практикум для школьного лагеря
тест по психологии

Практикум для педагогического класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для тех, кто собирается работать в пришкольном лагере

Тебя ждет необычное лето – новые встречи, новые открытия и победы, новые разочарования и поиски, новые дела, игры, песни. А главное, тебя ждет встреча с мальчишками и девчонками: веселыми, жизнерадостными, неугомонными, иногда упрямыми и вредными, но все же, как ты потом, после смены будешь говорить – твоими, самыми лучшими.

Ты – становишься членом педагогического отряда, педагогом, а это значит, на тебя равняются ребята, они хотят быть таким же активным, коммуникабельным, также как ты петь, танцевать, придумывать что-то интересное.

Чтобы оправдать ожидания детей и самому получить удовольствие от работы с ними начни подготовку к работе сегодня, сейчас, не откладывая ее в долгий ящик.

Мы надеемся, что этот практикум поможет тебе систематизировать имеющие знания, подскажет, напомнит, заставит задуматься. Для выполнения заданий воспользуйся рекомендуемой литературой и конечно опытом своих старших товарищей, тех, кто уже работал в пришкольных лагерях. И еще один совет: будет замечательно, если выполнять задания, ты будешь вместе с друзьями, с командой, которая будет с тобой рядом в лагере. Удачи!

Пришкольный лагерь или лагерь с дневным пребыванием детей – это способ организации активного, полезного, оздоровительного отдых школьников в возрасте от 7 до 14 лет, на базе школы, учреждения дополнительного образования.

Основные цели и задачи работы лагеря следующие:

  • создание необходимых условий для  оздоровления,  отдыха  и рационального использования каникулярного времени детей с опорой на возможности социально-территориального окружения школы;
  • удовлетворение  возрастных  и  индивидуальных  потребностей детей, развитие их интересов и способностей;
  • физическое и духовное развитие детей;  формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
  • создание условий для самоопределения и творческой самореализации детей;
  • создание максимальных условий для быстрой адаптации воспитанников в новых условиях с учетом возрастных особенностей.    

Приходя на работу в пришкольный лагерь в качестве помощника воспитателя, вожатого ты занимаешь позицию педагога. Основной твоей деятельностью становится - педагогическая. Любая деятельность строится на основе цели. Цель лагеря изложена в ее программе.

  • Как бы ты, исходя из общей цели, сформулировал педагогические задачи деятельности педагогов в лагере? (задачи должны быть конкретными, достижимыми за смену, диагностируемыми)
  • Какое место в решении этих задач ты отводишь себе?
  • Какие педагогические цели и задачи ты сформулируешь для себя?
  • Если все педагоги лагеря будут решать индивидуальные педагогические цели и задачи, достигните ли вы общей, коллективной цели педагогической деятельности?
  • С чем уйдет из лагеря каждый ребенок, чему он научится, что узнает, что получит?

Я собираюсь в лагерь!

🖐

5 пальцев на этой ладошке это твой багаж для работы в лагере: твои знания и умения. Продолжи предложения и подпиши пальцы:

мизинец – я знаю…

безымянный – я умею…

средний – я готов…

указательный – я могу…

большой – я  хочу…

🖐

Эти 5 пальцев – твои ожидания от лагеря.

1.

2.

3.

4.

5.

Еще есть время подготовиться к работе в лагере. Начни уже сегодня собирать свой багаж.

Собери материалы для работы в разные периоды смены.

Помни: в организационном плане лагерная смена состоит из 3-х основных периодов: организационного, основного и заключительного. В зависимости от сроков продолжительности смены меняются и сроки периодов (см. схему).

Период смены

Задачи

Организационный период

- организация знакомства ребят друг с другом, со взрослыми, с условиями жизнедеятельности, нормами и правилами;

- выработка норм поведения, традиций, основ коллективной деятельности, сотрудничества, сотворчества в новых условиях;

- диагностика личных потенциалов ребят, их интересов;

- создание условий для самопрезентации, проявления лучших качеств личности, способностей;

- создание условий для принятия каждого воспитанника в коллектив сверстников и взрослых;

- помощь в определении места, статуса в коллективе;

- формирование чувства «мы», доверия в отряде;

- формирование организационной структуры отряда;

-  определение перспектив деятельности и личностных смыслов пребывания в лагере.

