Программа летнего школьного лагеря "Юный краевед"
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Янкавцева Юлия Александровна

Данная программа способствует созданию благоприятной среды для самореализации созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности через приобщение к традициям национальной культуры и истории родного края. В лагере занято 15 подростков (13-14 лет), которые занимаются обновлением стендов школьного краеведческого музея, созданием новых экспозиций и стендов, подбором материала и созданием виртуальных экскурсий по истории родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_shk._no_24_-_yunyy_kraeved.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ « ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

ПРИ МБОУ СОШ №24 СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Информационная карта

Полное название программы _        

Профильный лагерь с дневным пребыванием « Юный краевед»

Авторы программы

Учитель истории Янкавцева Юлия Александровна,

Руководитель школьного музея Гусева Ирина Николаевна  

Начальник лагеря

Учитель истории Янкавцева Юлия Александровна,

Руководитель программы        

Кузьмина Анна Петровна,

Зам. директора по ВР МБОУ СОШ №24

Территория, представившая программу        

РФ, г. Нижний Новгород,

Советский район, МБОУ СОШ № 24

Название проводящей организации        

Управление образования администрации

Советского района

Адрес организации

603122 г.Нижний Новгород, ул. ген. Ивлиева , д.32 корп.4

Телефон организации        

468-07- 12

Форма проведения        

Профильный лагерь

Цель программы        

Создание благоприятной среды для самореализации и  созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности, через приобщение к традициям  национальной культуры и истории родного края.

Специализация программы        

историко-культурологическая

Сроки проведения        

1 год

Место проведения        

МБОУ СОШ №  24

Официальный язык программы        

русский

Общее количество участников        

    ( в том числе 15 детей)

География участников        

Учащиеся 6-8 классов МБОУ СОШ № 24

Условия участия в программе        

Заявление родителей

Условия размещения участников        

Помещения МБОУ СОШ № 24: школьный краеведческий музей «Нижегородская старина», кабинет № 31, кабинет информатики, библиотека и читальный зал, столовая, актовый зал, спортивный зал.

Краткое содержание программы        

 Ребята занимаются трудовой, проектной, творческой, познавательной деятельностью.

История осуществления программы        

Профильный лагерь «Юный краевед» работает при МБОУ СОШ №24 в период летних каникул  с 2009-2010 учебного года.

  1. Пояснительная записка

Направленность программы профильного  лагеря «Юный краевед»» МБОУ СОШ №24  историко-культурологическая.

В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних лагерях.  

Актуальность данной программы  обусловлена тем, что в наше время, когда молодежь все больше ориентируется на западные ценности, не всегда соотносящиеся с культурными ценностями русского человека, есть возможность заложить основы воспитательного процесса, который приведёт к формированию поколения, гордого за страну, в которой живет, за свой край, свой город, свою школу.  И, в то же время, такого поколения, которое толерантно относится к культуре других стран.

Особенность программы заключается в повышенном спросе родителей  и  подростков на организованный  труд  и  отдых. Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации подрастающей личности, т.к. способствует формированию трудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду, потребности в труде.

В то же время данная программа является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса, в котором реализуется   комплексный  подход к  развитию личности ребенка в процессе интеграции в определенный тип культуры, дающий участнику лагерной смены возможность подойти к вопросу осознания самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте.  

Новизна программы состоит в том, что полученные знания об истории и культуре нижегородского края, привычках и традициях русского народа, будут воплощены в практической деятельности  по созданию виртуальных экскурсий,  практических занятий,  проектов по истории нижегородского края, что послужит развитию созидательных потребностей детей, и будет способствовать реализации их творческих возможностей. Отсюда и название программы «Юный краевед» - юный исследователь родного края.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха. Ведь период ранней юности - это период самоопределения, которое составляет  основную задачу юношеского возраста.

Адресность программы.

 В лагере  занято 15 подростков (13-14 лет),  которые будут заниматься обновлением стендов школьного краеведческого музея, созданием новых экскурсий и стендов, подбором материалов и созданием виртуальных экскурсий по истории родного города, работой с материалами в Интернете и библиотеке.

