«Педагогика сотрудничества. Формы работы с родителями"
статья (8 класс) по теме

В работе представлены некоторые формы работы с родителями в условиях современной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_sotrudnichestva.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогика сотрудничества. Формы работы с родителями»

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" утверждает, что «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

В связи с этим большое внимание уделяется взаимодействию семьи и школы. Залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, всегда являлось умение наладить контакт с родителями. В современной школе важно также учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся.

        Следует признать, что  современная семья как социальный институт претерпела изменения. Модернизация жизни (переход от аграрного к индустриальному обществу), формирование личности, автономной от традиционных коллективов, отход от традиционного уклада семейной жизни, начало размывания традиционных основ супружеских, детско-родительских отношений,  социальное расслоение и т.д. существенно повлияли на то, как родители понимают свои функции, роль школы и возможности взаимодействия между школой и семьей в процессе воспитания ребенка. Между тем, это взаимодействие и является краеугольным камнем всей системы воспитания.         Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  3. Участие в управлении школы.
  1. В связи с этим можно выделить такие формы работы с родителями, как: родительские собрания, беседы, лектории, публичные лекции, сократовские беседы, диспуты, гостиные, открытые уроки и внеклассные мероприятия, вечера вопросов и ответов, тренинги, тестирования, педагогические поручения, участие родителей класса в работе совета школы и в работе родительского комитета.

Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащиеся проводят в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю. Поэтому на первом этапе работы в новом классе важно узнать семьи, понять принципы воспитания детей в них, оценить степень доверия родителей школе. Это можно сделать с помощью однократного анкетирования или цикла тестовых работ с родителями. Пример анкеты для родителей:

  1.  ФИО
  2.  Образование, место работы, должность
  3.  Домашний адрес и телефон
  4.  Состав семьи
  5.  Чем бы вы могли и хотели бы помочь классу (имеются ввиду не материальная, а организационная помощь)
  6.  О ребенке (дата рождения, чем любит заниматься, с кем чаще всего общается в семье, как ведет себя в детском коллективе, какие есть обязанности по дому, особенности здоровья и т.д.) Обработка таких анкет позволит составить социальный паспорт класса и заполнить анкеты на учеников.

Хорошие результаты дает «двойное» анкетирование, когда на одни и те же вопросы отвечают и дети, и родители. Если сравнить результаты, то можно сформировать более точное представление о системе воспитания в семье и о взаимопонимании между детьми и родителями. Пример такой анкеты:

  1. Что больше всего нравится делать в свободное время?
  2. Какие фильмы предпочитает смотреть?
  3. Какая музыка больше всего нравится?
  4. Что читает помимо школьной программы?
  5. Что такое здоровый образ жизни?
  6. Насколько безопасно чувствует себя на улице?
  7. Какая профессия кажется наиболее престижной?
  8. Кто или что является опором и поддержкой в трудную минуту?
  9. Выстройте понятия по степени личной значимости (друзья, профессия, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, деньги, квартира, любовь, талант, способности)

Общие моменты (без обсуждения имен) можно проанализировать на родительском собрании, показав количество совпадений и расхождений между родителями и детьми.

К новой форме работы классного руководителя относится ведение «Портфолио класса». Можно вести его совместно с родителями. Первый раздел называется «Наш портрет». В нем кроме общих сведений  о классе можно поместить и информацию об ученике, которую заполняет раз в четверть только родитель, он пишет все, что считает нужным: особенности поведения, темы бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребенок, что его волнует и т.д. Учитель может пользоваться такой папкой, для того чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями  или учениками. На страничке учащегося поместить следующую информацию: Ф.И.О. учащегося, дата и место рождения, Ф.И.О. родителей, их место работы, все контактные телефоны, дополнительное образование (секции, кружки, и т.д.), место и время посещения, увлечение ребенка, способы проведения свободного времени, увлечение семьи, способы проведения совместного досуга, отпусков, проблемы со здоровьем, окружение ребенка (с кем общается вне дома): друзья, родственники, приятели, время нахождения в школе (во сколько приходит домой) и примерная продолжительность выполнения домашнего задания, успехи ребенка за последнее время,  неудачи ребенка (что вызывает у вас опасения или трудности). Второй раздел – «Наши достижения» - включает в себя все награды, полученные классом и отдельными учениками. Здесь помощь родителей может состоять в систематизации материалов. Третий раздел – «Портфолио работ». В нем помещается информация об участии учеников класса в различных конкурсах, конференциях и т. д. и сами работы.

