Тренинг на 1 час "Агрессия подростков"
материал по психологии (7, 8, 9 класс)

Цвенгер Наталия Валерьевна

Тренинг на 1 час "Агрессия подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_podrostkov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг за 1 час

Агрессия подростков

Автор Цвенгер Н.В.

Цель: ознакомление с термином агрессия, диагностика уровня агрессии.

Задачи: научить подростка справляться с приступами агрессии. Обучить навыкам контроля гнева.

Рекомендуется для проведения родительских собраний и классных часов в 5-9 классах.

Агрессия — зачастую именно с этого для родителей начинается проявление «подростковости» у детей. Ещё недавно послушный ребенок становится обидчивым, ворчливым, раздражительным, порой в его словах прорывается гнев и грубость.

 

В такой ситуации родители часто чувствуют себя растерянными, не знают как реагировать на агрессивные проявления характера своего ребенка. Что же происходит с подростком в это время? Что заставляет его так меняться? Причин тому много, но в любом случае — это отражение внутреннего дискомфорта ребенка.

 

Внутренний дискомфорт — ощущение, которое сопровождает человека в подростковом возрасте, в силу психологических особенностей этого периода. И агрессивное поведение в начале подросткового возраста — нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким).

 

Ребенок в это время учится владеть своими эмоциями, а сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди. В течении подросткового возраста (5–6 лет) человек овладевает приемлемыми способами выплескивать свой гнев и другие эмоции.

 

Уровень агрессии повышается у всех детей подросткового возраста, но выражаться она может по разному, с разной степенью интенсивности. Существует несколько форм выражения агрессии:

Физическая -использование физической силы против другого человека.

Вербальная — выражение ребенком своих негативных чувств при помощи слов, визга, крика, угроз.

Раздражение — готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым. грубым.

Подозрительность — склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред».

Косвенная агрессия — воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес обидчика.

Обида — как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением и миром вообще.

Скрытая агрессия (или пассивно- агрессивное поведение). Это нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда родители пытаются «образумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами) — это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток и сам не знает почему он так себя ведет. Эта скрытая агрессия направлена на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких и окружающих.

 

На степень выраженности агрессии оказывают влияния отношения в семье, особенно в родительской паре. Если у родителей отношения конфликтные, а уж тем более предразводные или в состоянии развода, словом, неустойчивые; то такие отношения усиливают психологическую «неустойчивость» подростка.

 

В ситуации, когда в родительской паре конфликты, дети растут с чувством незащищенности. Тревога, чувство вины, агрессивные вспышки — это симптомы беззащитности, отсутствия внутренней опоры. Большое влияние на формирование агрессии оказывает так называемый «стиль воспитания» — по сути, это набор семейных правил и родительских требований, к которым должен приспосабливаться ребенок.

 

По стилю воспитания семьи делятся на:

авторитарные (в этих семьях дети находятся в жестком подчинении у взрослых, их мнения и желания не учитываются).

принимающие (в этих семьях важно мнение и желание каждого её члена, решения которые принимают взрослые, а также родительские запреты понятны детям).

непоследовательные (в этих семьях запреты, наложенные родителями работают недолго, и обещания, которые дают родители не выполняются).

попустительские (в этих семьях ребенок растет как без родительского «глаза», сам по себе)

 

Самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, т. к. у тетей нет чувства стабильной опоры и защищенности.

 

На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.

 

Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему самому не удобно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.

Проверьте, понимаете ли Вы своего ребенка (тест возможно использовать как для родителей, так и для детей)

 

Уважаемые родители! Вам предлагается маленький экспресс-тест. Он поможет определить, насколько вы готовы понимать своего ребенка.

 Если Вы хотите извлечь больше информации из этого теста, то попросите ребенка ответить на вопросы теста от вашего имени: " Как ты думаешь, как на эти вопросы ответила бы мама, как ответил бы папа?». Вы полу

Инструкция. На утверждения этого теста можно отвечать «да». «нет», «не знаю».

 

Утверждения:

На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

Иногда Вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете как реагировать на поведение Вашего ребенка.

Ваши интуиция и опыт — лучшие советники в воспитании ребенка.

Иногда Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы не рассказали бы ни кому другому.

Вас обижает негативное мнение других людей о вашем ребенке.

Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.

Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют Вас).

Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

Вы можете удержаться от покупки интересной игры для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка — физическое наказание (ремень)

Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости.

Иногда Вам кажется, что ребенок учит Вас новым мыслям и поведению.

У Вас конфликты с собственным ребенком.

 

Обработка результатов:

 

За каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также За каждый ответ «нет» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 — Вы получаете по 10 очков.

 

За каждый ответ «не знаю» по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

 

Вот что у вас получилось:

 

100–150 очков.

У Вас большие способности к пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения — Ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости. Вас можно признать примером, достойным подражания. До идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение Вашего ребенка. Рискнете?

 

50–99 очков.

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком Вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые Вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

 

0–49 очков.

Кажется, можно больше посочувствовать не вам, а вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю — доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но ещё не все потеряно. Если Вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте действовать иначе. Может, Вы найдете кого то, кто Вам в этом поможет. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью Вашего ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"

Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"...

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...

Тренинг для младших подростков "Как прожить без ссор и драк"

Занятие для пятиклассников по коррекции агрессивного, конфликтного поведения....

Конспект тренинга "Я -родитель подростка"

Тренинг,который удобно использовать на родительском собрании в 6-8 классах.Различные упражнения помогут не только создать доверительные отношения между детьми и родителями,но и дружескую, эмоциональну...

Тренинг общения для подростков

Тренинг общения (методические рекомендации и сценарии занятий)...

Тренинг общения с подростками с элементами профориентации

Работа по развитию профессиональных навыков и коррекции противоречивых взглядов должна происходить в удобном для школьника режиме – через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлекси...

Семинр - тренинг для родителей подростков по профилактике употребления ПАВ

Данна разработка будет полезна в работе с родителями социальному педагогу, классному руководителю. В разработке представлен информационный материал по теме, групповые задания, памятка...