РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
статья

Кузова Анастасия Семеновна

Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Успешность социализации во многом оказывается зависимой от множества факторов: уровня развития интеллектуальных возможностей, качества развития физических способностей, не последнее место занимает и коммуникативная активность человека. Особенна актуальна социализация для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

В обучающее пространство включены все лица вне зависимости от пола, возраста и национальной принадлежности. Однако, актуальное положение дел, зачастую, не в полной мере соответствует данным требованиям. Человек в силу особенностей своего развития, имеющий недостатки в физическом или интеллектуальном здоровье, оказывается ограниченным в получении необходимого уровня знаний и опыта для успешной социализации. Нередко, он изолирован от группы сверстников, пребывает в одиночестве, что более осложняет его жизнь.

Общение - важнейшее звено в процессе социализации личности. В процессе общения человек реализует свои базовые потребности, добиваясь самореализации, признания, уважения собственной личности другими людьми. По Маслоу потребность в самореализации является верховной потребностью. Современные тенденции призывают к реализации собственного потенциала, личностных ресурсов с самого детства. Несомненно, существуют альтернативные общению средства самореализации- труд, творческая деятельность, учебная деятельность - но без умения преподать себя, познакомить других людей с удивительным миром собственных открытий и умозаключений, эффективность подобных мероприятий будет менее выражена. Именно общение является ведущей деятельностью подросткового возраста, а значит, умаляя значение коммуникативной активности в жизни каждого из нас, мы пренебрегаем научным отношением: каким бы самодостаточным и независимым не был человек, ему важно ощущать принадлежность к группе других людей, иметь возможность выражать собственное отношение и мнение. В обратном случае, это чревато появлением группы вторичных психологических расстройств.

На сегодняшний день проблемы развития коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья носят актуальный характер. Дети, имеющие хорошие показатели интеллектуального и физического развития, тем не менее, не лишены затруднений в общении друг с другом. Это обусловлено малым развитием эмоциональной сферы, повышенной тревожностью или агрессивностью. Решение нарушений личностной сферы развития детей предполагает организацию развивающих, коррекционных и психопрофилактических мероприятий службой психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе.

В последние десятилетия широко распространена практика инклюзивного образования, когда в единое образовательное поле оказываются включенными лица с различным уровнем психофизического развития. Задачей образовательного учреждения, в котором пребывает ребенок, имеющий официально подтвержденную симптоматику и диагноз, является разработка индивидуального образовательного маршрута, полное содействие специалистов в его развитии. Нередко показателем успешности обучения детей с нарушениями развития является их социализация: беспрепятственное включение в среду коммуникаций, учебных и межличностных взаимодействий.

Детям, имеющим стойкие нарушения или задержку психического развития сложно включиться в коммуникативное взаимодействие: такие дети нередко не понимают обращенную к ним речь, избегают контактов, особенно «глаза в глаза», выражают смущение при необходимости сказать что-либо. Часто возникает ощущение неадекватности поведения ввиду повторяющихся стереотипных движений. Тем не менее, задача обучить таких детей минимальным навыкам коммуникации выступает ведущей задачей их развития. Понимание и умение отвечать на вопросы ознакомительного, личностного, делового характера предполагает организацию ситуаций, при которых у ребенка, раз за разом будут закрепляться данные навыки. Наиболее эффективна организация работы в данном направлении в форме подгрупповых и индивидуальных занятий, в которые будут включены дети с разным уровнем психофизического развития. В учебных ситуациях, в ситуации общей групповой эмоциональной близости, дети приобретают уверенность в себе, приобретают опыт практического взаимодействия. Также в развитии коммуникативных навыков детей полезны: сказкотерапия, драматизация с привлечением в их участие 3-5 детей. С целью поддержания интереса, полной включенности детей в совместную деятельность, рекомендуется организовать деятельность с небольшим количеством детей.

У детей с ОВЗ отмечается повышенная чувствительность и сензитивность к различным тактильным ощущениям: не все учебные объекты они хотят брать в руки, взаимодействовать с ними, выражена настороженность и даже отказ от контакта. Несомненно, важной задачей является развитие чувства доверия, создание атмосферы безопасности и сотрудничества. Данная цель достигается посредством упражнений, когда ребенок изначально может просто наблюдать, а затем вступать в совместную деятельность. Следует отметить, что у каждого ребенка свой порог чувства безопасности и свои рамки, за которые он готов подпускать к себе других людей, поэтому не стоит излишне торопить ребенка, навязывать свои правила и нормы сотрудничества. Ведущим принципом в работе с детьми, имеющими нарушения развития, является тактичность, соблюдение индивидуального темпа и ритма работы. Любой успех в деятельности, пусть малозаметный для окружающих людей, является большим успехом и приобретением для детей данной категории.

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями развития невозможно без сотрудничества с родителями. Поэтому важно вовлекать в данную деятельность и их, организуя игровые сеансы. терапевтические и релаксационные занятия.

В деятельности по развитию коммуникативных качеств у детей с нарушениями развития мы не ставим цели, чтобы ребенок стал активным и умел сотрудничать без затруднений с любым из окружающих его людей. Изучение особенностей развития детей с РАС, ДЦП, ЗПР показывает, что достижение данной цели крайне сложно, что обусловлено в первую очередь, особенностями психофизического, интеллектуального развития. Наша главная задача - воспитать чувство доверия и интерес к сотрудничеству: умение услышать вопрос, ответить на него - немаловажное умение для социализации. Воспитание эмпатии, эмоционального интеллекта также ключевые звенья в социализации детей с ОВЗ. При проведении коррекционных занятий учителем дефектологом широкий блок заданий направлен на развитие именно данных знаний и качеств.

Учитель-дефектолог в работе использует в своем арсенале множество методов и приемов, позволяющих его подопечным успешно адаптироваться в социуме. При применении методик необходимо учитывать - особенности отклонений, вызванных тем или иным заболеванием.

Психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями развития, таким образом, должна включать в себя комплекс мероприятий с привлечением широкого круга лиц. Ключевое внимание наравне с развитием высших психических функций должно уделяться развитию личностной сферы детей, в том числе развитию коммуникативных качеств.

Литература.

  1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2014. 184 с.
  2.  Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2018. С. 71-95.
  3. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2019. 147 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»

Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Успешный детско-юношеский коллектив представляет собой необходимое условие формирования и развития коммуникативных качеств личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотиво...

Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».

Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...