«Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»
методическая разработка (10 класс) на тему

Григорьева Светлана Николаевна

Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем учащихся и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями и с классом. Кроме этого, учащиеся перешли в старшее звено. Перед ними стоит задача ближней перспективы: правильно определить для себя профиль, для более глубокого изучения предметов, а задача дальней перспективы – это сдать выпускные экзамены, поступить в высшие учебные заведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»

Актуальность:

        Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем учащихся и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями и с классом. Кроме этого, учащиеся перешли в старшее звено. Перед ними стоит задача ближней перспективы: правильно определить для себя профиль, для более глубокого изучения предметов, а задача дальней перспективы – это сдать выпускные экзамены, поступить в высшие учебные заведения.

Цель:  1. Информационное обеспечение.

            2. Повышение педагогической культуры родителей

Предварительная подготовка

1) Изучение отношения учащихся к учебным предметам

        Учащиеся заполняют таблицу. Напротив записанного предмета, ученик указывает причину, почему изучение этого предмета для него необходимо.

Таблица для ответов

I

II

Необходимые предметы

Причина

Интересные предметы

Причина

(Данная таблица заполняется учащимися на классном часе)

2) Ранжирование учебных предметов.

        (Учащимся предлагается записать предметы на листок по степени значимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-е, 2-е и 3-е места по степени значимости) 

3) Ассоциации

        (Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы; если предмет вызывает интерес, то ассоциации будут носить положительный характер, и наоборот)

4) Доминирующие мотивы

         (таблица с мотивами и рейтингом также заполняется учащимися на классном часе)

5) Опрос учителей-предметников класса

Проводится для изучения отношения учащихся класса к выполнению самостоятельных домашних заданий

Ф.И.ученика

Период

Предмет

Регулярность выполнения д/з (+; -)

Результативность выполнения д/з (+ ; -)

Ход собрания

I информация о способностях

        Способности – это индивидуальные особенности личности (возможности), обусловленные природными задатками

«Различные способности старшеклассников»

Особенности старшеклассников с математическими способностями

Особенности старшеклассников с литературными способностями

Интеллектуальный компонент:

  • Присутствуют способности к сравнению и обобщению
  • Преобладают абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление

Мотивационный компонент:

  • Преобладают познавательные мотивы, мотивы, связанные с интеллектуальной активностью, самореализация в деятельности

Эмоциональный компонент:

  • Устойчивость, реалистичность
  • Высокий уровень адаптации поведения, способности к саморегуляции
  • Поступки подчинены логике и рассудку
  • Менее открыты для людей
  • Активировано левое полушарие (регуляторные отделы мозга – «мыслитель»)

Интеллектуальный компонент:

  • Присутствует способность к детализированному сохранению зрительных образов
  • Преобладают образное и словесно-образное мышление, его чувственно-конкретные виды

Мотивационный компонент:

  • Преобладают социальные мотивы, мотивы самосовершенствования и самопознания (социальная активность?, самореализация в личностном плане

Эмоциональный компонент:

  • Неустойчивость, чувственность
  • Недостаточно высокий уровень адаптации, невысокая способность к саморегуляции
  • Яркость чувств и переживаний
  • Более открыты для людей
  • Активировано правое полушарие (сенсорные отделы мозга – «художник»)

(Анализ анкеты «Необходимые и интересные предметы)

II Информация о мотивах и успеваемости

        В старшем школьном возрасте у учащихся возникает потребность в совершенствовании учебной деятельности по планированию и прогнозированию учебной деятельности. Это связано с овладением контрольно-оценочными действиями по планированию и прогнозированию результата работы до ее начала.

        Познавательные мотивы дифференцируются и укрепляются. Это обусловлено, в первую очередь, особенностями развития способностей («математик», «гуманитарий», «естественное направление»). Поэтому уровень обученности (оценки по предметам) выше по соответствующим предметам, то есть на успеваемость ребенка по тому или иному предмету влияет интерес к этой области знаний. Мотивы самообразования связываются с перспективами выбора профессии, и на основе этого складываются мотивы профессионального и жизненного самоопределения.

        Задача взрослых – помочь молодым людям в вопросах профессионального выбора.

        Родителям необходимо тесно взаимодействовать с классным руководителем и учителями-предметниками.

(Анализ данных анкеты «Доминирующие мотивы»)

Классный руководитель сообщает о том, какие профили выбрали для себя учащиеся (у 97% учащихся выбор профиля обоснован, это же подтверждает и психолог школы по результатам своих исследований, это же хорошо просматривается и при обработке данных таблиц, заполненных учащимися)

III Психолог сообщает о результатах исследований об  уровне  мотивации в данном классе

IV Роль домашнего задания в успеваемости учащихся

        Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является  функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

        Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

        Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости т ответственности за выполняемое учебное задание.

(Анализ таблицы опроса учителей-предметников)

        Успеваемость по учебным предметам зависит от мотивации деятельности и прежде всего от того, есть ли у молодого человека перспективная цель. Безусловно, именно взрослые должны помочь старшекласснику в выборе профессиональной направленности

( Анализ ранжирования учебных предметов и ассоциаций)

IV Вести со школьных уроков

 (видеоматериалы со школьных уроков по проблеме)

Родительская копилка

        Уважаемые родители!

 - Проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.

 - Не кричите.

 - Поощряйте упорство и проявление характера

 - Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

 - Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику

        Абсолютно все: и выполнение домашних заданий, и ответственная подготовка к урокам – все это влияет на успеваемость учащихся.

        На профессиональное самоопределение подростка влияют в значительной степени способности к овладению тем или иным видом деятельности, а также мотивы – побудительная сила, заставляющая преодолевать трудности роста.

        Учебная успеваемость находится в зависимости от сформированности мотивов самоопределения, поэтому главная задача взрослых – помочь молодому человеку увидеть перспективу!

Правила выбора профессии

  1. Выбор должен быть совместным (родители + ребенок).
  2. Выбор должен быть реалистичным (способности + возможности к усвоению материала ребенком).
  3. Выбор должен быть актуализированным (необходимо учесть желание ребенка).
  4. Выбор должен быть гибким (всегда нужно иметь в запасе альтернативный вариант).
  5. Выбор должен быть востребованным (отвечать потребностям рынка труда).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Здоровьесбережение. Влияние физкультминуток на успеваемость школьников»

тема " Здоровьесбережение.Влияние физкультминуток на успеваемость школьников"...

Исследование влияния мотивации на достижение успеха старшеклассников в преодолении школьных трудностей. 2013 год.

В настоящее время при активном процессе модернизации образования уделяется большое внимание качеству образовательного процесса, которое во многом связано с желанием учеников хорошо учиться и их психоф...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ

Контрольная работапо дисциплине:«Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства»...

Влияние почерка на успеваемость

Влияние почерка на успеваемость...

Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Результаты эмпирического исследования влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера....

Презентация к родителькому собранию "Влияние родителей на успеваемость ребенка"

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс? Изменения в школьной жизни пятиклассника. Признаки успешной адаптации. Признаки дезадаптации. Помощь детям должна быть эффективной, грамот...

Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста.

Советы родителям учащихся - выпускников школы...