«Нарушение слоговой структуры у дошкольников»
консультация на тему

Консультация для родителей

«Нарушение слоговой структуры у дошкольников»

(Игры для развития слоговой структуры слова)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_slogovaya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарушение  слоговой структур у дошкольников»

(Игры для развития слоговой структуры слова)

                                                              Составила учитель-логопед

                                            Габнасырова Р.Б.

Консультация для родителей

«Нарушение слоговой структуры у дошкольников»

(Игры для развития слоговой структуры слова)

Нарушение слоговой структуры слова у детей, отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. Уважаемые родители если вы хотите чтобы  ваши дети были успешными в школе, помогите им  с помощью игр предотвратить  дефекты речи.  

Игры для развития слоговой структуры слова.

Дидактические игры:

«Перепутаница»

Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)

«Чудесный мешочек»

Ход: В мешочек опускаются картинки маленькие, на них нарисованы предметы, ребёнок вынимает картинку и называет картинку, которая нарисована. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок, у кого больше тот выиграл.

«Доскажи словечко»

Идет спокойно, не спеша. На лугу среди букашек

Пусть видят все, как хороша. Поднялся переполох:

Удобна прочная рубаха, Оттеснился переполох

В которой ходит….(черепаха) Великан … (чертополох)

Наш приятель тут как тут. Он круглый и красный,

Всех домчит он в пять минут. Как глаз светофора.

Эй, садись, не зевай, Среди овощей

Отправляется… (трамвай) Нет сочней …(помидор)

«Сказочные герои»

Толстый хваста и зазнайка

С Малышом дружил…(Не Незнайка, а Карлсон)

Из носка в полоску

Папой сшит колпак,

В нём в школу и отправился

С «Азбукой»…(не Иван-дурак , а Буратино)

(так же можно играть «Транспорт», «Профессии», «Животные» и. т. д)

Пальчиковые игры со стихами

«Шкаф»

Пальчиковая гимнастика

Шкаф дремучий, шкаф и дуба. (Сжимают и разжимают пальцы.)

В нём – костюмы, платья, шубы. ( Поочерёдно загибают пальцы.)

В нём – еноты, лисы, волки.

Белки там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно, (Закрывают руками глаза.)

Как в лесу или в кино. (Открывают глаза.)

« Мы во двор пошли гулять»

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. («Идут по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, («Крошат» хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катились, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одно, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)

Физминутки

«Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла (Считаем пальчиком)

«Удивляемся природе»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. ( Потягивания – руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. ( Потягивания – руки в стороны.)

Мы её не будем трогать –

Обожглись уже немного. ( Руки вперёд – потрясти кистями.)

Всё полили мы из лейки

« Игры с буквами»

«Подбери картинку к слогу»

Ход: раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и картинки. Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок

«Воздушные шарики»

Ход: На доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них написаны слоги. Дети находят одинаковые по форме и цвету шары, соединяют правильно, что бы получилось слово.

«Цепочка слов»

Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют, какие слова спрятались

«Собери из букв слова»

Детям выдаются картинки, из кассы букв под картинкой выкладываются слова. За правильно собранное слово, ребёнок получает звёздочку.

«Лишний слог»

Ход: Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют слово, определяя лишний слог.

ДИ «Назови профессию»

Кто вставляет стёкла? –

Кто чинит водопровод? –

Кто штукатурит стены? –

Кто работает на кране? –

Кто работает на тракторе? –

Кто работает на экскаваторе? –

ДИ «Кто, что делает?» (Образование сложных слов.)

Рыбу ловит –

Землю капает –

Пчёл разводит –

Пешком ходит –

Лес рубит –

Трубы чистит –

Лес разводит –

Птиц ловит –

ДИ «Деформированный текст»

Детям предлагается составить предложение из слов.

Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, зайка, лесу, прыгает.

На, ребята, пошли, прогулку.

ДИ «запомни, положи, повтори»

Ход: Педагог называет слова. Выдаёт ребёнку картинки. Ребёнку необходимо назвать слова в той же последовательности и положить картинки с этими словами, в порядке называния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников

Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесени...

Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

Развитие слоговой структуры слова дошкольников, посредством дидактических игр.

В представленном материале учитель - логопед описывает, какие бывают нарушения слоговой структуры слова и пути коррекции с помощью дидактических игр....

Ткаченко+Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова

Коррекция нарушений слоговой структуры слова...