Программа летнего школьного лагеря
методическая разработка по теме

Солоухина Светлана Владимировна

Программа летнего школьного лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dol_mou_sosh_no_54.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

                                                                                                                       Программа                                                                         УТВЕРЖДАЮ:

принята                                                                       Директор МОУ СОШ  № 54

решением пед.совета                                               ___________/А.М. Кирпичев/

от ___________№___                                               «___»____________2011г.

                               Программа

     «Лето — маленькая жизнь!»

школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей            «ФОРТУНА»

(возраст детей 7-14 лет, 1 смена, 21 день)

Авторы: начальник лагеря

Бочкарева Ольга Александровна,

ст.воспитатель

Солоухина Светлана Владимировна.

                                     Нижний Новгород

                                                 2012

Содержание

Стр.

Раздел I

1. Информационная карта………………………………………………………3

2. Пояснительная записка ……………...……………………………………….5

Раздел II

Концептуальные основы программы

«Лето – маленькая жизнь»………………………………………………………8

Раздел III

1.Этапы реализации программы………………………………………………..12

2. Схема управления лагерем…………………………………………………...18

Раздел IV

1.Основные направления работы………………………………………….........19

2.Механизм реализации программы……………………………………………21

3.Ожидаемые результаты программы………………………………………….24

4.Мониторинг в ДОЛ «Фортуна»…………………………………………........25

Раздел V

Условия реализации программы

  1. Нормативно-правовая база………………………………………………….33
  2. Материально- техническое обеспечение…………………………………..34
  3. Кадровое обеспечение………………………………………………………36

Литература……………………………………………………………………….37

Приложения……………………………………………………………………...38

Информационная карта программы

1. Полное название программы.

2. Основание для разработки программы.

3. Авторы программы.

4. Территория, представившая программу.

5. Руководитель программы

6. Название проводящей организации.

7. Адрес организации, телефон.

8. Условия участия в программе

9.Общее количество участников

10. География участников

11. Возраст участников

12. Сроки проведения

13. Цель программы

Программа  «Лето — маленькая жизнь» школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Фортуна».

Окончание реализации программы 2009-2011 г.г.

Начальник лагеря Бочкарева О. А. ст.воспитатель Солоухина С.В.

Советский район

 г. Нижнего Новгорода

Директор МБОУ СОШ №54

 Кирпичев А. М.

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Фортуна».

г. Нижний Новгород, ул. Ванеева,

д. 104/3, т. 468-04-67, 468-19-93.

На основании заявлений от родителей. Добровольность, взаимопонимание.

73 человека ( 60детей + 13 педагогов)

Дети из Советского района

7-14 лет

С 01.06. – 21.06.12.

Создание условий для оздоровления детей, развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей, для полноценного отдыха,  содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе. Профилактика социальной запущенности детей и подростков.

               

Пояснительная записка

 Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. В настоящее время в МБОУ СОШ №54 обучается 270 человек, которые  во время летних каникул могут быть предоставлены сами себе, так как далеко не каждая семья имеет возможность обеспечить оздоровление и отдых своего ребенка в летний период.  А ведь именно этот период как нельзя более благоприятен для развития творческого потенциала ребят, совершенствования их личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

По данным социального паспорта в школе: многодетных семей - 14,

неполных семей -  102 , малообеспеченных – 29. неблагополучных семей – 9.

Таким образом, школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием   в первую очередь охватывает детей из перечисленной группы риска.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного  образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №54.

      Школа имеет хорошую материальную базу, которая может быть продуктивно использована для сохранения и укрепления  здоровья детей, профилактики социальной запущенности, безнадзорности, депрессивных состояний. С этой целью и была разработана программа ДОЛ «Фортуна» «Лето –  маленькая жизнь».

Основные направления реализации программы:

  • Здоровый образ жизни,
  • Гражданско - патриотическое,
  •  Духовно-нравственное,
  • Общение, творчество, досуг.  

     В деятельности лагеря используются игры и игровые программы, специально разработанные и активизированные к условиям школьного лагеря, прогулки и экскурсии, направленные на всестороннее комплексное  развитие личности ребенка.

