Наши дети-другое поколение
статья (5, 6, 7 класс)

Мухамадиева Ирина Владимировна

Принимая априори тот факт, что каждое новое поколение -другое по существу, вашему вниманию предлагаю советы родителям по вопросам обучения, воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-drugoe_pokolenie.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Другое поколение детей

                                                 (советы родителям)

Мухамадиева И.В.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц», г. Хабаровск

Для начала — принять тот факт, что наши дети — совершенно другое поколение

Мы воспитываем и учим поколение детей, которые сильно от нас отличаются:

  • По-другому воспринимают и обрабатывают информацию: через социальные сети, популярный видеоформат и лидеров мнений. Мы часто говорим в их сторону «вот, цифровое поколение», но для них уже нет различия между онлайн и офлайн — они нормально существуют и тут, и там.
  • Интересуются тем, о чем наше поколение не задумывалось: экология, забота о себе, осознанный образ жизни. Они и сами нас многому учат: отказываться от пакетов, пить больше воды, да даже превращать любимое хобби в заработок.
  • Им уже не так важно обладать вещами, чтобы получить кайф — им достаточно просто пользоваться. Вместо коллекции кассет — подписки на музыкальные и киносервисы. Вместо собственного самоката или велика — арендованный. Им проще получать эмоции здесь и сейчас и не откладывать жизнь на потом — и в этом у них больше свободы.
  • Не торопятся заводить семью, брать ипотеку. У них другие приоритеты и мнение и больше вариативности. Например, кем стать и где учиться, чему в принципе посвящать свое время и жизнь.

Задача родителя — видеть в ребенке человека: со всеми его возможностями и недостатками. Смотреть на него не глазами «о, это в тебе — от мамы, а это — от папы, ты такой же, как мы, и ты должен вот это», а принять, что современные дети не похожи на нас, и это нормально.

1. Учиться разговаривать с ребенком

Интернет открыл для наших детей целый мир — они могут погуглить ответ на любой вопрос или пройти Кембриджские курсы, не выезжая в Англию. Поэтому обычным авторитетом вроде «я так сказал» их уже не возьмешь, рискуешь в ответ услышать: «А почему так? В интернете говорят по-другому. А вот что сказали друзья».

Родителям приходится учиться не давить своим авторитетом, а объяснять и разговаривать. Это сложно. Мы привыкли жить в модели, где нам что-то вкладывают, вколачивают в голову, а мы этому следуем. С нашими детьми это уже не работает.

Занимайте свою позицию в разговоре, но аргументируйте ее. Или честно признайтесь: «Я не знаю, как правильно — давай разберемся вместе». Вырабатывайте правила совместной жизни, устанавливайте границы, изучайте и исследуйте вместе. Ну и не забывайте, что перед вами — такой же человек со своим внутренним миром, желаниями и возможностями. Такой подход помогает выстраивать честный и открытый диалог.

2. Быть включёнными в жизнь ребенка

Будьте рядом. Но не просто для видимости: с телефоном в руках или за ноутбуком с кивающей головой вроде «да, ага, молодец». Посвящайте ребенку качественное время — ему ведь немного нужно, на самом деле.

Задавайте вопросы, предлагайте варианты, откликайтесь на слова и действия ребенка. Например, если пришли в парк — не просто отправляйте младшего на качели, а прокатитесь вместе с ним. И получите классный совместный опыт, который можно потом обсуждать: «Вот это скорость! А тебе было страшно? А что тебе понравилось больше всего?»

Если плотно погрузиться в игру или любое другое занятие вместе с ребенком — хватит минут 40. Это время можно, например, запланировать в своем графике наряду с рабочими встречами.

Придумайте совместные ритуалы. Например, в нашей семье суббота — день, когда мы проводим время вместе. Ходим в кино или валяемся дома и смотрим фильм. Главное — вместе.