Учитель сегодня, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы. Поэтому важно, чтобы как можно больше родителей посещали родительские собрания. При подготовке собрания важно учитывать следующие моменты:
1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
5. Классный руководитель должен давать возможность родителям  высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.
6. Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.
7. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
8. Необходимо строго контролировать присутствие родителей на родительском собрании, выяснять причины пропуска родительских собраний.
9. Необходимо определить сроки индивидуальной встречи с родителями, которые отсутствовали по той или иной причине на собрании.
10. Готовясь к родительскому собранию, необходимо составлять программу и перечень вопросов для обсуждения.

Родительские собрания можно разделить на два типа: собрание-конференция и собрание-беседа. Первые ориентируются на совместную подготовку родителями и учителем, вторые носят просветительский характер, знакомя родителей с системами воспитания и образования, различными методиками, работами педагогов и психологов по различным вопросам. Примерные темы родительских собраний-конференций: 1) Нужен ли режим школьнику? 2) Поощрение и наказание в вашей семье. 3) Нужны ли ребенку карманные деньги? 4) Семейные традиции в вашей семье. 4) Взаимопонимание в семье. Как его добиться? (см.в приложении разработку родительского собрания «Как добиться взаимопонимания в семье», презентацию к классному часу «Как понять и принять подростка»)

Возможные темы бесед с родителями: 1) Стили семейного воспитания. 2) Значение труда в жизни детей. 3) Детская неблагодарность. 4) Как понять и принять подростка. 5) Острые углы воспитания.  6) Любить ребенка (см. в приложении беседу «Любить ребенка») и т.д. На родительских собраниях можно предложить родителям разнообразные памятки, составленные по теме собрания. (см. в приложении).

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Но существует много способов привлечь родителей к внеклассной работе и сделать эту работу полезной, интересной как для учащихся, так и для самих родителей. Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Родители могут провести беседы с учащимися, подготовить лекции по вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей.

Можно привлекать родителей к работе в качестве судей при проведении внеклассных мероприятий. Еще интереснее – если родители примут участие в организации и проведении самих этих мероприятий (как самостоятельно, так и вместе с детьми) (см.в приложении проект «Площадка нашей мечты», а также фотографии с празднования Масленицы). Необходимо привлекать родителей к организации спортивных мероприятий, походов, так как это укрепляет правильные представления учащихся о здоровом образе жизни (см. в приложении фотографии похода в окрестности поселка).

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса.

Приложение.

1

Родительское собрание « Как добиться взаимопонимания в семье».

 Цели:  Проанализировать основные причины конфликтов, возникающих между родителями и подростками; как добиться взаимопонимания – советы психологов, педагогов, родителей.  Формы проведения:  конференция, практикум.

 План проведения:

  1.  Сообщения по данной теме классного руководителя и родителей.
  2. Практикум (работа по группам 3-4 человека).
  3. Подведение итогов.

 1. 1. Сообщение по данной теме классного руководителя

Отношения в семье между детьми и взрослыми должны быть демократичными, т.е. воспитание ребёнка должно учитывать интересы ребёнка, его дарования, склонности, строить взаимоотношения с ребёнком нужно на взаимопонимании, взаимоуважении, сопереживании и сочувствии, необходимо также создать условия для свободного развития ребёнка, предоставить ему право выбора такого вида деятельности, который отвечает его потребностям. Важно, чтобы общение с детьми строилось на принципах равенства и уважения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия ребёнок легко и охотно принимает родительские советы.

 Половина опрошенных подростков в различных регионах России на вопросы о взаимоотношениях в семье отмечают, что в семьях царит искренность и доверие, у всех членов семьи есть общие увлечения. Однако треть опрошенных недовольна отношениями в семье; между родителями часто возникают конфликты, в семье царит озабоченность, нервозность, озлобленность, в этом случае семья для подростка перестаёт быть источником радости, объектом привязанности.

 Школьники из семей, где поддерживаются добрые, уважительные отношения, высоко оценивают свою семью, они хотели бы в будущем унаследовать  специальности родителей и их человеческие качества.