     Лагерь имеет название «Фортуна» неслучайно. Под словом «фортуна»  мы понимаем удачу, везение. В течение  учебного года удача сопровождает не всех и не всегда: дети сталкиваются с проблемами, трудностями в учебе, находятся в состоянии стресса.  Не каждому ребенку удается  стать успешными, творческими, инициативными. Программа и все мероприятия лагеря направлены именно  на это.

    В основе концепции программы лежат следующие нормативно-правовые документы: Конвенция о правах ребенка, ОНН, 1991 г., ст. 51 п. 1 Закона РФ «Об образовании», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», положение о лагере дневного пребывания, правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания, правила по технике безопасности, пожарной безопасности, инструкции по организации и проведению походов и экскурсий, приказы Управления образованием, должностные инструкции работников.

  Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.

   Данная программа адресована детям, обучающимся в начальном и среднем звеньях и рассчитана на 1 год.

Цель программы: 

Создание условий для оздоровления детей, развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей, для полноценного отдыха,  содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе. Профилактика социальной запущенности детей и подростков.

 Задачи:

- Повышать мотивацию детей на формирование здорового образа жизни;

- Воспитывать в детях гражданские и нравственные качества, чувство ответственности за свое поведение и поступки.

- Развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

- Организовать деятельность школьников, основанную на уважительном отношении к труду в процессе реальной трудовой деятельности.

Концептуальные основы программы

     В данной программе  делается попытка поставить в центр общественных отношений личность ребенка с его индивидуальными качествами, особенностями и интересами. Педагогическая концепция программы строится на идеях гуманистической педагогики, приоритетами которой являются:

- актуализация активности ребенка, развитие его инициативы;

-признание самостоятельности ребенка, как одной из основных категорий его развития;

- признание за ребенком права на свободу, активность, творческую самостоятельность.

    Таким образом, организация деятельности в лагере ориентирует на гуманизацию процессов развития личности ребенка, создание условий для его самоопределения, самоорганизации.

Принципы программы

Программа «Лето — маленькая жизнь!»  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Фортуна»  опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности

Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.

Принцип  дифференциации  воспитания

     Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип  творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно - гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично   меня»);
  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;
  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Принцип самостоятельности и инициативы.

Этот принцип помогает развивать в ребенке чувство самостоятельности, ориентирует педагога на создание ситуации успеха для реализации творческого потенциала детей.

Принцип природосообразности  предполагает обязательный учет половых и возрастных особенностей детей.

                                                                                                   

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Проектировочный этап

Мероприятие

Ответственный

- Участие в городских, районных семинарах по организации летнего отдыха.

- Создание творческой группы по разработке программы летнего оздоровительного лагеря.

- Разработка, создание программы лагеря.

- Утверждение программы на педагогическом совете.

- Разработка правил внутреннего распорядка, инструкций по технике безопасности.

- Составление программы обучения отрядных вожатых.

- Начальник лагеря, старший воспитатель.

- Заместитель директора по УВР.

-Заместитель директора по УВР, начальник лагеря, старший воспитатель.

- Директор школы.

- начальник лагеря.

- Заместитель директора по УВР, старший воспитатель.

 

Организационный этап

Мероприятие

Ответственный

- Приказ об организации летнего оздоровительного лагеря, подготовка приказов по жизнедеятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

- Составление плана работы.

- Заключение договоров с бассейном, театрами, выставочными залами.

- Утверждение педагогического состава, работающего в лагере, проведение инструктажей, составление графика работы воспитателей.

- Организация предметно-пространственного окружения лагеря.

- Утверждение и распределение должностных обязанностей между сотрудниками лагеря.

- Организация рекламной кампании летней оздоровительной работы.

-Разработка анкет диагностики результативности воспитательного процесса.

- Комплектование участников лагерной смены.

- Директор школы, начальник лагеря.

- Старший воспитатель, зам. директора по УВР, начальник лагеря.

-Начальник лагеря, старший воспитатель.

- Директор школы, начальник лагеря.

