Адаптация к 5 классу
статья (5 класс) по теме

Щербина Ольга Анатольевна

Основные проблемы адаптации в 5 классе и рекомендации для родителей по улучшению адаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические проблемы

пятиклассников

Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей

• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей

• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.

Рекомендации для родителей

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

• Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

 Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

 Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

· Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

· Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

· Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

· Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

· Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

                                                                 «ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  1. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

  1. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

  1. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

  1. Не унижай!

  1. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

  1. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

  1. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

  1. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

  1. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

МБОУ СОШ № 17

п. Табачный

2012 год

Трудности адаптации

к 5 классу.

Рекомендации для родителей

Составитель психолог Щербина О.А.



Предварительный просмотр:

Статья

Сохранение здоровья и эмоционального благополучия пятиклассников  в период адаптации.

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения.

Проблема адаптации учеников (а может быть, и родителей, и учителей) актуальна на всех этапах обучения. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.

В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Известно, что работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности, которые с каждым годом меняют свое содержание в связи с постоянно меняющимися условиями современной жизни.

Моя личная практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем – особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. В связи с этим актуально предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка  в данный период.

Основная цель психолого-педагогической деятельности в период адаптации –

создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих

ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Цель достигается за счет последовательного решения следующих задач:

  1. Выявление особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
  2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
  3. Совершенствование специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
  4.  Развитие у учащихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
  5.   Знакомство учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни, создание  условий для снижения тревожности.

Степень изученности данного вопроса очень высокая, но в связи с постоянно меняющимися внешними условиями и психологическими  особенностями

классных коллективов,  требует пристального внимания и совершенствования процесса управления учебно-воспитательным процессом, созданием социальных и педагогических условий, способствующих успешной адаптации.

Поэтому, по моему мнению, требуется система работы, которая отразилась в разработке программы «Улучшение адаптации в среднем звене», постоянного совершенствования форм реализации программы, этапов ее реализации.

При данных особенностях работы также потребовалась изучение литературы по вопросу адаптации в среднем звене. Мною использовались следующие источники:

  1. Березии, Ф. Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека»,  
  2. Битянова, М. Р. «Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка»,
  3. Владимирова, Ю. «Новичок в средней школе: программа адаптационных встреч для пятиклассников»,
  4. Дубровина, И. В. «Рабочая книга школьного психолога»,
  5. Микляева, А. В. «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция»,
  6.  Хухлаева, О. В.» Как сохранить психологическое здоровье подростков»,
  7. Гиппенрейтер, Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?»,
  8.  Левис «Ребенок и стресс»,
  9. Черепанова, Е. М. «Психологический стресс: помоги себе и ребенку»,
  10. «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах» авт.-сост. С. А. Коробкина.

Основная часть содержит информацию, собранную и отработанную исследователем, а именно, описание основных рассматриваемых фактов, сравнение известных и предполагаемых методов решения проблемы. Обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.)

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности.

Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле- еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.

Модель психологического сопровождения М. Р. Битяновой является наиболее целостной, системно-организованной.

Позиция, занимаемая психологом в соответствии  С ДАННОЙ моделью, позволяет ему быть рядом с ребенком на всех этапах школьного обучения, особенно в сложных, переломных условиях, требующих особого осмысления и определенных ценностных выборов.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся пятого класса осуществляются следующие направления деятельности:

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей            статуса  школьников.

  1. Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
  2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
  3. диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.
  4. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учащихся.
  5. Коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

В заключение хочется отметить, что для эффективного решения поставленных задач мною используется ряд психолого-педагогических средств:

  1. Проведение адаптационных занятий в самом начале года (первые недели сентября) с целью содействия школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных зон в различных сферах школьной жизни.