Основной период смены

- включение ребят в разнообразную совместную деятельность;

- организация процесса дополнительного образования, реализация программы лагеря;

- развитие коллектива;

- определение индивидуальных маршрутов продвижения ребят;

- создание условий для деятельности отряда как организатора общих дел;

- организация самоуправления или соуправления;

- моделирование ситуации успеха для каждого воспитанника и отрядов;

- поддержка активности каждого воспитанника и отряда;

- создание положительного эмоционального настроя,  благоприятного микроклимата коллектива;

- поддержка групповых норм;

- создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и развития.

Заключительный период смены

- организация подведения итогов смены;

-закрепление и реализация приобретенных знаний, умений, опыта;

-организация личной и групповой рефлексии.

Для оргпериода нужны игры – взаимодействия, игры – знакомства, если дети из разных классов. Например, такие:

Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя. Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.

Снежный ком. Все встают в круг. Первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое, третий – называет имена первого, второго и свое. И так далее. Интересно, если вожатый стоит последним и называет всех детей по имени, а в конце представляется сам.

Рассказать о себе в трех словах. Можно усложнить игру, если дети постарше: все слова – характеристики должны начинаться с первой буквы имени.

Представиться по-разному. Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

А теперь продолжи! Напиши еще 5-10 игр на знакомство и взаимодействие.

Именно в этот период используются малые формы работы.

       Малые формы работы – это короткие по времени подготовки и проведения дела в отряде. Как правило, для таких дел вожатый придумывает тему и подбирает к ней творческие задания. Задания могут и не объединяться в одну тему, пусть будет разнобой. На сборе отряда вожатый говорит вступительное слово, настраивает на дело, все делятся на группы и каждая группа получает творческое задание. На выполнение заданий дается 20-30 минут. После чего каждая группа выполняет задания. Подобные дела хорошо проводить в организационный период смены, когда надо познакомиться, сплотить отряд, сформировать основу для будущей совместной деятельности, для сотрудничества. При выборе заданий надо, чтобы они соответствовали возрасту, были интересны и посильны детям, требовали при подготовке и выполнении участия всех ребят и пусть они будут разножанровыми и различными по содержанию.

Напиши такие формы работы…

В первые дни работы лагеря, можно провести операцию «Следопыт».

Эта игра проводится в начале смены для того, чтобы познакомить всех детей с территорией, работниками, чтобы дети сделали что-то полезное для лагеря и тем самым почувствовали свою ответственность за то, что происходит вокруг. Все ребята делятся на группы, каждая группа получает задание следующего характера:

Ответьте на вопросы:

  1. Сколько ребят посещают наш лагерь?
  2. Как зовет начальника лагеря?
  3. Сколько дверей в здании, где располагается лагерь?
  4. Когда было образован образовательной учреждение на базе которого создан лагерь?
  5. Самые любимые занятия у ребят разных отрядов.
  6. Как зовут поваров, которые вас кормят?
  7. Сколько посадочных мест в столовой?
  8. Сколько окон в спортзале?
  9. На сколько зрителей рассчитан актовый зал?
  10. Сколько швейных машин в мастерской?
  11. Сколько зеркал в танцевальном классе?
  12. Какого размера аквариум в кабинете ИЗО?
  13. Какова общая площадь спортивного зала?
  14. Как зовут педагогов-организаторов, которые работают с пришкольными лагерями?
  15. Определите, что полезного вы можете сделать для школы. Сделайте.
  16. Выпустите «листок следопыта».
  17. Придите дружно на итоговый сбор, где расскажите в творческой форме о своих результатах.

На подготовку и выполнение задания необходимо время от 30 минут до 1,5 часов.

Организаторам надо заранее договориться с теми, кто может быть задействован в ходе выполнения задания, определить возможные места работы для 15 задания.

В первые дни смены необходимы игры на взаимодействие:

  1. «Поздороваться за руку с максимальным количеством людей». Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
  2. «Рисуем на ладошках». Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
  3. «Молекулы». Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.
  4. «Салки-обнималки». Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.
  5. «Путаница». Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.
  6. «Встать спиной друг к другу». В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.
  7. «Сесть друг другу на колени». Задание нужно всем сесть друг другу на колени. Для этого группа встает в круг, поворачивается боком, сужает круг и одновременно садится так, чтобы можно было расслабить ноги. Затем можно обойти кружок. Группу нужно страховать.

А теперь напиши игры, которые знаешь ты.

