Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"
материал

Рахматуллина Зиля Халимовна

Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_etnopedagogika.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Киргиз-Мияки

муниципального района  Миякинский район Республики Башкортостан»

Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей

(доклад)

Учитель татарского языка и литературы

Рахматуллина З.Х.

Киргиз-Мияки - 2015

        Народная педагогическая тематика всегда актуальна, поскольку она обращена, прежде всего, к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости народной педагогики.
      Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы они были опорой в будущем, несли в себе то положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Нашу педагогическую культуру следует рассматривать и через призму этнопедагогики, а педагогам, опирающимся в воспитательном процессе на этнопедагогику, надо быть носителями национальной культуры.

        Вопрос культуры поведения, даже рассматриваемой как часть общей культуры детей, очень широкий, намного выходящий за рамки проблемы формирования данного нравственного качества. Однако в основе правил культуры поведения ребенка, или этикета, лежит, прежде всего, проявление народного обычая, уважения людей друг к другу. Толерантное отношение всегда считалось проявлением не только доброты, но и внутренней культуры человека. В основе его лежит способность к сопереживанию, состраданию, сочувствию.
            Возрождение этнопедагогики надо начинать с восстановления памяти семейной, культурной, народной. Во все времена у всех народов память народа служила основой чести, совести, нравственности и культуры. Необходимо использовать все духовные ценности в условиях возрождения и развития национальной культуры и самосознания народа. Развитие школы на основе народной педагогики, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива.

      Обращение к духовной культуре народа помогает педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности в сложных условиях социального бытия. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений, изменением разнообразных сфер социальной жизни. В сознании детей постоянно сталкиваются различные программы и культурные традиции татарского народа.
Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием школьников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.

       Динамику духовного саморазвития школьников можно видеть в умении их выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми,  по высшим

1

 общечеловеческим ценностным критериям добра, любви и красоты, а также в умении быть ответственным в поступках и деятельности не только для себя, но и для людей.

         Различными народами в процессе своего исторического развития накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. «Народ — живой, вечный источник педагогической мудрости, — писал Каюм Насыри, — народная педагогика — это сосредоточение духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, «лицо народа». Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, свойственный общественному сознанию и народным традициям.
        Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Произведения фольклора тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории.

        Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам,

целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.

         Знакомство ребенка с пословицами способствовало освоению речи во всем ее многообразии. Пословицы — это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали, выработанной многими: «Олыласаӊ олыны — олыларлар үзеӊне».

        К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, особенности его характера: «Ай күрдем айман белән, авызым тулды иман белән; айга яулык, миӊа саулык».

           Обширной и разнообразной областью народного творчества являются

исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и

2

 деятельности лиц.

           Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.

         Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие татарского народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.

       Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс — этот важнейший источник народной педагогики.

3

Литература:
1. Насыйри Каюм. Книга о воспитании. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1990.
2. Нигматов З. Г. Гуманистические традиции педагогики. — Казань: 2003.
3. Рахимов А. З. Нравология. — Уфа, 1997.
4. Ханбиков Я. И. Из истории педагогики татарского народа. — Казань, 1975.
5. Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование. — М.: «Педагогика», 2000. — 272 с.
6. Харисова Л. А. Национальная культура в содержании образования. — Казань, 1995.

7. Тазиев С. Ф.(Филиал КФУ в г. Елабуга). К проблеме  использования историко-культурного наследия в духовно-нравственном воспитании учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размышления о роли языка, национальных традиций в духовно-нравственном воспитании детй"

В  статье  говорится  о  взаимосвязи  языка  и  внутреннего  мира  человека. Именно  бережное  отношение...

Духовно-нравственное воспитание детей на примере семейных традиций. Статья "Моральный дух семьи Василисиных не угасает..."

Василисина Людмила Дмитриевна - моральный дух этой женщины не угасает, а крепнет с годами, у этого человека есть чему поучиться.Как часто говорят «человек старой закалки», но я бы сказала человек, пол...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей

Духовно-вравственное воспитание школьников посредством русской литературы....

Презентация "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании детей"

Презентация подготовлена для выступления на общешкольном родительском собрании. В выступлении обращается внимание на важность этнокультурного образования и роли семьи в духовно-нравcтвенном воспитании...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выс...

доклад "Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ"

Доклад о традициях работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ...

Статья: Духовно-нравственное воспитание детей через погружение в традиции русского народа.

Цель: формировать духовно-нравственные качества личности школьников....