Родительское собрание: «Роль самооценки в формировании личности ребенка»
методическая разработка по психологии

Морокова Людмила Михайловна

Представлен конспект родительского собрания "Роль самооценки в формированиии личности ребенка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Роль самооценки в формировании личности ребенка»

Форма проведения: лекторий для родителей с элементами ролевой игры.

Характеристика контингента участников: родители 4-5 классов.

Оборудование: не требуется

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Цель: формирование у родителей понимания роли адекватной самооценки в деятельности ребенка.

Задачи:

  1. ознакомить родителей с причинами формирования неадекватной самооценки ребенка;
  2. обратить внимание родителей на последствия формирования неадекватно высокой и низкой самооценки;
  3. помочь осознать родителям учащихся взаимосвязь между самооценкой ребенка и употреблением ПАВ.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Провести диагностику уровня сформированности самооценки учащихся.

2. Совместно с психологом приготовить ролевую игру.

3. Разработать памятку для родителей.

II. Организационный этап

Раздать тексты с заданиями для диагностики детей. Приготовить обработанные психологом результаты диагностики. Раздать памятки.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я пришла сегодня к Вам на родительское собрание пообщаться и поговорить о самооценке. Что такое самооценка? (ответы родителей) Да, это представление человека о себе: своих возможностях, способностях и т.д. Почему это важно? (ответы родителей). Уважаемые родители, как Вы думаете, имеется ли связь самооценки ребенка с его успешностью в жизни или, наоборот, употреблениями подростками ПАВ, склонностью к суициду? (ответы родителей) Как раз все это мы с Вами и обсудим.

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, востребованным, мог лучше адаптироваться к окружающему миру, спокойно преодолевал трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе. Как и почему формируется у детей та или иная самооценка?

Авторитетным для ребенка в младшем школьном возрасте является мнение взрослых: родителей, учителей. Именно они, в основном, влияют на самооценку ребенка. Если взрослые уважают ребенка, ценят его личностные качества, достижения, успехи, то у ребенка формируется позитивная самооценка. Если родители равнодушны к проблемам ребенка или относятся к его успехам с пренебрежением, иронизируют, есть вероятность, что у него сложится негативная, отрицательная самооценка.

Попустительский стиль воспитания, потакание капризам ребенка, необъективная похвала могут привести к формированию завышенной самооценки. Иногда в обеспеченных семьях при определенных условиях дети считают себя избранными, «белой костью». Их жизненная установка типа: «Я получу все, что захочу» - в дальнейшем может привести к серьезным проблемам.

Адекватная самооценка формируется у ребят в таких семьях, где четко распределена ответственность, где взрослые и дети относятся друг к другу искренне, с уважением. Ребенок знает свои обязанности и учится самостоятельно решать встающие перед ним задачи, не боится делать ошибки, чувствует уверенность в своих силах.

В семьях, где существует состязательный или авторитарный стиль воспитания, родители, пытаясь поставить сына или дочку в зависимое положение, снижают им самооценку. Когда ребенка не поощряют, не замечают его достижений, он теряет инициативу, желание что-то делать: «Все равно у меня ничего не получится», - размышляет он. При этом в нем, безусловно, есть определенные достоинства. Ребенку же сложно подвергать критику родителей сомнению: «Как ты разговариваешь со взрослыми? Тебе сказали...» Чем чаще малыша критиковали в детстве, тем длиннее его путь к правильной оценке себя.

Неадекватная самооценка отражается на поведении, возникают проблемы в общении с окружающими. Так, ребенок с завышенной самооценкой имеет идеализированные представления о себе: о своей личности, возможностях, своей ценности в глазах других. В этом случае ребенок старается не замечать неудач, считает их случайными или же обвиняет в них окружающих. Он ставит себя выше своих одноклассников. Например, если учитель не назвал его работу в числе лучших, он демонстративно будет отрицать достижения других или показывать, что эта работа для него не имеет никакого значения. Это будет выражаться в таких фразах: «А мне не нравится! Ну и пусть! А мне все равно!» Так он стремится сохранить высокую оценку своих поступков и дел. Такой ребенок становится раздражительным, агрессивным, вспыльчивым. Справедливые замечания со стороны взрослых и детей он оценивает как негативное отношение к нему. Он считает, что учитель занижает ему оценки, никак не желает признавать, что неудачи - это результат его собственных ошибок, лени и неправильного поведения.