Игры на выявление лидеров

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: "Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!» Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» 

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Какие игры на выявление лидеров, индивидуальных особенностей ребят есть у тебя в запасе?

Основной период смены – это главное время лагерной жизни.

  1. Знаешь ли ты комплекс интересной утренней зарядки для детей?
  2. Как провести утренний отрядный круг, линейку?
  3. Как организовать отряд на уборку территории?
  4. Какие песни и кричалки ты можешь выучить с отрядом?
  5. Как организовать деятельность в отряде?

Организаторская деятельность – это целенаправленная активность  по приведению в систему действий и операций других людей по достижению результата целевой деятельности.

Организовать – это привести в действие систему, упорядочить действия и операции других людей.

  • Этапы организаторской  работы

Старт – получение задания.

  1. определение целей и усвоение задач.
  2. Обеспечение работы (условия, средства, исполнители)
  3. Планирование работы, распределение обязанностей.
  4. Оперативное руководство (согласование, контроль).
  5. Анализ эффективности, подведение итогов.

Финиш – отчет о выполнении задания.

  1. Какие отрядные дела ты проведешь в отряде? Например:

Выпуск отрядной газеты.

Отряд делится на микрогруппы по 4 – 6 человек. Каждая группа получает задание сочинить, написать и оформить часть отрядной газеты, которая носит условное название «Как мы в лагере живем!..»

Каждая группа получает лист, вырезанный в форме пазла на котором она размещает, оформляет материал (в конце работы все пазлы соединяются, чтобы получилась общая газета).

Дальше происходит распределение что и в какой форме пишет каждая группа. Группы вытаскивают по 1 заданию из двух разных наборов:

  1. Название жанра. Это может быть заметка, отчет, репортаж, интервью, экспресс-опрос, статья, фельетон, зарисовка, очерк.
  2. Название рубрики. Светская хроника, окно в природу, люди и дела, картинка дня, сад-огород, криминальная хроника, эхо недели, ужасы, досуг, реклама, спорт, ну и ну…  

В результате, каждая группа имеет задание. Например, написать репортаж на тему «Картинки дня» или интервью «Люди и дела».

При необходимости надо объяснить детям сущность каждого газетного жанра.

Заметка – краткое сообщение о событии, в котором автор отвечает на вопросы что? где? когда? произошло.

Отчет – расширенное сообщение  о событии, излагающее его ход в хронологической последовательности.

Репортаж – рассказ очевидца событий, создающий у читателя эффект присутствия.

Интервью – беседа корреспондента с собеседником.

Экспресс-опрос – срез настроений, мнений большого количества случайных людей. Всем задается 1-2 вопроса.

Статья – подробное сообщение о событии, рассказ строится на основании конкретных примеров, автор пытается разобраться в причинах событий.

Фельетон – события излагаются в юмористическом плане.

Зарисовка – описание человека в конкретном событии.

Очерк – показ человека через его поступки.

На выполнение задания группам дается 20-30 минут. После чего каждая группа показывает результат своего труда, рассказывает о нем. Газета соединяется воедино и ей придумывается название.

Следующие советы помогут вам написать хороший материал и найти слабые места в вашей работе:

  1. Пишите, в основном простыми предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение.
  2. Пользуйтесь простыми, короткими словами. Избегайте употребления модных и неблагозвучных словечек, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.
  3. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный. Например, «поставили двойку», а не «двойка была поставлена».
  4. Используйте особенные, «повествующие» детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия. Это важно не только в репортажах.
  5. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы.
  6. Не делайте голословных утверждений. Доказывайте свои мысли примерами. Скажем, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример.
  7. Показывайте, а не рассказывайте. Не «Он гневался», а – «Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали».
  8. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале или конце.
  9. Прочитайте статью вслух – так легче обнаружить неуклюжие места.

6. Придумай 2-3 дела, которые можно провести с младшими школьниками в лагере. Это может быть маршрутная игра, конкурс, игра.

  1. Как завершишь день в отряде?

8. Как проведешь вечерний огонек? Анализ дня?

Отрядный огонек

Все мы привыкли работать, что-то делать - этим никого не удивишь. Но многие ли умеют думать над тем, что сделано, как сделано, как надо сделать? Разве каждый человек не должен по вечерам проводить свой "огонек", обсуждать, осмыслять свою жизнь?

Огонек - это коллективное обсуждение отрядом прошлого, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Огонек - это костер, искорка заинтересованности каждого делами коллектива, судьбой товарища, теплота взаимопонимания, свет дружбы.  

