Имидж педагога как условие успешной профессиональной деятельности
статья по психологии

Подколзина Татьяна Викторовна

Самоуважение, самооценка своих внутренних и внешних качеств – вот необходимое условие для создания успешного имиджа. Вы должны преподнести миру самый лучший вариант себя. А для этого предстоит серьезно поработать над собой.

Каждому педагогу необходим свой деловой образ, свой собственный привлекательный имидж, который выступает как внешнее отражение личности и показатель его деловых и человеческих качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_pedagoga.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Имидж педагога как условие успешной профессиональной деятельности

Подколзина Татьяна Викторовна,

преподаватель ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»

Имидж (от англ. – «образ») – это совокупность представлений общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Элементы имиджа становятся неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формируют отношение к нему других людей.  От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Самоуважение, самооценка своих внутренних и внешних качеств – вот необходимое условие для создания успешного имиджа. Вы должны преподнести миру самый лучший вариант себя. А для этого предстоит серьезно поработать над собой.

Каждому педагогу необходим свой деловой образ, свой собственный привлекательный имидж, который выступает как внешнее отражение личности и показатель его деловых и человеческих качеств.

Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Профессиональный имидж преподавателя – это характеристика, включающая в себя совокупность внешних и внутренних личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности.

Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который придумывает, как преподнести себя  окружающим, какие сведения о себе предоставить. Во-вторых, его создают за Вас и окружающие люди - друзья, родные, коллеги.

В структуре имиджа профессионала выделяются внешний, процессуальный и внутренний компоненты.  

Структура имиджа

Внешняя составляющая включает  мимику, жесты, тембр и силу голоса, внешний вид, манеры.

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту.

Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Отсутствие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – также важная составляющая.

Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на занятиях, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях. Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, увлечь аудиторию.  

Профессиональная деятельность  раскрывается также через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется формами общения, профессионализмом, энергичностью.  

 Неотъемлемой частью имиджа педагога является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. 

Чтобы учить и воспитывать других надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает преподавателю уверенность в себе.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения. Из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

В работе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями студентов, без знания делового этикета, соблюдения субординации. В создании имиджа педагога большую роль играет  педагогическая этика. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.

Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.

Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, уважительное отношение к чужому времени, к чужому труду, потребность к самообразованию.

Внутренняя составляющая имиджа педагога – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях.

Ядро имиджа педагога составляют:

Первая установка – объективная самооценка.

Вторая установка – позитивное отношение к жизни.

Третья установка – вера в добро.

Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.

Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни.

Итак, имидж современного педагога держится на трёх китах – внешний вид, поведение и профессионализм. Чем лучше он будет сконструирован, тем продуктивнее и успешнее будет работа педагога.

Педагог просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный профессиональный имидж.

Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Какой Вы учитель, зависит только от Вас, а имидж образовательного учреждения определяется имиджем педагогов, работающих в нём.

Памятка  

«Как улучшить взаимоотношения с учащимися»

  1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Отношения с учащимися нужно строить на взаимопонимании и доверии.
  2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное –  программа и план урока. Намного важнее – ученики, их интересы, стремления.
  3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
  4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом учебного кабинета.
  5. Преподаватель должен уметь видеть себя со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.
  6. Развивайте ваш внутренний мир. Помните, что творческая личность всегда привлекает других людей.

Литература

  1. Глухих С. И. Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности // Народное образование. 2019. №2.
  2. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов, М.: УРАО, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности

Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предпринимател...

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей....

Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ОУ

Современная система школьного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. При этом...

Владение профессиональной терминологией - условие успешной профессиональной деятельности

В этом материале представлен опыт работы по заучиванию студентами профессиональной лексики....

Образовательный проект как необходимое условие успешности профессиональной деятельности педагога

В статье рассматривается актуальность образовательных проектов как вектора для качественных изменений образовательной среды и успешной профессиональной деятельности педагога....