Негативно сказывается на успешности детей и заниженная самооценка. Обычно это приводит к неуверенности в себе, застенчивости, робости, отсутствии желания пробовать свои силы, реализовывать свои способности. Такие ребята не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением привычных заданий, выбором одних и тех же поручений, слишком критичны к себе. Прикрытием от реальности может служить и уход в особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и ребенок чувствует себя значимым. Такие дети начинают сочинять про себя и свою семью небылицы, фантазируют о своих успехах. При заниженной самооценке тоже могут возникать конфликты с окружающими. Ребенок очень требователен к себе и еще более требователен к другим. Он не прощает ошибок, склонен выделять, подчеркивать недостатки других детей. В обыденной жизни о таких людях говорят, что они ворчливы, постоянно «пилят» даже близких людей. Естественно, у одноклассников это тоже вызывает чувство отторжения. Например, во время урока на этапе взаимопроверки диктанта такие ребята придираются даже к некрасиво написанной букве соседа по парте, намеренно занижают ему оценку. В конфликт приходится вмешиваться учителю.

Подростки уже осознают свои способности и возможности не только в учебной деятельности, но и в общении, спорте, дополнительном образовании и т. п. Поэтому мы предложили ребятам оценить себя в разных направлениях: общении, эмоциональной сфере, поведении, деловых качествах.

По результатам исследования в классе, выявилась следующая картина: (результаты каждого ребенка у родителей на столах)

Завышенная самооценка – это когда человек превозносит свои способности, а успехи окружающих принижает. - чел.

Заниженная самооценка – это когда человек принижает свои способности. Это делает его неуверенным и тревожным.- чел.

Реалистичная самооценка – это когда человек видит себя таким, какой он есть на самом деле.- чел.

Необходимо отметить, что самооценка не является постоянной. Она может измениться под воздействием обстоятельств. Так, например, у школьника, который успешно учится, но вдруг не справился с контрольной работой, самооценка может временно снизиться. Или если в кругу сверстников успехи в учебе не являются ценностью, то самооценка тоже может поколебаться. Кроме того, по мере взросления ребята начинают осознавать, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. Особенно это актуально в том возрасте, в котором находятся сейчас наши дети, т. к. ведущей деятельностью в их развитии становится не учеба, а общение со сверстниками.

Зависит формирование самооценки и от осознания детьми своих способностей в какой-либо сфере. Если ребенок нашел такой вид деятельности, в котором он испытывает удовлетворение от успехов, гордость за свои достижения (спорт, искусство, общественная деятельность), его мнение о себе повышается.

Поскольку одним из путей формирования самооценки является оценка окружающих, то изменить ее можно, поменяв поведение и отношение к ребенку других людей (родных, близких, учителей, сверстников). Поэтому многое зависит от их справедливости, терпения, тактичности.

Особенно важно поднять мальчику или девочке заниженную самооценку, помочь детям поверить в себя, в свои возможности, в свою индивидуальность, ценность, неповторимость. Следует отметить, что чем больше доверия вызывает у ребенка тот или иной человек, тем большее влияние оказывает это лицо на формирование самооценки. Самое сильное воздействие оказывает мнение родителей и близких. Самооценка сохраняется на эмоциональном уровне и в дальнейшем «обрастает» целой системой установок. Если взрослые постоянно говорят ребенку, что он ленивый, безответственный, ему нельзя доверить серьезное поручение, то у мальчика или девочки о себе сложится именно такое мнение.

Но не следует увлекаться и неоправданной похвалой. Она должна соответствовать реальным возможностям и достижениям детей. Если взрослый щедро расточает комплименты в адрес ребенка с заниженной самооценкой, то реакция может быть обратной нашим ожиданиям. «Видимо, я совсем глупый, если мама без конца повторяет, что я умница». Повредит этот метод и ребенку с неадекватно завышенной самооценкой, создав у него впечатление своей исключительности. «Ты у меня самый замечательный, умный, красивый», - так искренне думают большинство мам о своих детях. Так оно и есть, ведь каждый из детей уникален! Вот только мера в таких высказываниях часто перехлестывает реальное положение вещей. Утверждение: «Ты умный, способный, но тебе нужно будет хорошенько позаниматься, чтобы подготовиться к контрольной», - больше похоже на правду.

Как же взрослым выстроить свои отношения с ребенком, у которого сформировалась неадекватная самооценка? Постарайтесь найти сильные стороны личности своего ребенка, на которые можно опереться. Затем необходимо помочь ему определить, к чему он больше имеет способности. И, наконец, надо найти возможность их реализовать, создать для этого условия.

  1. Ролевая игра

В каждой группе выбирается один родитель, который должен будет исполнить роль ребенка с определенной самооценкой. Этих родителей прошу выйти за дверь и подумать, как они должны будут играть свою роль.

Группам родителей дается задание предложить «ребенку» попробовать ПАВ (1-ой гр. - закурить; 2-ой гр. – выпить (пиво, алкоголь); 3-ей гр. – наркотики).

Беседа с группами: подумайте, на каких струнах психики человека играют соблазнители?

  • будешь сильнее и смелее;
  • в жизни надо все попробовать;
  • это помогает;
  • будешь с нами – кончится одиночество в решении проблем;
  • будешь, как мы – крутым;
  • тебя начнут бояться и уважать;
  • докажи, что ты не тряпка (не маменькин сыночек);
  • попробуй, тебе понравиться.

После беседы, приглашается один из участников. Он сам выбирает в какую группу хочет пойти. Все остальные его принимают и стараются «уговорить» попробовать ПАВ. И так все остальные.

  • Как вы себя чувствовали в этой ситуации?

Вывод: Кого из участников было легче всего втянуть в компанию? Кто сопротивлялся более активно?

Наши дети приближаются к периоду подростковых кризисов. В это время меняются жизненные установки, ценности, приоритеты. В связи с этим могут происходить изменения и в самооценке подростка. Взрослым надо знать, что мнение о себе прямо связано с употреблением табака, алкоголя, наркотиков. Исследования психологов показывают, что люди, злоупотребляющие этими веществами, как правило, имеют низкую самооценку. А у ребенка, имеющего положительные представления о себе, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления психоактивных веществ. Он будет сопротивляться давлению сверстников и старших подростков, которые станут его провоцировать на это, т. к. ему не надо доказывать, что он «не хуже» других.

Какие еще советы по формированию адекватной самооценки ребенка дают психологи? Мы постарались обобщить сказанное сегодня в своде правил для родителей. (Приложение 1)

V. Подведение итогов родительского собрания

Педагог-психолог: Оценки взрослых, воспринимаемые ребенком, становятся затем его собственной самооценкой. Поэтому будьте осторожны в своих высказываниях, контролируйте свои эмоции и речь. Принимайте своего сына или дочку такими, какие они есть. Анализируйте вместе с ними недостатки, над которыми надо работать. Отмечайте их положительные качества, радуйтесь вместе с ними их достижениям. В заключение хочется отметить, что если у ребенка в детстве не сформировались положительные представления о себе, исправить в подростковом возрасте, а тем более в юности, это будет сложно, если возможно вообще. Так что будущее вашего ребенка, его успешность в обществе зависит, в первую очередь, от Вас.

Возможное решение родительского собрания:

1. Обсудить дома с остальными членами семьи памятки по формированию у ребенка адекватной самооценки.