Основные задачи огонька могут быть различны в зависимости от условий, периода смены. Это и сплочение коллектива, и приобретение навыков  общения, утверждение своего "я", возможность проверить свои силы, проверить правильность своего мнения, поддержка товарища, определение перспектив развития. Инструктор ставит перед собой вопрос: что я хочу от сегодняшнего огонька, чему огонек научит ребят, как он повлияет на отряд, какова основная идея сегодняшнего огонька?

Существуют определенные правила на огоньке, которые обсуждаются на первой встрече:

  • доверие
  • на огоньке говорим о самом важном откровенно
  • обсуждаем не человека, а дела и поступки
  • внимательно слушаем, не перебиваем
  • говорим вполголоса
  • критикуешь, помогай, советуй, предлагай
  • правило «свободного микрофона»

Начать и закончить огонек хорошо песней, игрой, которая снимет напряжение, создаст необходимый настрой, направит разговор в нужное русло. Работа на огоньке начинается с отчета дежурного командира, по формуле, которой пользуется каждый, кто берет слово: что было хорошо или плохо (обязательно с аргументацией), что надо сделать, чтобы было лучше, кому скажем спасибо, что день дал мне, нашему отряду. В первые дни высказываться можно по очереди, по кругу ( инструктор не должен быть первым). Может быть использовано деление на группы и обсуждение микрогруппами, после чего мнение групп обсуждается отрядом. Потом обсуждение может стать свободным. Кроме обсуждения дня на огоньке может быть откровенный разговор, время для творчества, сюрпризы, гости. Ведущую роль на огоньке играют ребята. При этом инструктор должен знать на кого он может опереться, какие вопросы задать, какова его собственная позиция по обсуждаемому вопросу.

Огонек - это динамичная форма, он развивается усложняется в течении смены.

Одно из важных дел оргпериода – огонек знакомства. Это – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей.

Но одним из самых важных является огонёк знакомств. От него зависит очень многое. Во-первых, это наиболее удобный способ дать ребятам возможность рассказать о себе, о своих ожиданиях от лагеря, познакомить членов отряда друг с другом; во-вторых, на огоньке знакомств можно рассказать ребятам о лагере (рассказать о его традиция, правилах) и, наконец, в-третьих, уже с первого огонька можно начать отрядную работу. Например, «запустить» отрядную  систему  стимулирования или придумать отрядный символ, «фишки», традиции.

Придумай идеи, ход огонька знакомства.

Анализ дня

Анализ дня представляет собой коллективное обсуждение замыслов, дел, отношений, быта. При этом в анализе различают те моменты, которые вызывают у членов отряда отношения четырех типов: сделано, одобряю, критикую, предлагаю. Важно анализируя день обсуждать не человека, а его поступки, дела. Содержание анализа определяется не только мотивом «чем этот день был для меня?», но и «чем я был для отряда сегодня?».

Примерный план анализа дня:

 Ведущий кратко перечисляет события дня, затем предлагает обсуждать этот день по следующей схеме:

  • что значит этот день для меня, для отряда;
  • что я сделал для отряда сегодня;
  • что я одобряю в дне, почему;
  • что я критикую в дне и почему;
  • что я предлагаю на завтра и почему.

Схема 2.

  • Что сегодня было хорошо?
  • Что было плохо?
  • Кому сегодня хорошо от нашей работы?
  • Кто работал лучше всех? Кому скажем спасибо?
  • Кому было труднее всех?
  • Кто помогал другим? Кто должен был помочь, но не смог?
  • Как сделали день?

Возможен и тематический анализ дня. Например, такой: заранее готовятся небольшие лепестки двух цветов. Один символизирует положительную оценку, другой отрицательную. Каждый из членов отряда берет по одному лепестку, выкладывается общая ромашка, которая своим преобладающим цветом продемонстрирует общую оценку прошедшего дня. Обсуждение цветовой гаммы составит тему разговора. Можно увеличить количество цветов и связать их с настроением дня.

9. Какое общелагерное дело может подготовить и провести твой отряд?

Заключительный период смены – это время подводить итоги работы.

Как это можно сделать?

В течении смены возникает много вопросов. Записывай вопросы, идеи, которые тебе могут пригодиться. Например:

  • какими должны быть визитки моего отряда?
  • как оформить отрядное место?
  • что такое ЧТТП?
  • как поздравить победителя?
  • что делать, если делать нечего?
  • как поднять настроение отряду?
  • ….