3. Хвалить за конкретные вещи

Все мы желаем детям самого лучшего: образования, среды, окружения. Вместе с тем в погоне за этим «лучшим» мы порой ругаем детей за неудачи и отклонения от курса. Взять хотя бы домашку и уроки, значимость которых часто преувеличивается.

Да, нам бы очень хотелось, чтобы дети соответствовали какой-то норме, шкале, системе оценок. Пятерки и четверки — это здорово, но не стоит хвалить ребенка только за них. Есть гораздо более важные вещи, которые так легко упустить из внимания.

Например, для меня ценнее честность в отношениях с детьми и то, что они всегда могут ко мне обратиться, даже если что-то пошло не так. Я рад, что дочь может прийти из школы и спокойно сказать, что получила двойку — потому что знает, что мы не будем ее ругать, а вместе обсудим сложности и придумаем, как их решить.

Еще мы привыкли хвалить ребенка абстрактно: «Вот молодец, вот умница!» А ведь похвала — мощный инструмент, который помогает ребенку понять, что он делает хорошоХвалите его за конкретные действия. Причем даже не обязательно добавлять «молодца» и «умницу», нужно просто добрым голосом озвучить то, что ребенок сделал хорошо: помыл за собой посуду, отложил карманные деньги, сделал всю домашку.

4. Развивать эмоциональный интеллект — в первую очередь свой собственный

Родителям важно учиться замечать и называть эмоции — и свои, и ребенка. Если ребенок еще не подросток, нужно с ним сесть и разобраться: «Ты злишься? Почему? Что вызвало твою злость?» Выслушать, обсудить ситуацию. А когда злость накрывает нас и хочется поругаться — так и сказать: «Я сейчас очень злюсь на тебя за то, что ты не отвечал на телефон. Я за тебя волновался».

Если ребенок постарше, его может раздражать, когда родитель лезет с такими вопросами. Важно научиться видеть эмоцию ребенка и принимать ее:

  • «Я вижу, что тебе тяжело сейчас, если хочешь — можем поговорить об этом».

Тогда ребенок будет понимать, что проявлять свои чувства — это нормально, никто за это не будет ругать и не выгонит из дома. В этой безопасной атмосфере можно и проблему решить, и объяснить, что если тебе плохо, не нужно делать плохо людям вокруг.Я считаю, что моя задача как родителя — заметить увлечения ребенка и помочь ему их реализовать как можно раньше. Например, моя старшая дочь очень любит собак, и мы поддерживаем это увлечение: взяли собаку из приюта, вместе смотрим материалы про собак, рассказываем про профессии, связанные с собаками. И сейчас у Миры появилось желание стать грумером. Возможно, она бы и без нашей помощи пришла к такому решению, но мне кажется, что наша поддержка дает детям дополнительные силы и уверенность.

Интересоваться ребенком — значит интересоваться и его увлечениями. Я, например, не очень люблю сетевые игры, но периодически захожу в «Майнкрафт» и играю с дочками — они очень просят. Если бы я сказал: «Да ну эту вашу ерунду», то сразу бы обесценил их интересы. А мне они действительно важны.

Я искренне верю, что нам, взрослым, всегда есть чему поучиться у детей. Я учусь у своих дочек, у учеников — один ребенок научил меня делать обложки для видео для моего ютуб-канала, другой рассказывает мне про экологию, третий объясняет, как запустить свой стартап. Всё это классное взаимовыгодное сотрудничество, и чтобы его построить, родителям важно учиться видеть и слышать своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Печально я гляжу на наше поколенье..." урок литературы в 10 классе

"Печально я гляжу на наше поколенье..." урок литературы в 10  классе (урок - обобщение)...

7 класс.Литература. Мастерская письма "Ответственность родителей и детей друг перед другом".

Эта мастерская по  рассказу К.Г.Паустовского. Дети работали с удовольствием.  Их сочинения и высказывания  были от души. Текст рассказа брала в сокращенном  виде, так как  по ...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...