Рабочая программа "Я и другие" для 5-8 классов АООП (вариант 1)
рабочая программа по психологии (5 класс)

Янополец Кристина Сергеевна

Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости и снисхождению), психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. Так же не менее важным становится эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_drugie.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа №33 г. Братска»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей протокол №___от_________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

Вайтеховская Ю.В._____

УТВЕРЖДАЮ

директор ГОКУ «СКШ №33 г.Братска»

Иванов А.В._____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Я и другие»

для учащихся 5 – 8 классов (АООП вариант 1)

(срок освоения программы 4 года)

Составила:

Педагог-психолог Янополец К.С.

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………3
  2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса ……………………………………………………………5
  3. Содержание программы……………………………………………………………………………………………………6
  4. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………….........9
  5. Литература…………………………………………………………………………………………………………………10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы коррекционного курса «Я и другие» для обучающихся 5-8 классов (АООП вариант 1) являются:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» (вариант 1).

3. Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», Приказ №230 от

4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»

Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости и снисхождению), психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. Так же не менее важным становится эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения.

Главная особенность данной программы заключается в том, что она направлена, главным образом, на формирование социальной компетенции. Для развития социальныхкомпетенций важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому, важнымявляется специально организованное межличностное взаимодействие между детьми, сцелью формирования социальных навыков и умений. К таким навыкам относятсявступление в контакт, совместная работа, распределение обязанностей, разрешениеконфликтов, слушание другого, запрашивание помощи и т.д. Эти навыки формируются в групповой работе. Исходя из вышеперечисленного, определялись цели и задачи коррекционного курса.

Цель: способствовать формированию личностных качеств как основывзаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальногостановления через самопознание, общение, деятельность, а также развитие, формированиеэффективных поведенческих стратегий для определения жизненной перспективы.

Задачи:

- Формирование позитивной самооценки обучающегося, самоуважения;

- Отработка навыков понимания других людей, взаимоотношений между людьми;

- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- Овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром;

- Осознание необходимости самосовершенствования, постановки целей;

- Активизация процесса самоактуализации и самопознания.

Курс занятий рассчитан на 4 года обучения для учащихся 5 - 8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Курс рассчитан на 124 часа. Занятия проводятся в группах. При формировании группы учитываются поведенческие особенности каждого учащегося, состояние его эмоционально-волевой сферы. Программа рассчитана на работу в группе из 5-16человек.

Основные формы проведения занятий:

- фронтальная беседа;

- просмотр кино, видео-презентации, телефильма, спектакля, концерта;

- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);

- психогимнастика.

Подведения итогов реализации программы будут происходить в форме Итогового проекта

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5-6 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

  • умение организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельность с учителем исверстниками;
  • понимать психологические термины;
  • уметь проводить рефлексивные действия;
  • уметь работать в паре, группе;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • уметь осознавать причины своего поведения и его последствия.

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
  • освоение социальных норм, правил поведения;
  • развивать доброжелательное отношение ксебе и окружающим;
  • научиться понимать свои чувства и чувства других людей.

7-8 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

  • понимать психологические термины;
  • уметь различать виды эмоционального состояния;
  • уметь вести себя в конкретной ситуации;
  • анализировать и понимать притчи, сказки,художественные произведения с иносказательными психологическими аспектами.

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • уметь общаться с окружающими;
  • развивать доброжелательное отношение к себе и окружающим;
  • научиться понимать свои чувства и чувства других людей.

СОДЕРАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

Раздел 1.

Введение. «Я-это Я»

Понятие личностных качеств и возможностей. Понятие самооценки и ее роли в

построении отношений. Отличие уверенности от самоуверенности. Работа с самооценкой.

Принятие личностных качеств. Мои сильные и слабые стороны.

5 часов

Раздел 2.

«Эмоции и чувства»

Понятие базовых эмоций. Управление своими эмоциями. Для чего нужны

негативные эмоции, как с ними справляться.Понятие чувств, их разновидность. Какие чувства мы скрываем. Маска. Чувство тревоги, страх оценки, вины. Признание важности всех чувств.

5 часов

Раздел 3.

«Ты, я мы друзья»

Расширить и углубить представления подростков о доброжелательном отношении к окружающим ихлюдям. Разобрать понятие и ценность дружбы. Способствовать созданиюдружеской атмосферы взаимопомощи, доверия и открытого общения подростков друг с другом.

