Беседа с родителями на тему: "Средства помогающие развивать мелкую моторику рук".
консультация

Майсюк  Альвина   Мунировна

«Развиваем пальчики - развиваем речь»

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.  Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.

Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».

 

Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.

 Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

 

Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.

 

ü «Пальчики здороваются»

Идут четыре братца 
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются), 
Здравствуй, большой! (с большим щепотью) 
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_palchiki_razvivaem_rech.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕФЕКТОЛОГ СОВЕТУЕТ:

«Развиваем пальчики - развиваем речь»

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.  Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.

Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».

Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.

 Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.

  • «Пальчики здороваются»

Идут четыре братца 
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются), 
Здравствуй, большой! (с большим щепотью) 
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным) 
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним) 
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным) 
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.

  • «Дружные братья»

Ну-ка, братцы за работу, 
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак). 
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы), 
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы), 
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы), 
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы), 
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

  • «Этот пальчик»

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш! 
(поочередно загибать пальцы в кулачок)

  • «Человечки»

Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

  • «Помощники»

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), 
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), 
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), 
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

  • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • собирать различные мозаики.

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

        Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш! 
(поочередно загибать пальцы в кулачок)

  • «Человечки»

Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

  • «Помощники»

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), 
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), 
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), 
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

  • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • собирать различные мозаики.

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш! 
(поочередно загибать пальцы в кулачок)

  • «Человечки»

Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

  • «Помощники»

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), 
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), 
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), 
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

  • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • собирать различные мозаики.

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш! 
(поочередно загибать пальцы в кулачок)

  • «Человечки»

Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

  • «Помощники»

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), 
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), 
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), 
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

  • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • собирать различные мозаики.

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

  • Игры для развития моторики

Хочу поделиться играми на развитие мелкой моторики, их изготовили в швейной мастерской школы наши ученицы. Пирамидка и цветок для детей совсем не умеющим застегивать и растегивать пуговицы. Остальные на закрепление навыка. Клоуны помогут детям не только застегивать пуговицы, но и научат определять соотносить своё настроение. "Солнышко и тучка" - управляться с кнопками и знакомят с эмоциями. Может эти незамысловатые игры тоже кому - нибудь помогут.

Разработала учитель – дефектолог: Майсюк А. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока на тему "Средства и правила выведения мелких пятен на одежде

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов  тканей в домашних условиях....

Памятка для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»

Уважаемые родители! В памятке предлагаются несложныеупражнения, которые помогут развить мелкую моторику ваших детей....

Консультация для родителей " Зачем нужно развивать мелкую моторику"

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше р...

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику"

письмо - один из самых сложных процессов, которому человеку приходится обучаться. Соответственно, чтобы овладеть письмом, нужно приобрести немало навыков и  опыта.  Поэтому  начинать об...

Рекомендации для родителей "Развивайте мелкую моторику ребёнка".

Развитие мелкой моторики рук ребёнка, способствует формированию речевых навыков и развитию высших пстихических функций....

Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».

Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».С содержании материала: введение, характеристика средств и методов восстано...

Консультация для родителей дошкольников "Развиваем мелкую моторику рук".

Данная публикация направлена на ознакомление родителей дошкольников с различными приёмами развития мелкой моторики детей и их ролью в общем развитии....