- Начальник лагеря, зам. директора по УВР, старший воспитатель.

- Начальник лагеря.

- Начальник лагеря, классные руководители, зам. директора по УВР.

- Психолог школы

-Начальник лагеря, старший воспитатель

Основной этап

Дата

Время

Мероприятие

Цели и задачи

01.06.

09:15

11:00

16:00

Торжественная линейка, посвященная открытию лагеря «Фортуна».

Экскурсия в музей «Художественные промыслы», мастер-класс «роспись матрешки»

Торжественный сбор ДОЛ на пл.Советской.

Спортивная эстафета

  • Развитие культуры взаимодействия во время летнего отдыха;
  • Развитие коммуникативных качеств;
  • Развитие творческих способностей;
  • Привитие чувства ответственности.

  • Патриотическое воспитание,
  • Творческое и интеллектуальное развитие детей

  • Позитивный настрой на время пребывания в лагере.
  • Привитие детям здорового образа жизни

02.06.

10:00

Занятие «Бумажная фантазия»

  • Творческое развитие,
  • развитие мелкой моторики у младших школьников

12.00

Подвижные игры на стадионе

  • Привитие здорового образа жизни;

14.00

Экскурсия на хлеб завод «Каравай»

Психологический тренинг

  • Знакомство с предприятием своего района,
  • Привитие уважения к труду

16.00

Занятие кружка «Хозяюшка»

  • Социальная адаптация детей через трудовую деятельность

03.06.

09:00

Посещение бассейна «Олимп»

  • Оздоровление детей

12:30

Психологический тренинг для 2 отряда

Психологический тренинг для 1 отряда

Подготовка к соревнованиям по футболу (тренировка команды)

  • Позитивный настрой на время пребывания в лагере;
  • Подготовка к соревнованиям,
  • Привитие привычки заниматься спортом.

16.00

Спортивные игры на стадионе

  • Привитие здорового образа жизни;
  • Ознакомление с правилами некоторых игр с мячом.

06.06.

09:20

Экскурсия «Старинное Сартаково»

  • Ознакомление с достопримечательностями города и области;
  • Изучение истории родного края
  • Изучение природы области;
  • Оздоровление детей.

16.00

 Вечер, посвященный дню рождения  А. С.Пушкина

  • Обучение,
  • Творческое развитие ,
  • Применение знаний в нестандартных ситуациях.

07:06.

10:00.

Посещение музея истории художественных промыслов,

мастер-класс по изготовлению мочальной куклы.

  • Творческое развитие детей;
  • Патриотическое воспитание.

12.30

Подготовка рисунков к конкурсу «В мире сказок А.С.Пушкина»

  • Творческое развитие детей

15:30

Линейка, посвященная Году Космонавтики

  • Патриотическое воспитание,
  • Уважение  ветеранов ВОВ

16.00

Подготовка рисунков к конкурсу «В мире сказок А.С.Пушкина»

  • Творческое развитие

08.06.

10.00

Посещение Нижегородского планетария «Азбука звездного неба»

  • Развитие кругозора

15.45

Викторина: «Мои мечты о космосе».

  • Развитие кругозора;
  • Умение применять свои знания в нестандартной ситуации.

16.30

Занятие кружка «Хозяюшка»

  • Развитие бытовых навыков

09.06.

09:20

10: 00

14:00

Музыкальное занятие(разучивание гимна России)

Занятие «Бумажная фантазия»

Экскурсия на хлеб завод «Каравай»

Психологический тренинг

  • Творческое развитие детей,
  • Патриотическое воспитание

  • Творческое развитие ,
  • Развитие мелкой моторики

  • Знакомство с предприятием своего района,
  • Привитие уважения к труду

16.00

Музыкальное занятие по отрядам

  • Творческое развитие

     10.06.

    09:00

Бассейн

  • Спортивное развитие,
  • Ознакомление с нормативами,

11:00

Занятие рисования «Палитра» (подготовка рисунков к выставке «Лето — маленькая жизнь»

  • Развитие навыков рисование,
  • развитие воображения

16.00

Посещение музея Боевой славы МОУ СОШ № 54

  • Патриотическое воспитание

14. 06

10:30

Посещение  кинотеатра

  • Культурное развитие детей,
  • Развлечение

15:45

Игра — викторина  «День России»

  • Развитие патриотических качеств,
  • интеллектуальное развитие.

16.30

Веселые старты

  • Оздоровление детей,
  • Привитие занятий спортом

15.06

09:20

Спортивное занятие

11:00

Посещение зоопарка «Лимпопо»

  • Знакомство с животным миром родного края.
  • Расширение кругозора

16:00

Музыкальное занятие

  • Музыкальное развитие

16.06.

09:00

10:30

Подготовка и оформление выставки прикладного творчества.

Экскурсия по Нижегородскому Кремлю  «Тайна каменного великана»

  • Патриотическое воспитание,
  • Творческое и интеллектуальное развитие детей.

15:00

Подготовка и оформление выставки прикладного творчества

  • Развитие творческих способностей,
  • Умение организоваться.

  17.06

    09:00

Посещение бассейна

  • Оздоровление детей

11:00

Занятие рисования «Палитра» ( подготовка рисунков к выставке «Год космонавтики»)

  • Развитие навыков рисование,
  • развитие воображения

16:00

Подготовка к закрытию лагеря, мониторинг результатов.

20.06.

08:00

Поездка в г. Чкаловск

  • Патриотическое воспитание
  • Развитие кругозора

21. 06.

10:00

      16:00

Прогулка на теплоходе «Отдых – 1»

 по Волге

Линейка, посвященная закрытию лагеря.

  • Развлечение,
  • Знакомство с достопримечательностями города

        Заключительный этап

  • Мониторинг работы лагеря «Фортуна»;
  • Анализ работы лагеря «Фортуна» в 2011 году;
  • Определение  перспектив работы лагеря на следующий год;

Схема управления лагерем

Директор МОУ СОШ № 54

        

Заместитель директора по воспитательной работе.

Начальник лагеря «Фортуна»

Руководители                                                                                         Физрук

                  Мед. служба                                                      Муз. работник

                                Тех. персонал                       Работники столовой

Старший воспитатель

Вожатые            Воспитатели отрядов                      Совет лагеря

ДЕТИ

Основные направления работы в лагере

Направление

Задачи

Формы

Здоровый образ жизни

   

Гражданско - патриотическое.

Духовно – нравственное

Общение, творчество, досуг

- Создавать условия для формирования у воспитанников культуры сохранения собственного здоровья, формировать отношения к нему, как бесценному дару природы;

- Создавать возможности воспитанникам демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

-Способствовать преодолению вредных привычек у воспитанников ДОЛ.

- Формировать гуманистическое мировоззрение воспитанников, способность к нравственному саморазвитию;

- формировать  у детей правовую культуру;

- воспитывать уважение к национальной культуре своей страны, к её историческому прошлому.

-Создавать условия для проявления воспитанниками нравственных знаний, умений;

- Создавать условия для нравственного самовоспитания воспитанников.

-Формировать у воспитанников всех возрастов культуру общения,

- использовать активные формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей;

- Утренняя зарядка.

- Воздушные и солнечные ванны.

- Водные процедуры: бассейн, обливание ног холодной водой.

- Витаминизированное питание.

- Спортивные мероприятия.

- Беседы врача.

- Экскурсии на природу.

- Подвижные игры на воздухе.

- Дневной сон.

- Экскурсии по историческим местам Нижегородской области,

- посещение Музея боевой славы на базе школы;

- конкурс рисунков;

- Беседы

- Игры

- Праздники

-Экскурсии,

- часы общения,

- тренинги.

- Занятия в кружках по интересам,

- Экскурсии,

- Выходы в к\т,

- тематические часы общения.

Механизм реализации программы.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

                              1. Организационный модуль.

   Формы работы:

  • планирование;
  • подготовка к лагерной смене;
  • оформление уголка;
  • подготовка материальной базы;
  • определение обязанностей;
  • подготовка к сдаче приемной комиссии;
  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.

                           2. Оздоровительный модуль.