Сроки реализации программы.

Продолжительность процесса – 1 год (одна лагерная смена -  с 31 мая по 20 июня).

Программа реализуется в 5 этапов.

Цель программы:

Создание благоприятной среды для самореализации созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности, через приобщение к традициям национальной культуры и истории родного края.

Задачи:

- Формировать гражданскую позицию к историческому прошлому России и края, нравственное отношение к культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.

- Способствовать социальной адаптации личности подростков через   реализацию потребностей детей в  самопознании и ЗОЖ.                                                      

- Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

   2. Концептуальные основы

В Законе «Об образовании» приоритетным по праву признан «гуманистический характер образования, общечеловеческие ценности жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Организация и занятость подростков в профильном лагере в МБОУ СОШ №24 вносит свой вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами.

Во-первых, это возможность занять ребят общественно-полезным трудом, т.к. в силу  психофизиологических особенностей подростков, труд, с  одной стороны, даёт выход энергии, а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом.  

Во-вторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа и родного края, а так же интернациональных элементов культуры.

Работа профильного лагеря «Юный краевед» в МБОУ СОШ № 24 основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом:

1. Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности,  доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.

2. Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.

3.  Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.

4. Принцип воспитания на традициях, который реализуется через систему занятий с привлечением ресурсов краеведческих музеев Нижнего Новгорода и школьного музея «Нижегородская старина», участие в проектах по изучению исторического наследия родного города;

5. Принцип личностно - ориентированного подхода, предполагающий использование  в рамках занятий  активные и интерактивные формы и методы работы с учетом психологических особенностей возрастной группы обучающихся 6-8 классов;

6.  Принцип историзма, предполагающий формирование высоконравственной, социально активной личности, понимающей реалии настоящего, инвариантность прошлого и альтернативность будущего, осознающую историческую ответственность за свою деятельность

     3. Содержание программы

Программа учитывает   возрастные потребности и познавательные возможности учащихся 6 –8 классов и состоит из трех элементов:

  • получение краеведческих знаний,
  • формирование гражданской позиции через изучение истории родного города и края,
  • формирование гражданских навыков через проектную деятельность.

 Освоение культурного и исторического наследия должно осуществляться не механически, а сознательно и активно, и одна из особенностей программы – создание психолого-педагогических условий воспитания, в рамках которых ребёнок сможет проявлять себя как полноценная, социально-активная личность. Поэтому  основными формами работы  в рамках программы являются проектная деятельность, направленная на создание и реализацию проектов школьного уровня, а также различные виды индивидуальной, парной, групповой работы и экскурсионной деятельности.

            Большую роль в процессе формирования гражданской компетенции играет использование ресурсов нижегородских краеведческих музеев, что расширяет образовательное пространство и  способствует вовлечению учащихся в активную познавательную деятельность, а также использование информационных ресурсов.

4. Механизм реализации программы:

Программа профильного лагеря  «Юный краевед» реализуется в пять этапов:

1. Подготовительный - (март)

Перспективное планирование работы профильного лагеря

Проведение совещаний при зам. директора по ВР МБОУ СОШ № 24

Проведение собраний  классных коллективов

Посещение семинаров для организаторов летнего отдыха детей.

Комплектование участников лагерной смены (дети).

Информация на родительских собраниях.

 2. Методический  - (апрель)

Разработка основной идеи лагерной смены профильного лагеря «Юный краевед».

Разработка  программы лагеря.

Подбор методического материала.

Определение основных целей и задач работы в профильном лагере;

Составление общего и календарно-тематического планирования   работы.

Формирование пакета нормативных документов по    жизнедеятельности лагеря труда и отдыха.

Разработка  теоретической части проектов

Изучение состояния здоровья учащихся.

Утверждение программы лагеря.

3. Организационный - (май)

Подготовка материально-технической базы.

Подбор педагогических сотрудников для реализации программы.                                      

Проведение совещания с персоналом лагеря.

Ознакомление с должностными обязанностями.

Подготовка помещений в соответствии с требованиями   Роспотребнадзора.