Обнималочки

(игра для последнего дня пребывания в лагере, для последней дискотеки)

В игре могут принимать участие все желающие, для этого надо завязать вокруг шеи яркую ниточку, шнурок – это основа, которая в течении дня должна превратиться в красивое украшение. Кроме этого надо иметь несколько небольших цветных ниток, размером примерно по 20 см. У каждого участника игры нитки должны быть своего цвета. Чем разнообразнее цвета у участников, тем лучше получится украшение.

По сигналу ведущего каждый может подойти к каждому, сказать ему хорошие прощальные слова, пожелания, завязать свою ниточку на основу и обняться на прощание.

Так в течение дня или вечера у ребят копятся хорошие слова и пожелания, а так же ниточки, завязанные на основу.

После игры все завязанные на основе ниточки можно сплести в косичку, или сделать из ниток какую-либо фигурку, это хорошая память на целый год.

Рассмотрев и поняв особенности всех периодов смены необходимо ее спланировать.

Итак,  составляем план работы на смену!

Удобной формой плана работы с отрядом является план – сетка, в которую вписываются все дела, которые в течение смены можно провести с ребятами. При этом учитываются основные периоды смены, общелагерные традиционные дела, юбилейные и праздничные дни.

  1. Общелагерные традиционные  

Дела

Знаменательные даты

Спортивные оздоровительные дела

Художественные дела

Трудовые, общественно-

полезные дела

Познавательные

дела

Досуговые дела

Праздник «Здравствуйте»

Экскурсия по лагерю

Операция «уют»

Уборка территории

Сбор открытия смены

Спартакиада

Дискотека

Кружки

Зарядка

Концерт вожатых

Итоговый сбор

Ярмарка

Мисс лагеря

Экскурсии

Посещение музеев, спектаклей

Пушкинский день (6.6)

Всемирный день окружающей среды (5.6)

День независимости России (12.6)

День медицинского работника (16.6)

День памяти и скорби (22.6)

Международный день борьбы с наркоманией (26.6)

Всемирный день рыболова (27.6)

День изобретателя и рационализатора (29.6)

Всемирный день архитектуры (1.7)

Праздник работников ГИБДД (3.7)

День почты (14.7)

День ВМФ (28.7)

День физкультурника (10.8)

День гос. флага России (22.8)

Снежный ком

Веселые старты

Соревнования по футболу, пионерболу,

Перестрелке,

Игра

казаки-разбойники

Творческие конкурсы

Огонек

МФР

Выпуск отрядных газет

Концерт

Конкурс поделок из природного материала

Трудовой десант

Помощь работникам лагеря

День сюрпризов

Бюро находок

Викторины

Экскурсия в лес

Интеллектуальная игра

Путешествие в сказку

Конкурс загадок

Игры

МФР

Прогулки

День именинника

Поиск клада

В план работы включаются дела разных направлений работы с детьми (познавательные, спортивные, художественно-эстетические, трудовые, патриотические). При отборе дел учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Цели и задачи работы с отрядом должны соответствовать программе лагеря.

Вместе с другими вожатыми и руководителем смены заполни план!

Возраст детей:

Цель:

Задачи:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

2

Встреча детей

экскурсия по территории

МФР

огонек знакомств

3

отрядный сбор

праздник «Здравствуйте»

4

сбор открытия смены

5

6

9

10

11

12

13

16

17

18

19

20

После того как план составлен, ответь на предложенные вопросы по плану.