12 часов

Раздел 4.

«Мы начинаем меняться»

Помочь подросткам осознать свои изменения. Мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

7 часов

6 класс

Раздел 1.

Введение. Введение. Почему мы все разные?

Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

6 часов

Раздел 2.

«Как управлять эмоциями?»

Вспомнить понятия «эмоция» и «чувство». Регулирующая функция эмоциональных переживаний. Подавление эмоций. Социально приемлемые формы выражения чувств.Выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние.

6 часов

Раздел 3.

«Стресс, конфликты и агрессия. В поисках правильного решения»

Теория конфликта. Типы конфликтов, особенности, стадии.Способы выхода из конфликта. Конструктивное поведение в конфликте. Отработка навыков конструктивного поведения в конфликте.Формирование навыков самоконтроля поведения, совершенствование умений договариваться.

9 часов

Раздел 4.

«Правильное общение нужное качество человека»

помочь обучающимся освоить коммуникативные умения и навыки, выработать индивидуальный стиль общения, стать более гибкими в общении, научиться адекватно выражать своё внутреннее состояние.

10часов

7 класс

Раздел 1.

«Эмоциональная сфера человека»

обобщить знания о базовых эмоциях, изученных на предыдущих занятиях, учить различать и понимать эмоции и соотносить их с жизненными ситуациями в которых они проявляются, учить выражать их голосом с помощью интонации, знать способы управления собственным эмоциональным состоянием, воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, проявления сопереживания к чувствам других людей.

5 часов

Раздел 2.

«Социальное восприятие: как узнать другого человека»

Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие.

Время и восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый

опыт и восприятие человека

5 часов

Раздел 3.

«Межличностная привлекательность: любовь и дружба»

Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает

симпатия. Товарищество и дружба. Любовь.

8 часов

Раздел 4.

«Я - концепция и ее ключевые компоненты»

Познакомить подростков со структурой и функциями самосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание самосознания обучающихся.

7 часов

Раздел 5.

«Взросление и изменение отношений с родителями»

Создание условий для самоонализа отношений подростков со своими родителями. Формирование ценностного отношения подростков к своей семье. Способствовать формированию ответственности за своих родных и близких.

7 часов

8 класс

Раздел 1.

«Я - концепция и ее ключевые компоненты»

Познакомить подростков со структурой и функциями самосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание самосознания обучающихся.

8часов

Раздел 2.

«Эмоциональный мир человека»

обобщить знания о базовых эмоциях, изученных на предыдущих занятиях, учить различать и понимать эмоции и соотносить их с жизненными ситуациями в которых они проявляются, учить выражать их голосом с помощью интонации, знать способы управления собственным эмоциональным состоянием, воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, проявления сопереживания к чувствам других людей.

7 часов

Раздел 3.

«Мотивационная сфера личности»

Мотивация, ее виды. Способы самомотивации. Формирование адекватной самооценки и уверенного поведения, преодоление страхов и тревожности, приобретение навыков работы в группе, сплоченности и взаимопомощи, научиться способам эмоциональной саморегуляции (снижение напряжения, волнения, нервозности), умение контролировать свои эмоции и чувства, мотивация на учебу.

7 часов

Раздел 4.

«Профориентация»

Разбор понятия «Профориентация». Цели и мечты, их роль в выстраиванииперспективы жизни.

10 часов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Печатные пособия:

- настольные игры;

-раздаточный бланковый материал.

Технические средства:

- Мультимедийный проектор;

- Компьютер (ноутбук);

- Экран;

- Музыкальный центр, набор музыки для релаксации.

Экранно-звуковые пособия:

- Видеофильмы, соответствующие тематике;

ЛИТЕРАТУРА

  1. Э. Берн Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.М.:ЭКСМО, 2010
  2. Е.В. Емельянова. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь,2008.
  3. В.А.Родионов, М.А.Ступницкая, О.В.Кардашина. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль: Академия развития, 2001.
  4. Л. Ф.Анн Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер 2007.
  5. Э. М. Алекандровская, И. Н Гилъяшева. Психогимнастика детей и подростков. М., 1993.
  6. А. М. Прихожан Психология неудачника. — М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...

Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)

Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (АООП,интеллектуальные нарушения)

               Рабочая   программа  составлена  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающих...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....