Приемка лагеря районной комиссией.

Подготовка оформления лагеря.

4. Основной – (июнь)

Адаптация программы лагерной смены к особенностям ее участников.

Стимулирование детей к самореализации, создание позитивного  эмоционального настроя,

обеспечение психологического комфорта в лагере.

Формирование структурно-организационной модели смены:  выявление лидеров,

 «запуск» программы.

Реализация творческих проектов («Мое военное детство», «Книга памяти»), подготовка

экскурсоводов музея «Нижегородская старина».

Подготовка новой экспозиции «Память сердца» (комната военных лет).

Интеллектуально-познавательная игра «Колесо истории».

5. Итоговый – (конец июня)

Подведение итогов и закрытие лагерной смены.

Подведение итогов занятий учащихся.

Проведение рефлексии лагерной смены.

Награждение активных участников смены.

Диагностика и мониторинг деятельности лагеря.

 Подготовка информационно-аналитического отчета по реализации программы лагеря.

Совещание при директоре по итогам проведения лагерной  смены.

План работы профильного лагеря «Юный краевед» в мае-июне 2013 года

дата

Виды работ

Ответственные воспитатели

31.05

Открытие лагеря.

Подготовка новых экскурсоводов по темам «Нижегородское ополчение», «Нижегородский князь Юрий Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода», «Нижегородские промыслы», «Жили-были наши деды»

Янкавцева Ю.А.

Гусева И.Н.

03.06

Сбор материала к проекту «Моё военное детство» - воспоминаний о Великой Отечественной войне (каб. № 31 и школьный музей) и оформление в электронном виде.

Работа в школьной библиотеке.

Шалаева О.В.

Гусева И.Н.

04.06

Оформление «Книги памяти» - рассказов учителей школы о родных - участниках Великой Отечественной войны (каб. № 31 и школьный музей).

Проведение игры «Колесо истории» на тему «Нижегородский кремль»

Гусева И.Н.

Янкавцева Ю.А.

05.06

Сбор материала к проекту «Моё военное детство» - воспоминаний о Великой Отечественной войне ( каб. № 31 и школьный музей) и оформление в электронном виде.

Участие в соревнованиях по настольному теннису

Янкавцева Ю.А

Сафонова М.В.

Янкавцева Ю.А..

06.06

Сбор материала к проекту «Моё военное детство» - воспоминаний о Великой Отечественной войне ( каб. № 31 и школьный музей) и оформление в электронном виде.

Работа по подготовке новой экспозиции «Память сердца» (комната военных лет).

Гусева И.Н.

Шалаева О.В.

07.06

Работа по подготовке новой экспозиции «Память сердца» (комната военных лет).

Сбор материала к проекту «Моё военное детство» - воспоминаний о Великой Отечественной войне (каб. № 31 и школьный музей) и оформление в электронном виде.

Гусева И.Н

Янкавцева Ю.А...

10.06

Подготовка экскурсоводов по темам: «Имя России - Александр Невский», «Нижегородское ополчение», «Жили-были наши деды…», «Нижегородские промыслы».

Проведение игры «Колесо истории» на тему «С русским воинством на века!»

Гусева И.Н.

Голенева Т.С.

Гусева И.Н.

Янкавцева Ю.А.

11.06

Проведение  экскурсий для школьного лагеря: «Нижегородские промыслы»,  «Имя России - Александр Невский», «Жили-были наши деды…», «Нижегородское ополчение».

Оформление «Книги памяти» - рассказов учителей школы о родных - участниках Великой Отечественной войны (каб. № 31 и школьный музей).

Гусева И.Н.

Янкавцева Ю.А.

13.06

Сбор материала к проекту «Моё военное детство» - воспоминаний о Великой Отечественной войне (каб. № 31 и школьный музей) и оформление в электронном виде.

Проведение экскурсий для лагерей школ Советского района.

Гусева И.Н.

Янкавцева Ю.А.

14.06

Оформление «Книги памяти» - рассказов учителей школы о родных - участниках Великой Отечественной войны (каб. № 31 и школьный музей).

