Презентация "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании детей"
презентация к уроку на тему

Никитина Юлия Михайловна

Презентация подготовлена для выступления на общешкольном родительском собрании. В выступлении обращается внимание на важность этнокультурного образования и роли семьи в духовно-нравcтвенном воспитании детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Мустаевская средняя (полная) общеобразовательная школа имени Шабдара Осыпа»

Слайд 2

Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании детей Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ «Мустаевская средняя (полная) общеобразовательная школа имени Шабдара Осыпа» Сернурского района РМЭ Никитиной Юлии Михайловны

Слайд 3

Без памяти - нет традиций, Без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания - нет духовности, Без духовности – нет личности, Без личности – нет народа. Г. Н. Волков - профессор действительный член Российской академии образования

Слайд 4

Что значит быть личностью? Личность - это Человек с большой буквы, умеющий осознавать свои поступки, несущий ответственность за свои дела Умеющий отличить добро от зла Делающий выбор в пользу добра

Слайд 5

Этнокультурное образование – это процесс обучения, воспитания детей, направленное на изучение, сохранение, развитие языка, истории и культуры, традиций и обычаев марийского народа; создание единого воспитательного пространства школы, семьи, всего общества.

Слайд 6

Этнокультурное образование ставит задачу –воспитания чувства гордости своей принадлежностью к марийской нации ( позитивная этническая идентичность), чтобы выпускник сельской школы не чувствовал себя ущемлённым в правах, чтобы сумел найти своё достойное место в жизни (социальная адаптация)

Слайд 7

Этнокультурное образование ставит задачу – Развитие у детей важнейших духовно-нравственных качеств (милосердия, справедливости, трудолюбия, дружелюбия и миролюбия и т.д.) на основе лучших традиций народной культуры, в том числе взаимопомощи, гостеприимства, стремления не запятнать добрую память и добрые дела предков и т.д.);

Слайд 8

Важность семейного воспитания Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Надо воспитывать и обучать детей ещё в дошкольном детстве; опаздывать с этим нельзя, ибо именно в этот период закладывается основа личности, основа нравственных качеств и будущих успехов ребёнка. Учителя начинают не с нуля, а продолжают родительский труд, вложенный в ученика до школы.

Слайд 9

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно семья может нанести столько вреда в воспитании детей, как никто другой. В детстве закладываются традиции семейного воспитания. «Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»

Слайд 10

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Слайд 11

Все начинается с дома, семьи. Государство тоже начинается с семьи. «Крепка семья – крепка держава», - так гласит народная мудрость. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность. Однако современное поколение россиян, увы, утратило понимание, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства.

Слайд 12

Воспитание нравственных качеств личности, Гражданина и патриота невозможно без знаний своих корней, своего рода, своей фамилии. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Как важна семейная память для воспитания детей! К сожалению, моя практика показывает, что некоторые ученики не знают даже полного имени своих бабушек и дедушек, не знают, когда они родились, что уж говорить о глубоких познаниях истории своих предков. Я думаю, что основная вина в этом лежит на родителях, которые, думая о материальном обеспечении своих детей, не задумываются о их духовно-нравственном воспитании.

Слайд 13

Нравственность и духовность прививаются человеку с детских лет на исконно народных традициях. С древности у многих народов существует система табу-запретов. У марийцев они называется «ойöрö». Нельзя грубить родителям – не будет тебе счастья в жизни; нельзя другим желать зла – оно вернётся к тебе; нельзя оставлять посуду немытой – плохое накапливается в семье; стол нельзя оставлять без хлеба – достатка в доме не будет, нельзя осуждать других, вернётся к тебе же; в священных рощах (кюсото) – нельзя рубить деревья, косить траву, собирать ягоды, грибы, пасти скот – руки отсохнут.

Слайд 14

Надо приобщать ребенка к традициям и обычаям, национальной литературе, к посещению краеведческих музеев, театров, слушанию национальной музыки, чтению народных сказок, пению народных песен.

Слайд 15

Принцип совершения добрых дел. Чтобы быть здоровым, надо духовно совершенствоваться, стремиться совершать хорошие поступки.

Слайд 16

Дети чаще должны обращаться к таким понятиям, как радость, страдание, прощение, совесть, печаль, чтоб разумом и душой помышляли о высоком и красивом.

Слайд 17

Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но, прежде всего - самих себя. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто лишён исторической памяти. Я уверенна в том, что человек воспитанный своими корнями, уважающий традиции и обычаи, знающий историю и культуру своего народа станет настоящим человеком, патриотом, Гражданином своего Отечества. Пройдут годы, забудутся в нашей памяти многие события, люди, встречи. Но воспоминания всегда будут возвращать нас в родные места, в светлый мир детства, к своим корням, на родную землю, на которой мы родились, выросли и стали людьми.

Слайд 19

Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размышления о роли языка, национальных традиций в духовно-нравственном воспитании детй"

В  статье  говорится  о  взаимосвязи  языка  и  внутреннего  мира  человека. Именно  бережное  отношение...

Воспитание детий на семейных традициях и обычаях.

     В воспитании заботливого отношения к людям большую роль играет – семья. Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное...

Доклад "Трудовое воспитание детей на традициях народа Саха"

В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем- то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции...

Народные традиции воспитания детей у мордвы

Данная работа освещает народные традиции воспитания детей в мордовских семьях....

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей

Духовно-вравственное воспитание школьников посредством русской литературы....

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выс...

доклад "Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ"

Доклад о традициях работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ...