Рабочая программа "Арт-терапия" для 5-7 классов (АООП вариант 1)
рабочая программа по психологии (5 класс)

Янополец Кристина Сергеевна

Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с нарушением интеллекта. Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами  и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие творческих способностей ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку творческая деятельность является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к различным видам творчества. Искусство и творчество очень сильно может влиять на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_art.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа №33 г. Братска»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей протокол №___от_________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

Вайтеховская Ю.В._____

УТВЕРЖДАЮ

директор ГОКУ «СКШ №33 г. Братска»

Иванов А.В._____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Арт-терапия»

для учащихся 5-7 классов (АООП вариант 1)

срок освоения программы 3 года

Составил:

Педагог-психолог Янополец К.С.

Братск, 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………...3
  2. Общая характеристика коррекционного курс….………………………………………………………………….....3
  3. Личностные и предметные результаты освоения курса …………………………………………………………….6
  4. Содержание курса………………………………………………………………………………………………………9
  5. Учебно-тематическое планирование………………………………………………………………………………….10
  6. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности …………………… ……….18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы коррекционного курса «АРТ-терапия» для обучающихся 5-7 классов (АООП вариант 1) являются:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» (вариант 1).

3. Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», Приказ № 253 от

4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»

5. План внеурочной деятельности ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска».

Цель: Инициация возможностей детей, развитие эмоциональной сферы, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации в средней школе, самовыражение детей в процессе творческой деятельности для регуляции их эмоционального состояния.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Арт-терапия предполагает воспитание и адаптацию детей с нарушениями интеллекта в социуме при помощи занятий искусством. Суть арт-терапии заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества.

Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с нарушением интеллекта. Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие творческих способностей ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку творческая деятельность является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к различным видам творчества. Искусство и творчество очень сильно может влиять на ребенка.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Арт-терапия обладает преимуществом перед другими формами работы с детьми: поскольку не имеет ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, имеющегося нарушения, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности). Арт-технологии вызывают положительные эмоции, помогают людям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулируют самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал. Арт-работа не ставит своей целью создание «высоко художественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов для устранения определенных проявлений его болезни, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем. Важно еще и то, что на занятиях с элементами арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.

Благодаря арт-терапии в формировании детей с нарушениями интеллекта становится целесообразным говорить о применении специальной технологии развития личности ребенка, в основе которой лежит процесс коррекционно-педагогического воздействия средствами технологий изобразительного искусства.

Задачи программы:

  • помощь обучающимся в преодолении отчуждения, замкнутости, развитие средствами предметной и игровой деятельности чувства сопричастности к человеку, природе, животным;
  • изобразительное развитие и формирование изобразительных навыков обучающихся;
  • коррекция у обучающихся нежелательных черт характера и поведения;
  • возможность свободного самовыражения и самопознания;
  • мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции;
  • повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения;
  • активизация творческой инициативы, воображения и фантазии.

Курс занятий рассчитан на 3 года обучения для учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся в группах. При формировании группы учитываются поведенческие особенности каждого учащегося, состояние его эмоционально-волевой сферы. Программа рассчитана на работу в группе из 4-15 человек.

Основные формы проведения занятий:

- фронтальная беседа;

- просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта;

- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);

- психогимнастика;

- рисуночные методы;

- техники и приёмы саморегуляции.

Подведения итогов реализации программы будут происходить в форме Итогового проекта

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

5 класс

  • сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • проявление положительного интереса к социально-бытовым умениям, используемым в повседневной жизни в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • принятие важности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира;
  • понимание правил поведения в разных социальных ситуациях, основ нравственных установок и моральных норм, умений в организации собственной деятельности с помощью взрослого (учителя, родителя);
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • понимает частично личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе,готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
  • определяет и формулирует цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • овладевает навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • учится исследовать свои качества и свои особенности;
  • учится рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
  • учится наблюдать;
  • учится работать в паре и в группе;
  • выполняет различные роли;
  • слушает и понимает речь других ребят;
  • осознает особенности позиции ученика и учится вести себя в соответствии с этой позицией

  • определяет и формулирует цель в совместной работе;
  • учится делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
  • реалистично строит свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
  • соотносит результат с целью и оценивает его;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • наблюдает, сравнивает по признакам, сопоставляет;
  • обогащает представление о собственных возможностях и способностях;
  • перерабатывает информацию;
  • адекватно воспринимает оценку учителя;
  • учится контролировать свою речь и поступки;
  • учится толерантному отношению к другому мнению;
  • учится самостоятельно решать проблемы в общении

6 – 7 класс

  • усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения
  • учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным
  • повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности
  • формировать адекватную самооценку
  • учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
  • развивать рефлексию

