ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выставки, конкурсы, фестивали, проводится анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания, подготавливаются информационные стенды для родителей, выставки детских работ; совместно с родителями организуются и проводятся всевозможные мероприятия, которые духовно обогащают детей и взрослых, помогают ещё больше сплотить всех членов семьи, объединяют общими интересными делами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пихиенко О.Ю.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Народ в наиболее чистом виде

всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях,

то это означает начало смерти нации.

Г.Н.Волков

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей  этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Использование традиций и обычаев  в формировании этнокультурной воспитанности обучающихся позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание обучающихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Роль педагога в развитии нравственных качеств ребёнка велика: поступки, речевое поведение являются для воспитанников ярким примером, образцом для подражания.

Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа.

С помощью грамотно организованного воспитательного процесса дети овладевают разными ролями в сотрудничестве со своими сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают самостоятельность, уверенность, осваивают различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности. Это приводит к более эффектной самореализации и сохранению его индивидуальности.

В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выставки, конкурсы, фестивали, проводится анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания, подготавливаются информационные стенды для родителей, выставки детских работ; совместно с родителями организуются и проводятся всевозможные мероприятия, которые духовно обогащают детей и взрослых, помогают ещё больше сплотить всех членов семьи, объединяют общими интересными делами.

Стимулирование значимых для ребенка эмоций способствует рефлексии, основа развития духовно-нравственной культуры. К стимулам относятся следующее: игра, соревнования, проблемно-поисковый, эмоционально-образный и оценочный и самооценочный. Именно эти педагогические средства более всего ориентированы на воспитание и развитие духовно-нравственной культуры детей и подростков. Несмотря на все сложности нашей жизни, педагог должен уметь понять, принять, простить, ориентировать даже самого трудного ребенка на достижение успехов в учёбе - ведь с этим связано его нравственное самоопределение и осуществление дальнейших жизненных планов.

Воспитание гражданина - одна из важных задач учреждений дополнительного образования. Основная цель воспитания состоит в формировании гражданственности как качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к своей Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется, как усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет коллектив. Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни и из общего каждый что-то берёт для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья.

Учреждения дополнительного образования - это большое подспорье в этом семье и школе, ибо именно они способны стать для детей не только мощным заслоном от негативных влияний улицы, но и нравственной школой жизни. Фактор успешности чрезвычайно важен для любого человека, но для ребенка он значим особенно, ведь даже самый небольшой успех в чём-то социально значим и способствует позитивной мотивации личности. Способы формирования позитивной мотивации детей в их реальной и перспективной деятельности в учреждении дополнительного образования могут быть разными, но все они должны ставить целью создание условий для осознанной самостоятельности ребенка и его максимальной успешности как личности.

Практические наблюдения и теоретические обоснования многих учёных свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, театр и другие, пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост ребёнка, его развития и являются источником физического и нравственного здоровья человека - в этом учреждения дополнительного образования играют большую роль. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего общества. Ведь, каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нём будут преобладать нравственные ценности, зависит в определённой мере от нас, взрослых: родителей и педагогов.

Нужно стремиться всеми имеющимися средствами воспитывать у ребят общую музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке, воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро, формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, прививать трудовые навыки, нести ответственность за свою жизнь и быть достойным человеком.

Воздействие этнокультуры на формирование личности в Центре дополнительного образования «ЮНИТЭР» рассматривается в связи с ее многофункциональным назначением: духовно-нравственным, праздничным, эстетическим. Для приобщения детей к истокам народной культуры выделены следующие направления работы:


- расширение и углубление знания детей о нашей многонациональной Родине;
- формирование общего представления о культуре мордовского народа, живущих в республике Мордовия и за ее пределами;
- ознакомление с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством;
- приобщение воспитанников к истокам праздничного и традиционного мордовского фольклора.

Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся. На любом занятии воспитывающий характер обучения непременно проявляется, будь то хореографическое искусство, декоративно-прикладное творчество, вокальное исполнительство и т.д.
Так, использование этнокультурных традиций воспитание положительно зарекомендовало себя на музыкальных занятиях, где дети слушают народную музыку, поют мордовские песни. Так, используя метод «погружения в мир бытования песни», можно знакомить детей с традициями, обычаями и верованиями мордвы.

Помимо занятий в  творческих объединениях, организация развлечений и праздников с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Таким образом, включение ценностей и традиций народной культуры мордовского края в процесс воспитания детей в Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи:

 
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;


- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;


- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных принципов этнопедагогики, ценны тем, что они существенно способствуют духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру занятий и мероприятий Центра элементов народной культуры, правильного выбора методов и средств их организации.

Знакомство с этнокультурными традициями – это одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся. Поэтому поиск путей и возможностей воспитания на материалах традиций своего народа считаю наиболее интересными и перспективными в современных условиях жизни нашего общества.

Литература

1. Агалакова, Е.В. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования в контексте требований нормативно-правовых актов / Е.В. Агалакова // Право и образование. – 2014. - №2. – С. 41-46.

2. Гудкова, И.С. Духовные ценности в процессе воспитания личности современного ребенка и традиции отечественного духовно-нравственного воспитания / И.С. Гудкова // Проблемы духовно нравственного воспитания в современном мире: сб.статей. – Коломна, 2016, - С. 50-56.

3. Антонова, А.В. Проблема духовно-нравственного воспитания в современной школе / А.В. Антонова // Наука третьего тысячелетия. – 2016. -№2. – С. 59-62.

4. Родина, М.Е. О необходимости теоретического осмысления духовно-нравственного воспитания в России / М.Е. Родина // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2014. - №1. – С. 189-199.

5. Соколова, С.И. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения / С.И. Соколова // Теоретические и методические проблемы современного образования. – 2016. - №1. – С. 315-317.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей в условиях дополнительного образования в Ивановской области.

В настоящее время в России работает и совершенствуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственн...

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования

Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся.

Традиционные духовные ценности воспитания - это фундамент нравственной личности. Это, то особенное, что характеризует определенную нацию. Для каждого народа характерна своя система национальных ценнос...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей

Духовно-вравственное воспитание школьников посредством русской литературы....

Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»

Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, бо...

Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"

Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"...

Духовно-нравственное здоровье дошкольников в современных условиях качества образования.

Нравственное здоровье ребёнкаЗадачи по формированию нравственного здоровья состоят в том, чтобы:обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания;развивать у дошкольников саморег...