  Формы работы:

  • утренняя зарядка;
  • закаливание;
  • применение дыхательной гимнастики Стрельниковой и др.;
  • встречи с медицинским работником;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках;
  • организация питания воспитанников;
  • спортивные праздники;
  • экскурсии;
  •  подвижные игры.

3.  Творческий модуль

    Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в  мероприятиях;
  • работа творческих мастерских;
  • экскурсии с библиотеку;
  • конкурсы;
  • викторины.

4.  Патриотический модуль

   Формы работы:

  • посещение музея;
  • мероприятия;
  • просмотр видео-фильмов;
  • беседы.

                5.  Нравственно-экологический модуль

      Формы работы:

  • экскурсии в природу;
  • беседы о нравственности;
  • викторины, конкурсы;
  • мероприятия.

6.   Социально-психологический модуль

     Формы работы:

  • работа педагога-психолога;
  • анкетирование;
  • индивидуальные беседы;
  • групповая работа;
  • аутогенный тренировки.

 

 Личностно-ориентированный подход в реализации программы является ведущим и предусматривает не просто индивидуальную работу с детьми, учет интересов и качеств личности каждого ребенка. Поскольку педагогический процесс в ходе реализации программы строится на гуманистической педагогике и имеет целью развитие сущностных сторон личности ребенка, основополагающими принципами деятельности педагогического коллектива являются:

- сотрудничество

- сотворчество

- созидание

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Осознанное отношение к здоровому образу жизни;
  • Улучшение показателей эмоционально-психического здоровья (крепкий сон, стабильность положительного настроения, добрые дружеские отношения между детьми взрослыми – развитие коммуникативных навыков;
  •  Приобретение новых знаний, умений и навыков.;
  • Максимальная степень самореализации каждого воспитанника;
  • Воспитание нравственности;
  • Снижение темпа  роста негативных социальных явлений среди детей;

Мониторинг в ДОЛ «Фортуна»

п/п

Предмет мониторинга

Механизм мониторинга

(методики)

Сроки и периодичность проведения

Ответственные

1

Изучение интересов и потребностей

школьников

Входное анкетирование

Май 2011 года

 ст. вожатая, психолог

2

Рефлексия проведенных мероприятий

Методика опросника

1 раз в неделю

Воспитатели,

ст. вожатая,

психолог

3

Детский коллектив как условие развития личности школьника.

Методика Лутошкина,

Методика социометрии Дж. Морено,

Игра в слова

15-21 июня

 ст. вожатая,

психолог

4

Физическое развитие детей

Биометрические показатели

1 июня

21 июня

Мед. работник

5

Изучение удовлетворенности

обучающихся работой ДОЛ «Фортуна»

Анкета

«Выбор»

20 июня

Ст. вожатая, психолог

Описание методик мониторинга

I. Входное анкетирование

Проводится при подаче  заявления в ДОЛ «Фортуна»

АНКЕТА (на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  • Твои первые впечатления от лагеря?
  • Что ты ждешь от лагеря?
  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
  • В каких делах ты хочешь участвовать?
  • Что тебе нравиться делать?
  • Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
  • Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………

Я не хочу, чтобы……………………………………………………………….

Я хочу, чтобы…………………………………………………………………..

Я боюсь, что……………………………………………………………………

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия……………………………………………

II.Рефлексия мероприятий

МЕТОДИКА ОПРОСНИКА

Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, в прошедшем мероприятии хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.

Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.

В нашем детском лагере

Мне понравилось

Мне не понравилось

1

1

2

2

И т.д.

И т.д.

III. Изучение детского коллектива как условия развития личности школьника

1. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н.Лутошкиным)

       Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива - школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым. Ход выполнения

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива 1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет4 ступень. «Алый парус». Алый парус - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив - тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Обработка полученных данных

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

2. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1 .Представь, что ваш отряд отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?        ,        

2.Если бы вашему отряду пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?        

З.Кого из отряда ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?...        

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке - имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос - Б, Ж и 3; при ответе на третий - Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:

Пример социометрической таблицы

Кого выбирают

Кто выбирает

А…..

Б….

В….

Г….

Д….