  1. Проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей по проблеме адаптации, по возрастным особенностям детей.
  2. изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
  3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов и классных руководителей с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи
  4. Проведение диагностических обследований адаптации в школьной среде с целью и поддержки учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации.
  5. ведение индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей работы с детьми «группы риска» с целью коррекции психологических проблем, которые выявлены психодиагностическим исследованием адаптации.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: 

Что большинство трудностей в учебе и общении у учеников 5 классов связано с процессом адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными направлениями в работе по сопровождению учащихся 5 классов являются:

  1. осуществление преемственности в работе начальной и средней школы;
  2. обеспечение условий для успешной адаптации.
  3. помощь учителям в поиске наиболее эффективные способы работы с  детьми;
  4. помощь учащимся адаптироваться, обеспечив для них эмоционально - комфортные условия обучения.
  5. Данная программа реализуется в рамках  сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие психолога, педагогов,  родителей учеников.

Наблюдения и исследования показывают, что эффективные результаты достигаются при наиболее четком и своевременном выполнении всех пунктов программы  «Улучшение адаптации в среднем звене», которая освещена в приложении. Считаю, что работа может быть продолжена с учетом данных психолого - педагогических исследований и сравнительным анализом по годам уровня адаптации в 5 классе.  

Приложение № 1

программа «Улучшение адаптации в среднем звене»

 

Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней.

Основой для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учеников 5 классов, связанных с прохождением адаптационного периода.

 Основные задачи программы «Адаптация»: помочь учителям найти наиболее эффективные способы работы с  детьми;

помочь учащимся адаптироваться, обеспечив для них эмоционально - комфортные условия обучения.

Данная программа реализуется в рамках комплексного сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие психолога, педагогов,  родителей учеников. Программа «Адаптация» базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Цель:

предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из 4 в 5 класс.

ЗАДАЧИ программы:

  1. Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 классе    

            эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.

  1. Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
  2. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
  3. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
  4. Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов начальной и средней школы.
  5. Повышать уровень профессиональной компетентности учителей (психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности родителей.

Этапы реализации программы.

  1. Этап подготовки к переходу в пятый класс.
  2. Этап Сопровождение учащихся пятых классов. Работа с учениками, их родителями, учителями и классными руководителями.
  3. Этап Подведение итогов.

Формы реализации программы:

  1. Анализ психолого педагогической характеристики класса, индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Психодиагностика.
  3. Работа с родителями.
  4. Работа с кл. руководителем и учителями предметниками.
  5. Коррекционно-развивающие занятия по профилактике дезадаптации.

Программа состоит из четырех  блоков:

  1. осуществление преемственности;
  2. диагностика;
  3. взаимодействие с классными руководителями и учителями;
  4. взаимодействие с родителями.

Этапы реализации программы

  1. Этап подготовки к переходу в пятый класс.
    Знакомство с будущими пятиклассниками.

Класс

Дата

Участники

Мероприятия

4 класс

апрель - май

психолог

 посещение уроков; знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся;

установление контакта с детьми

 4 класс

апрель - май

психолог начальной школы

Проводит диагностику уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс

4 класс

май - июнь

учитель 4 класса

Отчет учителя 4 класса психолого-педагогическая характеристика класса, особенности каждого ребенка, удачные приемы индивидуального взаимодействия с каждым ребенком и его родителями, будущему классному  руководителю 5-го класса.

4 класс

май

психолог

Процедура   передачи   документации («досье», карта класса). Психолого-педагогический совет

  1. Сопровождение учащихся пятого класса. Работа с учениками, их родителями, учителями и классными руководителями.

Класс

Дата

Участники

Мероприятие

5 класс

сентябрь

учителя начальных классов

встреча с учащимися; анализ их первых впечатлений о средней школе;

советы классным руководителям 5-х классов

5 класс

сентябрь

психолог
5-х классов

Знакомство с учащимися; посещение уроков, наблюдение на перемене. Первые впечатления учителей-предметников и классного руководителя

5 класс

сентябрь - октябрь

 психолог
5-х классов

Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему «Предподростковый возраст. Особенности. Рекомендации» Знакомство с родителей с новыми учителями учащихся 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ

5 класс

октябрь - ноябрь

психолог

Диагностика учебных затруднений, мотивации и межличностных отношений; включенности и эмоционального благополучия.