2. Проанализировать причины неадекватной самооценки, наметить пути ее коррекции.

3. Провести тренинги с детьми с неадекватно низкой самооценкой.

VI. Анализ итогов родительского собрания

1. Классному руководителю ознакомить педагогов, работающих в классе, со списком детей, чью самооценку необходимо корректировать.

2. Организовать коррекционные занятия таких детей у психолога.


Приложение 1

Памятка для родителей

• Учите детей ставить перед собой реальные, вполне достижимые цели. Если родители или сам ребенок ожидают слишком многого, ориентируются только на успех, неудача может стать ударом по самооценке.

• Хвалите ребенка не столько за успехи и достижения, сколько за старания и усилия, которые он приложил к результату. Внушите ему, что старания и настойчивость важнее, они рано или поздно приведут к успеху.

• Ребенок должен знать, что его личные, пусть и небольшие по сравнению с другими, достижения вызывают у вас такую же гордость, как и высокие победы других детей.

• В случае неудач критикуйте поступки и неправильные действия, а не самого ребенка. Например, если он пришел поздно, не предупредив вас, лучше сказать: «Я очень переживала за тебя, ты поступил бессердечно, безответственно по отношению ко мне!», а не «Ты безответственный, неблагодарный сын! Ты думаешь только о себе!»

• Дайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Те дети, у которых есть серьезные домашние обязанности, чувствуют свою значимость в семье. Доверие взрослых они воспринимают как высокую оценку своих личностных качеств.

• Будьте готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения. Ваша задача - научить его делать выводы из ошибок.

• Что бы ни случилось, давайте ребенку понять, что вы любите его. Никогда после совершенного проступка не говорите ему сгоряча: «Я ненавижу тебя!», «Я тебя не люблю» и т. п. У сына или дочки надолго остается рана на сердце от сказанного. Скажите о своей обиде по-другому: «Я не люблю, когда ты такой (когда ты так себя ведешь)».

Памятка для родителей

• Учите детей ставить перед собой реальные, вполне достижимые цели. Если родители или сам ребенок ожидают слишком многого, ориентируются только на успех, неудача может стать ударом по самооценке.

• Хвалите ребенка не столько за успехи и достижения, сколько за старания и усилия, которые он приложил к результату. Внушите ему, что старания и настойчивость важнее, они рано или поздно приведут к успеху.

• Ребенок должен знать, что его личные, пусть и небольшие по сравнению с другими, достижения вызывают у вас такую же гордость, как и высокие победы других детей.

• В случае неудач критикуйте поступки и неправильные действия, а не самого ребенка. Например, если он пришел поздно, не предупредив вас, лучше сказать: «Я очень переживала за тебя, ты поступил бессердечно, безответственно по отношению ко мне!», а не «Ты безответственный, неблагодарный сын! Ты думаешь только о себе!»

• Дайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Те дети, у которых есть серьезные домашние обязанности, чувствуют свою значимость в семье. Доверие взрослых они воспринимают как высокую оценку своих личностных качеств.

• Будьте готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения. Ваша задача - научить его делать выводы из ошибок.

• Что бы ни случилось, давайте ребенку понять, что вы любите его. Никогда после совершенного проступка не говорите ему сгоряча: «Я ненавижу тебя!», «Я тебя не люблю» и т. п. У сына или дочки надолго остается рана на сердце от сказанного. Скажите о своей обиде по-другому: «Я не люблю, когда ты такой (когда ты так себя ведешь)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

·  Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

  Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"...

«РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

laquo;РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» «РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»...

Родительское собрание на тему "Роль самооценки в формировании личности ребенка"

Родительское собрание на тему "Роль самооценки в формировании личности ребенка"...

Презентация к родительскому собранию:"Роль самооценки в формировании личности"

Вопросы для обсуждения: 1.Самооценка, как определяющий фактор личности. 2.Причины формирования той или иной самооценки.3.Определение уровня самооценуи. 4.Последствия высокой и низкой самооценки.5.Повы...