Е….

Ж….

З….

И….

А….

Х

1,1,1

1,1

1,1

1

1

Б….

1,1,1

Х

1

1,1

1

1,1

В….

1,1

Х

1,1,1

1,1,1

1

Г….

1,1

1,1,1

Х

1

1,1

Д….

1

1

1,1,1

1,1

Х

1

1

Е….

1,1

1,1,1

1,1,1

Х

1

Ж….

1

1,1,1

1,1,1

1,1

Х

З….

1

1

1

1,1,1

1,1,1

Х

И….

1

1,1

1,1,1

1,1

1

Х

Общее число выборов (рейтинг)

11

17

5

18

5

12

10

3

0

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым из школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку - под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

•        лидеров - авторитетных школьников, имеющих заметно
более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива -они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

  • одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом - они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и 3);
  • отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе -они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг з 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д - они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.

3. ИГРА В СЛОВА

Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»

Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.

Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.

Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.

IV. Сравнительная характеристика физического развития детей.

Фамилия, имя ребенка

начало лагерной смены

окончание

лагерной смены

вес

рост

вес

рост

1

2

3

4

5

V. Изучение удовлетворенности детей работой ДОЛ «Фортуна»

        ( проводится в конце смены)

   1.  АНКЕТА

  • Что ты ожидал (а) от лагеря?
  • Что тебе понравилось в лагере?
  • Что тебе не понравилось?
  • С кем из ребят ты подружился?
  • Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
  • Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
  • Было ли скучно в лагере?
  • Было ли тебе страшно?
  • Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
  • Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
  • Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
  • Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
  • Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
  • Самое важное событие в лагере? Было или оно?
  • Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..

Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________

2. ВЫБОР

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

  1. Условия реализации программы.

    1.Нормативно-правовая база:

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. 
  • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г. 
  • Устав МБОУ СОШ № 54
  • Положение о лагере дневного пребывания. 
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания. 
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. 
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере. 
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий. 
  • Приказы Управления образования. 
  • Должностные инструкции работников. 
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. 
  • Заявления от родителей.

2. Материально-техническое обеспечение лагеря:

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Классные кабинеты

Материальная база школы.

Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,  линейка ( в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Стадион

Проведение спортивных мероприятий, игр

Материальная база

микрорайона

Спортивный

руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий

Материальная база

школы

Медицинские работники

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник.

Городской бюджет, субсидии, родительская плата

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая  мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Воспитатели

Комнаты гигиены

Туалет, раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Кабинет психологической разгрузки

Проведение тренингов, бесед, мониторингов

Материальная база школы

Школьный психолог

Музыкальный кабинет

Проведение занятий музыкального кружка

Материальная база школы

Музыкальный работник

Достаточная близость к центрам культуры – театрам, кинотеатрам и т. п., безусловно, способствует организации творческой работы в лагере. В процессе организации воспитательного пространства планируется посещение:

* Бассейна «Олимп»

* Планетария

* Театра юного зрителя, театра комедии

* Этнографического музея на Щелковском хуторе и других музеев города

* Кинотеатров «Орленок», «Рекорд», «Октябрь»

3. Кадровое обеспечение

1. Административная группа.

- начальник лагеря;

- заместитель директора по УВР;

- старший воспитатель.

Административная группа осуществляет руководство и общий контроль за реализацией программы; руководит деятельностью педагогического коллектива; анализирует текущую информацию и вносит коррективы; осуществляет методическую подготовку педагогического коллектива.

2. Воспитатели.

Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, организуют работу в отрядах, создают атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

Воспитатели закреплены за определенным отрядом. Рабочий день и зарплата воспитателя рассчитываются, исходя из учебной нагрузки.

3. Педагоги дополнительного образования.

- Руководители кружков;

- Инструктор по физической культуре;

- Музыкальный работник;

- Психолог;

- Библиотекарь.

4. Обслуживающий персонал лагеря.

- Медицинский работник;

- Технический персонал;

- Повара

Условия достижения цели и задач программы:

* Финансирование (городские субсидии, городской бюджет, родительская плата).

* Материально-техническая база школы.

* Укомплектованность кадрами (педагогические работники, тех.персонал).

* Наличие локальных документов, регламентирующих работу лагеря.

Литература

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 
  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007. 
  3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. 
  4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.  С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г. 
  5. Учебник для  вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

Приложения

Законы лагеря

* Закон добра

Будь добрым к ближнему, и добро вернется к тебе!

* Закон любви

Любовь – одно из древнейших и наиболее почитаемых чувств, не стесняйся ее!

* Закон такта и культуры поведения.

Будь тактичен по отношению к взрослым и сверстникам, помни правила этикета!

* Закон милосердия.

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах.

Не забывай о них, если сможешь – помоги!

* Закон единства слова и дела.

Помни: дела не должны расходиться со словом!

*Закон дружбы и товарищества.

Помни: один в поле не воин!

* Закон времени.

Время дорого для нас, берегите каждый час!

* Закон здорового образа жизни.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

* Закон чистоты и порядка.

Лагерь – наш дом. Наведем чистоту и порядок в нем!

* Закон территории.

 Без разрешения воспитателя не покидаем территорию лагеря!

Распорядок дня лагеря «Фортуна»

* 8.00 – 8.35. – Петушок поет: «Пора! С добрым утром, детвора!»

* 8.40. – 8.55. – Чтобы быть весь день в порядке,

                            Становитесь на зарядку!

* 9.00. – 9.15. – Горн зовет: «Пора! Пора!

                            На линейку, детвора!»

* 9.20. – 9.50. – Каша, чай, кусочек сыра –

                           Вкусно, сытно и красиво!

*10.00. – 12.25. – Не грустим мы в лагере нашем:

                             Мы поем, рисуем, пляшем,

                             Отдыхаем, загораем,

                              В игры разные играем!

* 12.30. – 12.55. – За столом серьезный вид.

                               Приналяжем и покажем

                               Наш ребячий аппетит!

* 13.00. – 15.00. -  К нам приходит тишина –

                               Отдыхает детвора.

* 15.00. – 15.15. -  Нас столовая зовет:

                                «Сладкий полдник всех вас ждет!»

*15.20.- 16. 30-     Вот пришел веселья час:

                                Кружки работают для нас!

                                Кто-то любит танцевать,

                                Кто-то петь и рисовать,

                                Только бездельники этот час маются,

                                А наши ребята в кружках занимаются!

* 16:30 -  17:00      День прошел, мы ждем другой,

                                А пока идем домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по английскому языку “Good Job!” в летнем школьном лагере «Город мастеров» июнь 2012года. Руководитель Филимонова Наталья Викторовна

Вот уже несколько лет наша школа проводит летний лагерь под названием «Город мастеров». Во время лагерной смены функционируют такие кружки как «Роспись по стеклу», «Бисероплетение», «Оригами» и ...

Программа кружка по английскому языку “Good Job!” в летнем школьном лагере «Город мастеров» июнь 2012года. Руководитель Филимонова Наталья Викторовна

Вот уже несколько лет наша школа проводит летний лагерь под названием «Город мастеров». Во время лагерной смены функционируют такие кружки как «Роспись по стеклу», «Бисероплетение», «Оригами» и ...

Программа летнего школьного лагеря "Юный краевед"

Данная программа способствует созданию благоприятной среды для самореализации созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности через приобщение к традициям националь...

Анализ работы летнего школьного лагеря с дневным пребыванием

Анализ работы школьного лагеря с дневным пребыванием 2014-2015 уч.год...

"Модульная образовательная программа интерактивных мероприятий по финансовой грамотности" для летнего школьного лагеря

Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности на период 2017-2023 годов, утвержденной Правительством Российской Федерации 25 сентября 2017 года, создание основ для формирования финансово грамотн...

Рабочая программа для профильной смены в летнем школьном лагере

Рабочая программа разработанна для обучающихся 9х классов с целью углубления знаний по химии и отработке  практических навыков работы....

Программа организации работы объединения "Калейдоскоп" в летнем школьном лагере

Программа организации работы объединения "Калейдоскоп" в летнем школьном лагере...