  • учится планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности с помощью учителя
  • овладевает навыками распознавать чувства других людей, с помощью учителя
  • учится обогащать представления о собственных ценностях и их роли в жизни, с помощью учителя
  • учится формулировать собственные проблемы с помощью наводящих вопросов учителя
  • учится осознавать свои личные качества, способности и возможности с помощью заданий учителя
  • овладевает навыками осознавать свое эмоциональные состояния, и учиться саморегуляции с помощью учителя
  • учиться контролировать собственное агрессивное поведение с помощью учителя
  • учится осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки с помощью учителя
  • учится строить взаимоотношения с окружающими с помощью учителя
  • учится конструктивно разрешать конфликтные ситуации с помощью учителя.
  • учится правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других с помощью учителя.
  • учится самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • учится формулировать свое собственное мнение и позицию с помощью наводящих вопросов учителя
  • учится толерантному отношению к другому человеку с помощью учителя
  • учится осознавать и анализировать изменения в самом себе;
  • умеет планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
  • адекватно воспринимает оценки учителей;
  • умеет распознавать чувства других людей;
  • умеет обогащать представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
  • уметь формулировать собственные проблемы
  • владеет навыком осознавать свои личные качества, способности и возможности;
  • учится осознавать свои эмоциональные состояния и учится саморегуляции;
  • владеет навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
  • умеет контролировать собственное агрессивное поведение;
  • понимает и осознает свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
  • умеет прогнозировать последствия собственных поступков.
  • умеет строить взаимоотношения с окружающими;
  • умеет конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • умеет правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
  • умеет самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • определяет и формулирует свое собственное мнение и позицию;
  • имеет представление о толерантномотношенит к другому человеку.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Введение. Цветотерапия

Терапия рисованием, то есть воздействие с использованием средств изобразительного искусства. С помощью изотерапии достаточно успешно корректируется образ «Я», который изначально мог быть деформирован, а также «улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Раздел 2. Изотерапия

Художественный продукт как средство самовыражения ребенка. Помощь рисунка в проявлении содержания внутреннего мира ребенка. Развитие сенсорики, моторики, воображения. Свободное рисование. Рисование пальцами. Аппликации из цветной бумаги, лепка.

Раздел 3. Музыкотерапия

Интеллектуальная релаксация ребенка. Развитие образности мышления. Регуляция психоэмоционального состояния ребенка с помощью воздействия определенной кодированной музыкальной композицией. Снятие стресса, усталости. Прослушивание музыкальных композиций. Упражнения по игроритмике.

Раздел 4. Кинотерапия

Моделирование положительных эмоций. Видение себя со стороны. Регуляция психоэмоционального состояния. Отождествление своего эмоционального состояния с эмоциональным состоянием героя на экране.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. «Оригами и аппликация» Кристалл. СПб. 2001г. – 304 с.
  2. Базыма Б. А. Цветовая символика и психодиагностика. Вестник ХНУ, серия «Психология» №576, с. 21-25., Харьков 2002.
  3. Дубровская Н.В. «Игры с цветом» СПб «Детство-Пресс» 2005 г. – пособие.
  4. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. – 65 с.
  5. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  6. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. Торговый центр Сфера. М.: 2001г. – 116 с.
  7. Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с.
  8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, ; 336с.
  9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Просвещение; 2007. – 208 с.
  10. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?. – М.: Просвещение; 2005. – 64 с.
  11. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». Изд. «Речь», СПб.: 2003 г. – 256 с.
  12. Никифорова Л. А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Просвещение; 2005. – 48 с.
  13. Панфилова М.А. Изотерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Гном и Д, 2000г. – 160 с.
  14. Румянцева Е.А. Необычное рисование. М.,2006. – 32 с.
  15. Суханова Н.П. Картины из цветов.М.,2004. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1...

Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4

Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...

Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» 6 класс (АООП, вариант 1)

Адаптированная образовательная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталост...

«Правила безопасности» Игра для учащихся 5-7 классов (АООП вариант 1)

соблюдение основных правил поведения учащихся на улице, на дороге, дома с целью предупреждения детского травматизма,закрепление  знаний учащихся о правилах дорожного движения и противопожарной бе...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для обучающихся 7 класса АООП, вариант I

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для обучающихся 7 класса АООП, вариант I разработаны с учетом требований ФГОС...

Паслёновые. Общие признаки паслёновых. 7 класс АООП вариант 1

Представление о многообразии цветковых растений,   отличительные признаки растений    семейства пасленовых,их многообразием и использованием растений...

Рабочая программа "Я и другие" для 5-8 классов АООП (вариант 1)

Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток,...