  • Соответствует ли количество дней смены, заложенных в плане, реальному?
  • Можно ли в плане увидеть основные периоды смены?
  • Чем дела оргпериода отличаются от основного и итогового периодов?
  • Есть ли в плане дела, задающие образцы поведения и деятельности?
  • Насколько дела смены разнообразны: по содержанию (искусство, спорт, политика, общественно-полезный труд, познание, досуг…), по форме (соревнование, творческий конкурс, вечер, агитбригада, акция, газета, дискотека, тематический день, защита, игра, конференция, концерт, линейка, зарядка, марафон, марш, митинг, огонек, операция, олимпиада, парад, разведка, сбор, смотр, рейд, театр, чемпионат, экскурсия…)?
  • Предусмотрено ли в плане усложнение дел, изменение позиции детей (от созерцателя, участника, до деятеля)?
  • Нет ли в плане повторений одних и тех же дел в разные периоды смены? Если есть, то чем это оправдано?
  • Нет ли в плане близких по содержанию, форме и эмоциям дел стоящих рядом?
  • Учитываются ли планом возрастные и индивидуальные особенности детей? Будут ли дела им интересны, полезны, достаточно сложны и в тоже время посильны? Будет ли возможность реализовать собственные интересы и потребности, развивать способности каждого ребенка?  
  • Учитываются ли в плане эмоциональные колебания («маятник» – последовательная смена бодрого, радостного настроения, более спокойным)? Учитываются ли спады и подъемы настроения в лагере (спад на 4-5 день, в середине смены, подъем в начале и в конце смены)?
  • Есть ли в плане дела, способствующие развитию коллектива отрядов (огонек знакомства, игры на знакомство, МФР, праздник «Здравствуйте», отряд в гостях у отряда, отрядные проекты разного уровня сложности…)? С какой периодичностью в плане стоят отрядные дела? Сколько их? Какими они могут быть по содержанию и форме?
  • Учитываются ли в плане красные даты календаря?
  • Есть ли в плане совсем новые, неизвестные для тех, кто в лагере не первый раз дела?
  • Насколько оправданы повторы дел с прошлых лет?
  • Есть ли в плане дела, позволяющие перевести дух, расслабиться, снять напряжение?
  • Учитываются ли в плане возможности социального, природного окружения, материальной базы лагеря?
  • Есть ли в плане дела, позволяющие детям научиться чему-то новому, развить свои способности?
  • Учитывает ли план возможности педагогического отряда и каждого его члена?
  • Если каждый ребенок проживет смену по этому плану, станет ли он более активным, деятельным? Сможет ли он открыть в себе какие-то новые положительные качества, способности, приобрести новые знания и умения?
  • Сможет ли он отдохнуть, поддержать здоровье? Захочется ли ему прийти в лагерь еще раз? Будет ли решена основная задача смены после реализации этого плана?

Детское самоуправление – это демократическая форма организации жизнедеятельности детского коллектива, которая предполагает участие всех членов коллектива в совместном принятии и выполнение основных решений, наличие выборных органов самоуправления. В условиях лагеря дети могут принимать самое активное участие в выработке законов и норм жизни, планировании, организации, подготовке и проведении дел, как в отряде, так и в лагере в целом, в подведении итогов и анализе этой деятельности. Организационными формами реализации самоуправления можно считать общий сбор лагеря, отряда, наличие в отряде выбранных командира, дежурных командиров, советов дела, творческих групп.

Организационные формы

Основные функции

Общий сбор отряда

Принимает основные решения о жизнедеятельности отряда: правила и законы жизни в лагере, план работы на смену, на сборе выбирается название и девиз отряда, происходят выборы и распределение поручений, происходит анализ деятельности отряда, подводятся итоги работы за смену;

Командир отряда

Планирует вместе с вожатым день;

Владеет информацией по дню;

Несет ответственность за организацию жизнедеятельности отряда;

Является представителем отряда в органах самоуправления лагеря;

Дежурный командир

Проводит утренний круг или линейку, вечерний огонек;

Организует режимные моменты, в том числе дежурство в столовой, уборку спален и территории;

Организует деятельность различных групп, в том числе по чередованию традиционных творческих поручений;

Творческая группа, совет дела

Планирует, готовит какое-то отрядное или общелагерное дело;

Распределяет поручения между членами отряда;

Координирует деятельность всех участников подготовки;

Проводит дело;

Анализирует проведенное дело.

А теперь прояви максимум творчества и нарисуй портрет «Я – вожатый!»

Когда закончится смена в пришкольном лагере, подумай о том, что сделано, что получилось, с какими трудностями тебе пришлось столкнуться.