Подготовка экскурсоводов по темам: «Нижегородские промыслы», «Нижегородское ополчение».

Гусева И.Н.

Янкавцева Ю.А.

Гусева И.Н.

17.06

Сбор материала к проекту «Моё военное детство» - воспоминаний о Великой Отечественной войне (каб. № 31 и школьный музей) и оформление в электронном виде.

Подготовка экскурсоводов по темам: «Нижегородские промыслы», «Нижегородское ополчение», «Большая Покровская - главная улица Нижнего Новгорода».

Янкавцева Ю.А.

Голенева Т.С.

Гусева И.Н.

18.06

Оформление «Книги памяти» - рассказов учителей школы о родных - участниках Великой Отечественной войны (каб. № 31 и школьный музей).

Подготовка экскурсоводов по темам: «Нижегородские промыслы», «Нижегородское ополчение», «Большая Покровская - главная улица Нижнего Новгорода»

Янкавцева Ю.А.

Гусева И.Н.

19.06

Подведение итогов занятий с учащимися и выбор лучших экскурсоводов.

 Работа по подготовке новой экспозиции «Память сердца» (комната военных лет).

Янкавцева Ю.А.

Гусева И.Н.

Шалаева О. В.

20.06

Подведение итогов и закрытие лагерной смены.

Янкавцева Ю.А.

5. Ожидаемые результаты

   За время лагерной смены учащиеся  реализуют свои созидательные  потребности  через  социально-значимую деятельность, проявят больше самостоятельности и ответственности.

 По итогам участия в работе лагеря ребята получат:

- теоретические  и практические знания в области краеведения;

 - практические навыки в области IT- компетентности;

- навыки работы в коллективе.

Метапредметные результаты:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог), умение ведения диалога и работы в группе;

   

 6. Диагностика и мониторинг

- На подготовительном этапе при формировании профильного лагеря был составлен социальный паспорт лагеря;

- Выявлялись интересы и склонности детей при помощи анкетирования;

- В ходе реализации программы составлялась «Карта настроения», в музее заполнялась «Книга отзывов».

Мониторинг эффективности:

критерий

показатель

средства мониторинга

расширение теоретических и практических знаний по краеведению

Работа в библиотеке, подбор материала

Проведение экскурсий для школьного лагеря и школ района

практические навыки в области IT- компетентности

Оформление (перепечатка текстов) в электронном виде -  воспоминаний о Великой Отечественной войне «Моё военное детство»

Перепечатка и запись на электронном диске воспоминаний «Моё военное детство»

навыки работы в коллективе
умения работы в группе

Работа в группах при проведении игры «Колесо истории»

Педагогическое наблюдение

умение сознательно организовывать свою познавательную и художественно-эстетическую деятельность

Оформление и составление листов для «Книги памяти»

Оформление «Книги памяти» - рассказов учителей школы о родных - участниках Великой Отечественной войны

развитие коммуникативных навыков, овладение различными видами публичных выступлений

Подготовка к экскурсиям и их проведение

Отзывы учащихся о прослушанных экскурсиях

7. Методическое обеспечение программы

  • методические разработки тематических экскурсий школьного музея: «Нижегородский кремль», «Имя России - Александр Невский», «Нижегородское ополчение», «Нижегородские промыслы», «Нижегородский князь Юрий Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода», «Большая Покровская - главная улица Нижнего Новгорода», «Жили-были наши деды»;
  • Сборник методических материалов для учителей краеведения;
  • Компьютерные презентации «Жили-были наши деды», «Нижегородский кремль», «Нижегородское ополчение 1612 года»

8. Список используемой литературы

Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. –М. 2004.

Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. - М. 2008.

Вердебер Р. Психология общения. -М. 2003.

Винокурова Н.Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.1999.

Воспитательный процесс: Изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2001..

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! -М. 1996.

Левашова С.А. Психолог и подросток; коммуникативно-двигательный тренинг. –Ярославль. 2004.

Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -М. 1978.

Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. -Нижний Новгород. 2003.

Роткина Т.С., Курзова О.А. Уроки добра и милосердия. - О. 2007.

