Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся.
методическая разработка на тему

Березина-Ерочкина Елена Васильевна

Традиционные духовные ценности воспитания - это фундамент нравственной личности. Это, то особенное, что характеризует определенную нацию. Для каждого народа характерна своя система национальных ценностей, поэтому каждая из них уникальна, благодаря чему человечество отличается богатством и разнообразием, своеобразием и самобытностью форм, уклада своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnye_traditsii.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Березина

воспитатель ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся.

Одной из ведущих черт современной цивилизации является усугубление кризиса семьи, снижающего ее воспитательный потенциал. Поэтому на первый план, сегодня выдвигается проблема повышения роли семьи в

формировании у детей и молодежи духовных ценностей.

Традиционные духовные ценности воспитания - это фундамент нравственной личности. Это, то особенное, что характеризует определенную нацию. Для каждого народа характерна своя система национальных ценностей, поэтому каждая из них уникальна, благодаря чему человечество отличается богатством и разнообразием, своеобразием и самобытностью форм, уклада своей жизни.

Традиционное мировоззрение мордвы рассматривало воспитание, как

длительный, сложный процесс и более ответственный и значимый, чем сам факт рождения ребенка: «трудно детей родить, но еще труднее растить (воспитывать)».

Традиционная система воспитания основывалась на принципах последовательности жизненного цикла. В течение веков народ отрабатывал такие формы, методы и приемы воспитания, которые позволяли ему подноценно жить и трудиться, растить здоровое молодое поколение. Здоровый образ жизни в семьях мордвы поддерживался традициями, обычаями, обрядами, ритуалами, строго регламентировавших отношения между домочадцами и другими людьми. Домашний уклад, предполагающий подчинению младших старшим, продуманный распорядок дня, с

чередованием физического труда и отдыха, четкое распределение трудовых обязанностей, умеренность во всем, рассматривался как необходимое условие сохранение психического и физического здоровья членов семьи.

Основные нравственные ценности прошлого жизнеспособны и в наши дни. Введенного утраченного в современный контекст необходимо придать характер целенаправленной программы государства и гражданского общества, в которой были бы намечены конкретные пути гуманистической педагогической деятельности и просвещения.

В нашей специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате VIII вида в г. Писаре обучаются и воспитываются 85 детей. Большинство ребят - выходцы из социально неблагополучных семей. У некоторых из них при поступлении отсутствовали даже элементарные гигиенические навыки; лишь в школе-интернате они получили возможность спать в чистой постели, регулярно полноценно питаться и, конечно, получить образование. Чтобы эти дети смогли стать полноценными членами общества, педагогам нужно очень много потрудиться.

Задача педагога - научить ребенка различать добро и зло, объяснить кто и что стоит за этими понятиями, что ждет подростков в результате их

нравственного выбора, научить реально оценивать свои возможности, дать

»

понятие об уникальности и необходимости каждого человека для общества, важности его трудового вклада.

Работая в школе - интернате, общаясь с детьми, невольно узнаешь проблемы их семей. Многие ребята из интерната попросту лишены представления о счастливой семейной жизни. Они и не предполагают, что счастье требует душевных усилий, знание законов супружества и родительства.

Оздоровление российской семьи сегодня провозглашается приоритетной задачей, и даже учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности. Но на деле знания о семье нынешнему школьнику зачастую приобрести негде. В школе - интернате мы знакомим наших учеников с основными

этапами семейной жизни и на примере жизни благочестивых российских семей, в том числе мордовских, которые всегда были крепки домостроевскими традициями.

Быть духовной личностью - это значит жить по совести, соотносить свои поступки с вечными, передающими из поколения в поколение представлениями о назначении человека. Духовность включает в себя определенную сумму ценностных ориентаций, мотиваций, установок воспитанников.

Философско - культурологическая функция четко выявляется в эстетике и этике отношений с людьми. Вот почему директор школы-интерната В.В.Зарубин, заместитель директора по воспитательной работе И.В.Проказова настраивают-нас на улучшение эстетического воспитания. Традиционная неделя этики совершенствуется с каждым годом. Мероприятия проходят с пользой для дела.