 2. Какие же существуют проблемы между родителями и детьми?(выступление родителей)

 Большинство подростков утверждают, что родители мало дают им свободы, постоянно контролируют их действия. Можно предположить, что, получив свободу, подростки будут счастливы. На самом деле это не так, получив свободу, подростки начинают вести себя ещё хуже, этим самым они пытаются вынудить родителей вернуться к контролю за ними. Одной частью своего существа ребёнок стремится к свободе, для того, чтобы иметь возможность принимать ответственные решения, другая часть существа боится этой свободы и не готова самостоятельно принимать решения. В подростковом возрасте ребёнок чаще всего со стороны родителей получает отрицательное внимание: осуждение, разного рода свидетельства неодобрения его поведения, попытки усиленного контроля. Родителям можно дать следующий совет: не нужно контролировать решения, которые на самом деле принадлежат вашей дочери или вашему сыну (сходить в кино, к подруге или другу и т.д.). От контроля надо отказываться постепенно, если родители искренно и последовательно претворяют своё решение в жизнь, то постепенное ослабление контроля, основанное на доверии, благоприятно влияет на взаимоотношения между детьми и родителями.

 Нужно всегда помнить, что у взрослых и детей, различные сферы занятий, различная деятельность. Это закономерно, поэтому нужно взрослым научиться считаться с интересами детей и научить детей считаться со своими интересами.

 Подростковый возраст – это время конфликтов с родителями. Результаты опросов свидетельствуют, что двое ребят из каждых пяти, постоянно конфликтуют со своими родителями, причём «пик» конфликтов приходится на подростков 12-13 лет. В подростковом возрасте сила эмоций преобладает чаще, чем сила разума. Подросток ещё не в состоянии спокойно и чётко обосновать свои требования. Вихрь чувств захлёстывает его, он хочет сказать правду, а получается грубость, пытается настоять на своём, а выглядит упрямцем. Самый незначительный конфликт может привести к вспышке, взрыву. Советы родителям: в момент такого взрыва помолчать, а когда страсти утихнут, сказать: «Ну, а теперь давай поговорим спокойно», а может быть дать подростку возможность уединиться. И вы заметите, что ему становится стыдно за своё поведение, и он в дальнейшем будет задумываться над формой выражения своих чувств и мыслей. Конфликты между родителями и подростками происходят в основном потому, что они обусловлены физическим и духовным ростом подростков, поэтому родителям нужно избегать неоправданных конфликтов. Не надо дёргать детей по ничтожным поводам, не надо постоянно опекать их, но родители должны постоянно следить за мировоззрением детей, и где это необходимо, вести убедительные разговоры с детьми.

 Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков, нужно помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать им при необходимости правильные советы. Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростков, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентрическое поведение, и новый лексикон, и неудачные начинания. Если то, в чём вы ограничиваете своих детей, не является запрещённым, аморальным или дорогим удовольствием, откажитесь от запретов, покажите подросткам разумные пути для претворения в жизнь их энергии.

  1. Советы родителям (выступление родителей)

Чтобы между родителями и детьми сложились хорошие отношения нужно придерживаться следующих советов:

  1. Если вы чего-то боитесь, чётко изложите сыну или дочери в конкретной форме свои страхи и опасения.
  2. Постоянно показывайте сыну или дочери свою готовность его (её) выслушать и понять. Понимание не означает прощение неправильных поступков.
  3. Помните, что ваш сын или дочь не обязательно должны следовать всем вашим советам.
  4. Будьте честны перед детьми, подростки не доверяют тем старшим, которые не искренни с ними. Не давайте обещаний, пока не уверены, что сможете их выполнить.

 Только при учёте всего этого возможен осмысленный диалог между родителями и детьми, ведь подростки ценят в родителях, прежде всего:

умение понимать сына или дочь; умение поддержать и подсказать в трудную минуту; умение быть заботливым, любящим, добрым, отзывчивым, часто улыбающимся; умение уважать своих детей, считать их равноправными членами семьи.

 2. Практикум

Родителям предлагается ответить на вопросы, работая в группах.

  1. Помните ли вы, как вас наказывали в детстве?
  2. Что вы при этом чувствовали? Попробуйте представить, что испытывает ваш ребёнок, когда вы его наказываете.
  3. Как вы относитесь к наказаниям? В каких случаях и как вы наказываете ребёнка?
  4. Как вы поощряете в семье успехи своих детей?
  5. Какие бы вы дали свои советы родителям, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье.