Соколова Л. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». -Новосибирск. 2007.

Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. -О. 2009.

Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград,  2007.

Шмак Ани Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. -Спб. 2004.

Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль. 2003.

Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. -М. 2004.

Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей. –М. 2003.

Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. Дубровиной И.В.  -Нижний Новгород. 1995.

Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2003.

Тимонин А.И., Тимонина Л.И. «Школа лидера». - Нижний Новгород. 2008.

Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии». 2006.

Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов. – Нижний Новгород. 2007.

Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. -М. 1999.

Цветкова И.В. Школа социального успеха. -М. 2002.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. –М. 2004.

9. Список краеведческой литературы:

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. В Нижнем Новгороде. – Н.Новгород, 1996.

Агафонов С.Л. Нижегородский Кремль: Архитектура, история, реставрация. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976.

Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка в воспоминаниях современников / Н.А.Богородицкая. – Н.Новгород,2000.

Елисеев А.И. Родной город. – Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1967.

История Нижегородской области / авт.-сост.: В.Д.Фёдоров, А.И.Тюрина, О.Ю.Лапшина. – Арзамас, 2004.

Любов М.С. География Нижегородского края: учеб. пособие / М.С.Любов. – Арзамас: АГПИ, 2004.

Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь (для школьника) / Н.В.Морохин, Д.Г.Павлов. – Н.Новгород: Фирма «Просвещение», 1993.

Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь / Н.В.Морохин. – Н.Новгород: КиТиздат, 1997.

Наш край: книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. – 4-е изд. _ Н.Новгород, 2006.

Нижегородский край: хрестоматия / сост. Н.Ф.Филатов. – Арзамас, 2001.

Нижний Новгород в XVII веке. _ Горький, 1961

Сидорова И. В., Наумова О.И. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города: Книга для семейного чтения / И.В. Сидорова, о.И.Наумова; Сост. Т.В.Кучерова, О.И.Наумова. – Н.Новгород: Кварц, 2008.

Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. – Н.Новгород: Нижегор. Ярмарка, 1995.

Смирнова Л.М., Званцева Т.П. Церкви Нижнего Новгорода, уничтоженные и уцелевшие. Старые дома. – Н. Новгород: Нижегор. Кн. Изд-во, 1991.

Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII – начала XX века. – Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1980.

http://www.hist.nnov.ru – История нижегородского края

Отзывы об экскурсиях,

проведённых участниками

лагеря «Юный краевед»

для отрядов детского лагеря

«Солнечное королевство» МБОУ СОШ № 24

и школьного летнего лагеря

МБОУ СОШ № 49,

 об игре «Колесо истории»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Программа кружка по английскому языку “Good Job!” в летнем школьном лагере «Город мастеров» июнь 2012года. Руководитель Филимонова Наталья Викторовна

Вот уже несколько лет наша школа проводит летний лагерь под названием «Город мастеров». Во время лагерной смены функционируют такие кружки как «Роспись по стеклу», «Бисероплетение», «Оригами» и ...

Программа кружка по английскому языку “Good Job!” в летнем школьном лагере «Город мастеров» июнь 2012года. Руководитель Филимонова Наталья Викторовна

Вот уже несколько лет наша школа проводит летний лагерь под названием «Город мастеров». Во время лагерной смены функционируют такие кружки как «Роспись по стеклу», «Бисероплетение», «Оригами» и ...

Программа летнего школьного лагеря

Программа летнего школьного лагеря...

Программа летней деятельности школьного лесничества

Острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения, в первую очередь - молодежи. Одной из наиболее важных проблем природосбережения в Сургутском районе являе...

"Модульная образовательная программа интерактивных мероприятий по финансовой грамотности" для летнего школьного лагеря

Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности на период 2017-2023 годов, утвержденной Правительством Российской Федерации 25 сентября 2017 года, создание основ для формирования финансово грамотн...

Рабочая программа для профильной смены в летнем школьном лагере

Рабочая программа разработанна для обучающихся 9х классов с целью углубления знаний по химии и отработке  практических навыков работы....