Духовность реализуется в изучении родного и иностранного языков, родного края, и того места, где человек живет долгие годы, как области сознания. Небольшой пример. Мы возвращались из города Саранска с детьми Дудиными. Женя разговаривал на родном мордовском языке. Узнав, что Коля Адышкин тоже мордвин, он обратился к нему соответствующим образом, на что тот промолчал. Вывод сделал Женя - мордвин, а не может разговаривать на родном языке.

В школе-интернате воспитываются дети нескольких национальностей. Будет правильным, если мы в повседневной жизни научим детей уважать их язык, культуру. С этой целью можно посвящать часы чтения, просмотр видеоматериалов, встреч людей таких национальностей как русские, мордва, татары. Мы организовываем познавательные экскурсии по Инсарскому району республики Мордовия. В центральной библиотеке имеется богатый краеведческий материал, который доступен для всех. В памяти детей экскурсии на родину двух мордовских политических деятелей

Н.И.Меркушкина и В.А.Кечкина. в селах Кочетовка и Новые Верхиссы они побывали в музеях, где познакомились с бытом мордовского края.

Особое впечатление осталось от встречи с ветераном мордовского хора А.Т.Асташкиной. Материал об этом замечательном женском коллективе у нас есть, используя его можно провести ценное воспитательное мероприятие с детьми.

В селе Чел.-Майдан была проведена встреча с известной женщиной А.Ф.Коллесниковой, татаркой по национальности.

Из всего увиденного дети уяснили, что проживающие на территории района люди разных национальностей по-своему любят свою малую родину,

по своему вносят вклад в ее развитие, но роднит их одно – бережное!

отношение к родному краю, людям, которые трудятся рядом с ними.

Под руководством педагогов воспитанники принимают активное участие во всероссийских, республиканских, городских творческих конкурсах. Так, в конце октября в Казани в Выставочном центре «Ак Барс Галерея», в дружественной обстановке состоялась церемония награждения победителей конкурса декоративно-прикладного искусства «На берегах Волги семьей единою живем» среди .воспитанников детских домов Приволжского

федерального округа. На конкурс ,основная цель которого заключается в»

выявлении и поддержке талантливых детей среди воспитанников детских домов было предоставлено около 150 творческих работ воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Победителями стали 56 ребят из 6 регионов Приволжского федерального округа, среди них оказались и наша воспитанница Катя Горячкина. Работа под названием «Царица - Волга», выполненная гладью по акварели, успешно прошла республиканский отбор, а затем, уже в Казани, после защиты, признана лучшей в номинации «В семье единой» (культура и искусство народов Поволжья) среди картин.

В результате наша представительница награждена дипломом и получила в подарок телевизор.

В республиканском конкурсе профессионального мастерства среди воспитанников интернатных учреждений «Город мастеров - 2011», который был посвящен 1000-летию Единения мордовского народа с народами

Российского государства, принимала участие ученица лида Коновалова,

которая под руководством учителя СБО О.Г.Митрошиной, подготовила и успешно защитила творческий проект «Приготовление блинов в традициях русской и мордовской кухни», где заняла призовое место.

Все это у детей воспитывает целеустремленность, толерантность, любовь к Родине.

Благодаря нашей работе у детей есть возможность познакомится с

другой стороной жизни, отличной от той, которую нам навязывают многие * *

средства массовой информации. Этнокультурные, нравственные нормы дают большой духовный потенциал. Кроме того, расширяются социальные контакты детей и их представления в социуме, совершенствуются коммуникативные навыки.

Хочется верить, что в будущем наши воспитанники станут более способными к добру и милосердию, менее поддающимися злу.

Литература:

Маслов Н.В. «Основы русской педагогики»М.,2007 Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А. Культура семьи - Кострома, ,2005.

Мордва. Отчерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Традиции духовно-нравственного воспитания в российской педагогике

          В современном мире воспитание патриотизма и гражданственности остается одной из главных задач педагогики. На выполнение этих задач и должна быть направлена вс...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей

Духовно-вравственное воспитание школьников посредством русской литературы....

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выс...

доклад "Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ"

Доклад о традициях работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ...

Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"

Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"...