 3. Подведение итогов

Советы родителям

  1. Мы привыкли, что дети просят о чём-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
  2. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А ещё мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормили, поили…».
  3. Когда ребёнок что-то рассказывает вам, дайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не надо в это время заниматься своими делами, т.к. ребёнок чувствует, что не в центре вашего внимания, и у него пропадает охота говорить.
  4. Имейте мужество предстать перед детьми со всеми своими человеческими чувствами и слабостями, исследования показывают, что когда один человек в чём-то признаётся другому, он, как правило, получает в ответ аналогичное признание.
  5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы научите своих детей уступать, признавать ошибки и поражения.
  6. Помните, что, повышая голос или поднимая руку на ребёнка, вы каждый раз сокращаете возможность взаимопонимания.
  7. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребёнок должен знать, что вы рады его возвращению, даже если он и провинился.
  8. Подростки – ужасные скептики, не затевайте с ними бесконечных споров. Относитесь к скептицизму терпимо. Со временем пройдет.
  9. Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай», «сходи» не заставало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть свои важные дела.
  10. Когда вам хочется сказать ребёнку: «не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «кажется, кто-то говорит неправду».
  11. Когда вы раздражены, начните говорить с ребёнком тихо, едва слышно. У многих родителей раздражение сразу проходит.
  12. Когда вы что-то запрещаете ребёнку, объясняйте причину запрета, при этом требования родителей должны быть согласованы.
  13. Помните, что в любом конфликте как минимум двое участников и ребёнку нелегко, ведь он слабее и неопытнее.

2

Беседа. Любить ребенка

Любите ребенка просто так, ни за что, а потому, что он есть, что он ваш ребенок. Все дети нуждаются в любви.

Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, и самый красивый, и самый незаменимый цветок в букете, имя которому - Нравственность. Любя своих детей, вы учите их любить вас.

Любовь - это трудная работа. Трудная, потому что ежесекундная, невидимая, кропотливая работа души. Мы учим всему, но забываем о самом главном - учить умению любить. С самого рождения, без перерывов на каникулы.

Любви нельзя научить в теории. Ваши дети должны видеть, что вы умеете любить, верно самоотверженно. Не стесняйтесь, показывайте своим детям любимые вами мелочи, которые напоминают о любви близких вам людей, их внимании к вам.

Давайте не забывать почаще говорить друг другу простые добрые слова. Умеем ли мы это делать? Воспитана ли в нас такая незаметная, деликатная доброжелательность?

И если ребята приучены встречать уставшего отца в коридоре, нести ему тапочки, они через много лет не оставят его, постаревшего, больного, в одиночестве.

Когда подрастающий человек начинает самостоятельно постигать мир, ему очень нужна уверенность, что за спиной у него все надежно и спокойно, что охраняет его не просто мамина и папина забота, а огромная, вечная любовь.

Нашему взрослому миру так не хватает порой тепла. Может быть, его сумеют спасти дети, которых мы научим любить.

Любовь и справедливость нужны нашим детям, а значит, умейте уступать, прощать, где это нужно и возможно.

Любить - значит верить в ребенка. Если вы считаете, что ваш ребенок беспомощен, труслив, вы, совершенно не осознавая этого, будете делать все, чтобы сделать ребенка именно таким. Если же вы уверены, что ребенок изначально наделен положительными качествами, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на ребенка в этом направлении.

Ребенок с малолетства должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, другу, подружке - это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать.

Удивительно как-то устроен мир: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда и души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было таскать воду, вскапывать и полоть огород, колоть дрова.
И маму особенно любят те дети, которые с младенчества привыкли заботиться о ней, помогать, которые несли домой из детского сада конфету, выданную на полдник.

Недаром выведена психологическая формула: заботимся о том, кого любим, и любим тех, о ком заботимся.

Родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он будет любим и в старшем возрасте, и сам будет способен любить. Боль за ребенка - это тоже выражение заботы и любви к нему.

Проявление заботы о других - высшая форма человеческого существования.

Почти невозможно стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытал заботы и любви.

Учите великодушию и деликатности - не откладывайте это на потом.

Учите детей отдавать и жертвовать, без этой науки ни они, ни вы не будете счастливы.

Настоящая родительская любовь - это любовь разумная, требовательная. Она там, где учат детей самостоятельности, выражают доверие, уважение к ним. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. Дети дорожат совместными занятиями спортом, чтением, рыбалкой, посещением театра, парка, цирка, ждут их. Обмен впечатлениями и переживаниями возможен лишь в семье, где есть общие интересы.

Внешние формы проявления любви в разных семьях различны. В одних - бесконечно щедры поцелуи и ласки. В других семьях - теплые и сердечные отношения скрываются за внешней сдержанностью, даже суровостью. И, говоря о любви, надо помнить одно правило - в любви не должно быть притворства, нельзя унижать ее банальностью и пошлостью. Любовь ребенку необходима, но она должна быть умной: не уродующей личность ребенка, а раскрывающей в нем все доброе и светлое. Любовь помогает ребенку относится к себе как к личности.

В. А. Сухомлинский, говоря о любви родителей и детей, выделил ряд моментов, которые желательно учитывать в воспитании детей.

Десять "нельзя" В. А. Сухомлинского

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся.
2. Нельзя смеяться над старостью и старшими людьми.
3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми.
4. Нельзя выражать неудовольствие тем, что у тебя нет той или иной вещи.
5. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что не берет себе.
6. Нельзя делать то, что осуждают старшие.
7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.
8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.
9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.
10. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый пожилой человек.

Специальные исследования установили, что "нельзя" обычно сильнее побуждает к действию, чем "надо".

Слепая родительская любовь

"Материнская любовь слепа" - гласит народная пословица. Всепоглощающая любовь заставляет родителей оправдывать недостатки ребенка, его проступки, воспринимая их как случайные, или, что хуже, объяснять их формированием положительных черт характера. И тогда в грубости и упрямстве мальчика они видят признак будущего мужества и настойчивости, а в капризах девочки - будущую женственность.

Корень воспитательной порчи, по меткому выражению русского демократа Н. В. Шелгунова, заключается в чадолюбии. Слепая родительская любовь превращает ребенка в кумира, его ограждают от забот и трудов, потакают прихотям, захваливают и даже учатся за него, создают безоблачную жизнь своему чаду. На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу. Ребенок вырастет эгоистом, белоручкой, человеком, не приспособленным к жизни.

Эгоистичные, избалованные дети требуют к себе исключительного внимания, ухода за собой, принимая все услуги как должные. Отношения этих детей со взрослыми двойственны: пока те потакают им, они ласковы, как только появляются запреты, - они становятся грубы и дерзки. С родными внешне вежливы, но невнимательны к их переживаниям. У таких детей, которым все позволено, очень часты конфликты со сверстниками, поскольку у них не развиты навыки самоограничения. Особую неприязнь они вызывают тем, что по всякому пустяку жалуются взрослым. Они преувеличенно чувствительны, громко плачут, обвиняют всех в несправедливости, а в отношении себя они очень снисходительны.

Ребенок ни в коем случае не должен стать явным центром внимания и заботы семьи. Лучшим вариантом будет тот, если в центре внимания окажется мать. Она обо всех заботится - так и должно быть при правильной организации семьи. Отец и старшие дети выражают ей свои добрые чувства, и этим примером учат малыша заботиться о других.

Любовь - это чувство взаимное. Односторонняя любовь порождает эгоизм. Не научите детей любить, будете страдать на старости лет.

Крайности родительской любви

  1. Любить - значит все разрешать ребенку, предоставлять ему полную свободу.
  2. Любить - значит все делать за ребенка, материально его обеспечивать.
  3. Любить - значит неусыпно контролировать каждый его шаг, каждое его действие.
  4. Любить - значит постоянно выражать свои чувства к ребенку, обнимать, целовать его.
  5. Любить только за что-то: за успехи, за похвалу окружающих, за какие-либо достоинства.

Как и во всем, в любви нужно чувство меры, крайности могут иметь отрицательные последствия для ребенка.

3

Памятка родителю

Подростковый возраст – это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который «диктует» специфические парадоксы подростковой психики:

- подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, но при этом не зная, что с ней делать; хочет выразить себя, но не знает как;

- подросток стремится иметь свое лицо, выделиться из «толпы», но делает это при полной слитности со своим окружением, стараясь быть как все в компании, в классе, во дворе и т.д.;

- интересно сразу все и ничего;

- хочется всего сразу, и, если позже, то тогда зачем все это;

- при всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в самом себе.

Помня об этих парадоксах, родителю во взаимодействии с подростком целесообразно соблюдать следующие правила:

1.Правила, огорчения, запреты, требования обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2.Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

3.Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками.

4.Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5.Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

6.Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА в работе с детскими общественными объединениями

Реализация технологии Педагогики сотрудничества в нашем центре через работу с детскими общественными объединениями....

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ...

Консультация "Применение технологии "Педагогика сотрудничества" в работе воспитателя"

В консультации даны рассуждения на тему использования технологии "Педагогика сотрудничества" в работе воспитателя семейного центра....