5 класс

ноябрь

психолог классов, учителя, классный руководитель

  1. Консультации кл рук. 5 класса
  2. вопросник для классных руководителя по проблемам пятиклассников;
  3. обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей;
  4. выявление детей «группы риска»;
  5. разработка и реализация плана сопровождения (как всего класса, так и отдельных учеников)

Подведение итогов.

Класс

Дата

Участники

Мероприятие

5 класс

март- апрель

психолог 5-х классов, классный руководитель

Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы»:

  1. результативность работы с детьми «группы риска»;
  2. результативность работы с классом

Приложение № 2

Дети «группы риска».

Приложение № 3

Причины дезадаптации

Приложение  № 4

Исследования адаптации в 5 классе.

Уровень учебной мотивации у учащихся 5 кл.

Приложение № 5

Рекомендации психолога родителям пятиклассников.

  1. Понимать трудности  с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
  2. Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
  3. Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
  4. Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
  5. Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
  6. Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и  т. д.).

Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Рекомендации психолога учителям – предметникам в 5 кл.

  1. Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
  2. Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
  3. Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
  4. Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
  5. Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
  6. Создавать обстановку успеха.
  7. Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.

  1. Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.

Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Рекомендации психолога классным руководителям

  1. Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга и т. д.).
  2. Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников;
  3. Осуществлять психологическую поддержку ребенка.

Для этого необходимо:

  1. Опираться на его сильные стороны.
  2. Избегать подчеркивания промахов.
  3. Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
  5. Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
  6. Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
  7. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  8. Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
  9. Принимать индивидуальность каждого ребенка.
  10. Проявлять эмпатию и веру в учеников.
  11. Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:

- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);

- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравиться, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);

- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);

- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);

- выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:

  1. Развитие мышления:
  1. умение выделять главное и обобщать;
  2. умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
  3. умение сравнивать;
  4. умение рассуждать;
  5. умение делать выводы;
  6. умение доказывать.
  1. Развитие памяти:
  1. умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;
  1. Развитие внимания:
  1. произвольность внимания;
  2. устойчивость внимания в течение урока.

       4.   Развитие речи:

  1. понимание смысла изученных понятий и
  2. связное изложение своих мыслей;
  3. умение доказать свою мысль;
  4. достаточный словарный запас;

грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс

  1. Общие требования, касающиеся общения:
  1. умение сочувствовать и сопереживать;
  2. уважение ко всем людям;
  3. неагрессивность;
  4. способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.
  1. Общение со сверстниками:
  1. умение работать в группе, в паре;
  2. умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:

- умение разрешать конфликты мирным путем.

  1. Общение с классным руководителем, учителями:
  1. умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
  2. отсутствие боязни учителя, уважение к учителю.
  1. Соблюдение социальных и моральных норм:
  1. способность к ответственному поведению;
  2. понимания и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.
  1. Отношение ученика к себе:
  1. положительное восприятие себя;
  2. отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);

Рекомендации психолога учителям – предметникам в 5 кл.

  1. Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
  2. Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
  3. Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
  4. Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
  5. Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
  6. Создавать обстановку успеха.
  7. Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
  8. Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.

Налаживать эмоциональный контакт с классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Трудности адаптации", 5 класс

Предлагается буклет, в котором рассмотрены вопросы: - особенности адаптации детей к обучению в 5 классе;- причины плохой адаптации;- физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации- п...

диагностика адаптации 1 класса

Диагностика адаптации учащихся 1 класса 20 Май 2010 | Автор: Наталья ПетроваПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”(диагностика адаптации учащихся в школе)Для многих детей адаптация к школе я...

Программа по адаптации 5 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю...

Программа по адаптации 1 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу...

Тест по теме: Адаптация. 9 класс

Контроль знаний по теме:Адаптация...

Адаптация 5 класса

Материал для работы по адаптации с учащимися 5 класса...

Адаптация 1 класс

Рекомендации родителям...