Анализ работы за смену

Продолжи предложения:

  1. Педагогическая практика оказалась для меня
  2. Для меня стало открытием
  3. Моя самостоятельность проявилась в
  4. Самым интересным было
  5. Практика научила меня
  6. Было трудно
  7. Чтобы в данном лагере было еще приятнее отдыхать детям и работать вожатым, необходимо
  8. В лагере особо ценно
  9. Отношения между вожатыми и детьми в лагере будут лучше, если
  10. При подготовке к практике необходимо
  11. Были ли выполнены цели и задачи, поставленные на смену? Аргументируйте свою точку зрения.
  12. Какие изменения произошли в детях за период пребывания в лагере?
  13. Как изменились отношения между педагогом и детьми, между детьми?
  14. Какие методы, приемы, формы работы (традиционные и новые) были наиболее эффективны, какие оказались малоэффективны?
  15. Является ли содержание деятельности интересным, привлекательным, полезным для детей; соответствует ли оно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся?
  16. Какие выводы можно сделать по работе в целом, какие изменения в целях, методах, содержании работы необходимо внести в будущем.

Педагогика – это        

Учитель – это

Воспитатель – это

В работе педагога самое главное – это

Список литературы, которая поможет тебе подготовиться к лагерю

  1. Авторские лагеря костромской области: история и современность. Под.ред. Куприянова Б.В. – Кострома, 2006.
  2. Арманд и Беверли Болл Основы лагерного менеджмента. С-Пб., 1993.
  3. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1997.
  4. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере или сто отрядных дел. – Кострома, 1998.
  5. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 1994.
  6. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. Ярославль, 2003.
  7. Бедерханова В.П. Летний дом. Краснодар, 1993.
  8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать, М., Просвещение, 1991.
  9. Волохов А.В., Белкин А.А., Спирина Л.В., Магометова Л.С., Мирошкина М.Р., Фришман И.И., Штейнберг Е.Б. Горизонты лета. М., 1997.
  10. Выездные профильные лагеря для подростков. Руководство к действию. М., 2000.
  11. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы с детским коллективом в детском оздоровительном лагере. М., 2003.
  12. Детский оздоровительный лагерь воспитательное пространство. – М., 2006.
  13. Ермолин А.А. Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком. М., 2001.
  14. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи, М., Просвещение, 1988.
  15. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. – М., Просвещение , 1990.
  16. Инструктивно-методические рекомендации по охране жизни и здоровья детей, охране труда персонала в загородном оздоровительном учреждении. Сборник официальных и методических документов. – С-Пб., 2003.
  17. Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. – Ростов-на-Дону, 2005.
  18. Летняя страна детства для юных граждан России. Под ред. Будановой Г.П., М., 1997.
  19. Лутошкин А.Н. Как вести за собой, М., 1978.
  20. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1987.
  21. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988.
  22. Отдых и оздоровление детей и подростков. Сборник нормативных документов. М., 2002.
  23. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М., 1999.
  24. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. М., 2002.
  25. Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Липецк, 2002.
  26. Тетрадь вожатого. – М., 2004.
  27. Тимонин А.И. Костромской областной лагерь старшеклассников им. А.Н.Лутошкина «Комсорг». Методические материалы для инструктора отряда. – Кострома, 2004.
  28. Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. Ростов-на-Дону, 2003.
  29. Титова Е.В.  Если знать, как действовать: Разговор о методике  воспитания:  Книга  для  учителя. – М.:  Просвещение, 1993.
  30. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М. 1980.
  31. Шмаков С.А. Лето. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о работе школьного лагеря

В материале содержится отчёт о работе ЛДП "Солнышко" 2012 г....

Программа кружка по английскому языку “Good Job!” в летнем школьном лагере «Город мастеров» июнь 2012года. Руководитель Филимонова Наталья Викторовна

Вот уже несколько лет наша школа проводит летний лагерь под названием «Город мастеров». Во время лагерной смены функционируют такие кружки как «Роспись по стеклу», «Бисероплетение», «Оригами» и ...

Программа кружка по английскому языку “Good Job!” в летнем школьном лагере «Город мастеров» июнь 2012года. Руководитель Филимонова Наталья Викторовна

Вот уже несколько лет наша школа проводит летний лагерь под названием «Город мастеров». Во время лагерной смены функционируют такие кружки как «Роспись по стеклу», «Бисероплетение», «Оригами» и ...

Школьный лагерь

http://www.youtube.com/watch?v=RQInbGEbUoU&feature=youtu.be...

Статья "Лето в школьном лагере"

Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление здоровья...

Программа летнего школьного лагеря

Программа летнего школьного лагеря...

Сценарий игры для летней школьной площадки или школьного лагеря "Поимка шпиона"

Чем занять детей на летней площадке? У нас в школе это время всегда проходит очень интересно. Игры, квесты, интересные творческие задания... Детям нравится не просто найти что-то спрятанное, а узнать,...