 15 лет

Слайд 8

3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему проще и приятнее общаться с природой и животными, чем с людьми. Данная стадия формируется от 10 до 20 лет

Слайд 9

Б) Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы:количество учеников, частоту общения с ними, степень глубины контакта с ними. А) Условия работы. Повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Факторы, вызывающие выгорание 1. Организационные факторы (особенности профессиональной деятельности) Роль группы организационных факторов является доминируюшей в возникновении выгорания

Слайд 10

Факторы, вызывающие выгорание 1. Организационные факторы (особенности профессиональной деятельности) В) Степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения (отрицательная зависимость между этими переменными и выгоранием) Г) Социально-психологические факторы (взаимоотношения в организации как по горизонтали, так и по вертикали). Решающую роль при этом играет поддержка со стороны коллег, а также семьи, друзей, родственников. Д)Достаточное вознаграждение. Вознаграждение (денежное или моральное) должно быть достаточным для предотвращения выгорания. При этом работникам важно соотносить свои усилия и усилия других (должно быть справедливое вознаграждение). Е) Ролевой конфликт и ролевая двойственость. Ролевой конфликт - противоречие между функциями работника, которые он выполняет. Противоречие ролей снижает профессиональную эффективность и ведет к эмоциональному истощению и деперсонализации.

Слайд 11

Факторы, вызывающие выгорание 2. Индивидуальные характеристики самих профессионалов. А) Возраст Наиболее склонны к выгоранию работники 19-25 лет и 40-50 лет Б) Семейное положение Более склонны к выгоранию неженатые (особенно мужчины), причем холостяки больше, чем разведенные. В) Пол У мужчин больше выгорание, если от них требуется демонстрация мужских качеств:отвага, достижения в работе, эмоц. сдержанность, у женщин - если от них требуется сопереживание, воспитательные умения, подчинение.

Слайд 12

2. Индивидуальные стратегии сопротивления выгоранию. Люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегию избегания стрессовых ситуаций. 3. Локус контроля. Люди с внешним локусом контроля чаще подвержены выгоранию (особенно таким его составляющим, как эмоциональному истощению и деперсонализации). 1. Личностная выносливость. Способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями, гибко реагировать на различного рода изменения. Факторы, вызывающие выгорание 2. Индивидуальные характеристики самих профессионалов. Г) Личностные особенности 4. Самооценка . Высокая самооценка хотя и предрасполагает к выгоранию,сама по себе может быть отражением факторов среды или даже отражением воздействия выгорания.

Слайд 13

Факторы, вызывающие выгорание 2. Индивидуальные характеристики самих профессионалов. Д) Уровень образования Чем выше уровень образования, тем более вероятна деперсонализация (это может быть связано с уровнем притязаний) Е) Поведение типа А Люди, демонстрирующие этот тип, предпочитают бурный темп жизни, имеют потребность все держать под контролем, преодолевать трудности. У женщин связь между поведением типа А и выгоранием сильнее, чем у мужчин.

Слайд 14

Здоровый, активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое (но не экстремальное) значение, контролирующий свои энергетические затраты. Владеет конструктивными способами преодоления неудач и поражений, которые он воспринимает не как источник негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления. Тип G можно представить как образец положительной установки на деятельность, усиленной положительными эмоциями. Типы поведения и переживания в профессиональной среде Выделены 4 типа поведения и переживания в профессиональной среде 1. Тип G

Слайд 15

Экономный, бережливый, со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, сохраняет дистанцию по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворен результатами своего труда. Характерной чертой этого типа является общая удовлетворенность жизнью, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой. Но при такой «экономной» стратегии поведения в длительной перспективе может возрасти профессиональная неудовлетворенность на фоне успешности других людей. Типы поведения и переживания в профессиональной среде 2. Тип S

Слайд 16

Типы поведения и переживания в профессиональной среде 3. Тип А Тип риска А - характеризуется экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессам. Психические перегрузки, стремление к совершенству и связанная с этим неудовлетворенность эффективностью своей деятельности приводят к возникновению негативных эмоций. Этот тип относится к группе риска с вероятностью быстрого развития синдрома профессиональноговыгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа может стать возникновение психосоматических и сердечных заболеваний.

Слайд 17

Типы поведения и переживания в профессиональной среде 4. Тип В Выгорание. Отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, органиченной способностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Тип В не способен к сохранению дистанции по отношению к работе, что приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой, снижению общей психической устойчивости организма, общей апатии, нежеланию выполнять профессиональные задачи.

Слайд 18

Распределение типов поведения и переживания в профессиональной среде учителей Тип G - здоровый Тип А - склонный к выгоранию Тип S - экономный Тип В - выгоревший

Слайд 19

Основная идея этого подхода в том, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Ими предлагается шесть сфер такого несоответствия: Предотвращение выгорания: новые подходы. В настоящее время появилось несколько новых подходов к понятию выгорания, среди них - подход К. Маслач и М. Лейтер. 1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его ресурсами. 2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. 3.Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия достаточного вознаграждения.

Слайд 20

Сферы несоответствия между личностью и работой. Выделено шесть сфер несоответствия: 4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Постоянные нерешаемые конфликты между людьми продуцируют чувство враждебности и фрустрации и уменьшают вероятность социальной поддержки. 5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствия представления о справедливости на работе. 6. Несоответствие между этическими принципами личности и требованиями работы.

Слайд 21

Научатся реалистически подходить к своей работе и целям, адекватно оценивать свои возможности и требования среды; Будут стараться отделить свою личную жизнь от работы; Формировать интересы, не касающиеся работы; Чувствовать свою значимость и эффективность своих действий; Научатся предотвращать признаки выгорания. Антипод выгорания. Исследование феномена выгорания привело к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к труду. Было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу. Работники могут избежать выгорания, если:

Слайд 22

Как предотвратить выгорание ? Опыт показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Природа человека такова, что он стремится к комфорту, не задумываясь об этом, не зная какими научными словами это называется . Это - естественные способы регуляции , которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Специалисты, занимающиеся проблемами регуляции психических состояний, для управления ими используют специальные приемы сознательно .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выполнявших исследовательский проект по теме: "Золотое сечение в математике, природе, архитектуре и живописи"

Актуальность использования исследовательской работы на уроках свидетельствуют те аргументы, что повышается мотивация учащихся к изучению предмета....

Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов»

Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов» может быть использовано как на методически объединения, так и  на педагогически совета....

Методическая разработка «Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 14-15 лет в соответствии с возрастными особенностями»

Методическая разработка «Психолого - педагогическое объяснение  специфики  восприятия и          освоения учебного материала обучающимися 1...

Перспективный план психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений МБОУ "СОШ №5" педагога-психолога Плеханова В.Ю.

Документ содержит перспективный план психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений МБОУ "СОШ №5" педагога-психолога Плеханова В.Ю....

Семинар на тему "Синдром дефицита внимания и гиперактивность"

Характерные проявления в поведении гиперактивного ребенка....

Перспективный план психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений МБОУ «СОШ № 5» педагога-психолога на 2020-2021 учебный год

Документ содержит перспективный план психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений МБОУ «СОШ № 5» педагога-психолога на 2020-2021 учебный год...

"Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"

quot;Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"...